Ценовая эластичность спроса и предложения

Анализ спроса и предложения позволил выявить общие направления изменения спроса и предложения под воздействием ценовых или неценовых факторов и сформулировать базовый закон — закон спроса и пред­ложения.

На практике бывает недостаточно знать, что рост цены вызывает сокращение объема спроса на товар, нужна более точная количественная оценка, ибо указанное сокращение может быть быстрым или медленным, силь­ным или слабым.

Чувствительность рынка к изменению цен, доходов или каких-либо других показателей рыночного состояния отражается в показателе эластичности, которая может быть охарактеризована специальным коэффициентом.

Основные виды эластичности спроса и предложения:

1. Ценовая эластичность спроса(Еdp) характеризует степень изме­нения спроса под влиянием изменения цены и измеряется ко­эффициентом эластичности:

Еdp =∆Q%/∆P%,

где ∆Q% — относительное изменение спроса, %;

∆P% — относительное изменение цены, %.

В зависимости от характера товара реакция покупателей на изменение цены (эластичность) будет разной (табл.2.1).

Таблица 2.1

ВИДЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА

Вид эластичности Значение коэффициента Соотношение изменения спроса и цены
Абсолютно неэластичный спрос Еdp =0 Цена растет (падает), спрос постоянен
Неэластичный спрос Еdp < 1 Цена растет (падает) больше, чем спрос
Единичная эластичность спроса Еdp = 1 Спрос и цена изменяются в равной степени
Эластичный спрос Еdp > 1 Цена растет (падает) меньше, чем спрос
Абсолютно эластичный спрос Еdp = ∞ Спрос растет (падает), цена постоянна

Примерами разной эластичности спроса на различные това­ры могут служить:

• спрос на инсулин — совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина (спрос постоянен);

• спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) — неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

• спрос на предметы роскоши — эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

• спрос на транспортные услуги, как правило, характеризу­ется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и транспортные тарифы;

• если цена фиксирована, например, установлена государ­ством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

Эластичность спроса зависит от ряда факторов:

• количества заменителей данного продукта. Чем больше име­ется хороших заменителей, тем выше эластичность;

• удельного веса расходов на товар. Чем большую часть своего дохода потребитель тратит на товар, тем выше ценовая эластичность спроса;

• значимости товара — является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

• фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

Коэффициент эластичности позволяет определить как изменения цены повлияют на объемы про­даж и доходы фирмы.

Совокупная выручка фирмы рассчитывается по формуле: TR=P*Q:

т.е., с одной стороны, вследствие уменьшения це­ны доход сократится, с другой стороны, под воздействием увеличения объема спроса доход возрастет.

Прирост дохода определяется соотношением изменений этих величини, в свою очередь, зависит от ценовой эластичности спроса.

Таким образом, если при эластичном спросе снижение це­ны увеличивает совокупный доход, то при неэластичном спросе аналогичное изменение цены сокращает совокупный доход фирмы (табл.2.2).

Таблица 2.2

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ И ДОХОД ФИРМЫ

Изменение цены Спрос Единичная эластичность спроса
неэластичный эластичный
Увеличивается Доход растет Доход падает Доход не меняется
Сокращается Доход падает Доход растет Доход не меняется

2. Перекрестная эластичность спроса (ЕXY) характеризует степень изменения спроса на товар Xпри изменении цены товара Y:

ЕXY =∆Qх%/∆Pу%,

где ∆Qх% — относительное изменение спроса на товар Х, %;

∆Pу% относительное изменение цены на товар У, %.

Если:

ЕXY > О, то товары Х и Y — взаимозаменяемые;

ЕXY < О, то товары Х и Y — взаимодополняемые;

ЕXY = 0, то товары Х и Y — независимые друг от друга.

3. Эластичность по доходу(ЕI) характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода:

ЕI=∆Q%/∆I%,

где ∆Q% — изменение спроса, %;

∆I% — изменение дохода, %.

Для нормальных товаров коэффициент эластичности по до­ходу положителен, т.е. ЕI > О, для товаров первой необходимости 0< ЕI < 1, для товаров низшей категории — отрицателен, т.е. ЕI < 0.

4. Ценовая эластичность предложения (Еsp) - степень изменения предложения под влиянием изменения цены:

Еsp =∆Q%/∆P%,

где ∆Q% — изменение объема предлагаемой продукции, %;

∆P% - изменение цены, %.

Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции всегда прямая, то эластичность предложения всегда больше 0.

Предложение может быть: эластичное (Еsp >1), неэластичное (Еsp <1), характеризоваться единичной эластичностью (Еsp =1), быть совершенно эластичным (Еsp = ∞) и совершенно неэластичным (Еsp =0).

Степень эластичности предложения зависит от способности производства к быстрой переналадке, возможности хранения про­дукции и т.д. Но главным фактором, влияющим на степень эластич­ности предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителя, для того чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспреде­лить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

Теория эластичности имеет широкое практическое применение. Она используется в ценообразовании, для определения конкурентной политики, регулирования объемов выпуска, определения степени монополизации отрасли, подсчета эффективности рекламных компаний, определения налоговой политики и налоговых ставок, распределения тяжести налогообложения между потребителями и производителями.


Вопросы для самопроверки по теме 2.1

1. Сформулируйте закон спроса.

2. Когда следует говорить об изменении величины спроса, а когда – об изменении спроса?

3. Сформулируйте закон предложения.

4. В чем состоит уравновешивающая функция рыночной цены?

5. Почему в условиях совершенной конкуренции товарный дефицит и избыток носят временный характер?

6. Что такое эластичность спроса по цене?

7. Как рассчитать коэффициент ценовой эластичности спроса?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: