Влияние и власть, их источники, соотношение понятий. Формы власти и влияния. Проблемы власти. Власть, основанная на принуждении. Власть, основанная на вознаграждении. Экспертная власть. Эталонная власть (власть примера). Власть закона. Власть, основанная на традиции.
Сущность лидерства. Особенности неформальной власти.
Стиль менеджмента и его основы. Методы руководства людьми как признак стиля управления. Руководитель – субъект, реализующий стили управления.
Одномерные стили управления. Авторитарный стиль и его разновидности. Демократический стиль и его разновидности («консультативный», «партисипативный»). Либеральный стиль управления. Сравнительные преимущества и недостатки различных стилей. Условия их применения. Адаптивное руководство – ситуационный подход.
Многомерные стили управления – комплекс взаимодействующих подходов. Управленческая «решетка»
Р. Блейка и М. Моутон. Модели стилей управления
В. Врума и Ф. Йеттона.
Понятие имиджа и деловой репутации. Имидж менеджера как модель социального поведения. Этика делового поведения и общения руководителя. Основные составляющие имиджа менеджера: деловые качества, навыки общения, личное обаяние, нравственные характеристики, техника самопрезентации и др. Роль специалистов по PR в создании и поддержании имиджа руководителя.
Тема 11. Мотивация деятельности