- нет повторного восприятия.
Узнавание более простой процесс, т.к. имеет основу.
Но узнавание само по себе может быть разной сложности.
Воспроизведение:
1. Непроизвольное (перселерация – назойливое; ассоциативное; припоминание – активная работа мышления).
2. Произвольное/припоминание – активная интеллектуальная работа.
3. Воспоминание – присутствует момент значимости + эмоциональное состояние.
22. Закономерности процесса забывания. Факторы, влияющие на скорость забывания.
Условия сохранения:
Активное использование материала.
Без активного использования – забывание.
Забывание – позитивная сторона – ненужные сведения уходят (это нельзя преувеличивать, т.к. может забыть что-то нужное Þ вопрос о борьбе с забыванием).
Ременессенция – ложное забывание (может быть от переутомления). В первое время после получения информации.
Самое активное забывание происходит в первые 48 ч.
Осмысленный материал забывается медленнее и меньше (что-то все равно остается).
Неосмысленный материал забывается быстрее и тщательнее (может забыться навсегда).
|
|
Торможение.
Последующий материал тормозит предыдущий – ретроактивное торможение.
Предыдущий материал тормозит последующий – проактивное торможение.
На середину влияет и ретро-, и проактивное торможение – запоминание хуже.
Эффект края – начало и конец лучше запоминаются.
23. Понятие, функции, формы и виды воображения.
Понятие о воображении.
Есть представление воображения и представление памяти.
Воображение – форма отражения (представление) – создание нового в образной форме.
Особенности:
Возможность отражать явления:
1. с которыми не сталкивались (на основе описания или др.).
2. которых нет, но могут быть (опережающее отражение – отражение результатов деятельности).
3. В воображении создаются образы, которые не могут быть воплощены (кентавры, русалки, …).
4. Выходит за пределы реально существующего. Но сохраняется связь с известным, реальностью.
В воображении появляется возможность:
- выразить нечто новое;
- и действительность (в которой был человек).
Воображение – специфическая форма отражения (расширяет возможности познания) с моментами мышления.
Особенности:
1. В воображении могут иметь место проблемные ситуации.
2. Воображение характеризуется большей неопределенностью.
3. Воображение характеризует проспективную деятельность человека (проспект – обзор, вид). Человек намечает то, что надо сделать.
Виды воображения:
1. по влиянию воображения на жизнь.
- Активное (вторгается в жизнь, мобилизует, …).
- Пассивное (созерцательное).
2. по степени произвольности/преднамеренности.
|
|
- Произвольное (волевые задачи, усилия; преднамеренное В.).
- Непроизвольное (цели нет, волевых усилий нет, но образы возникают; непреднамеренное В.).
3. по степени творчества.
- Воссоздающее (восстанавливает по какому-то основанию (книга, слова. описание)).
- Творческое (создает образ).
4. по степени яркости и соотношению образов воображаемого с действительностью.
- реалистическое (пр: прогнозирование);
- фантастическое.
Приемы создания (воображения):
Воображение – это определенная психическая деятельность.
Приемы создания образов = составляющие воображения.
1. Агглютинация – склеивание (кентавр, русалка).
2. Аналогия – сходство в каком-либо отношении между предметами и явлениями (принцип из животного мира –> техника -> самолет).
3. Гиперболизация – преувеличение/преуменьшение (Гулливер, лилипут).
4. Акцентирование – специфическая особенность – речь идет о части объекта. Преувеличение какой-то черты, подчеркивание (пример: шарж).
5. Типизация – в одном лице отражаются определенные типы (конкретное + момент обобщения).
6. Схематизация – различия предмета сглаживаются и выпячиваются какие-то общие моменты.
24. Приемы творческого воображения.
25. Понятие и специфические особенности мышления. Мышление и речь.
Мышление – высшая ступень познания. Отражает существенное, главное, закономерное.
Главные признаки – повторяющиеся, закономерные (для предметов данной группы).
Особенности мышления:
1. Обобщенное отражение (главных характеристик). В мышлении происходит отбор.
2. Опосредованность (косвенное отражение, не непосредственное (благодаря опыту, знанию, логике, …)).
3. Используется особый инструмент для решения задач – язык (речь).
4. Использование социального опыта.
Но, каким бы сложным мышление не было, в конечном счете оно опирается на чувственное познание.
Мышление, как особая теоретическая деятельность, опирается на деятельность практическую.
Источник мышления – практическая деятельность/практика (критерий и проверка мышления).
Сама практическая деятельность меняется в зависимости от развития мышления.
Практика становится интеллектуализированной.
Участки мозга.
Лобные отделы – функционирование наиболее сложных форм мыслительной деятельности.
Теменно-затылочная область – связи, отношения (пр: книга на столе, и т.д.).
Левая височная область – восприятие и понимание речи.
26. Виды мышления. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
I. По степени творчества.
1. Алгоритмическое - последовательные операции; последовательное приближение к решению (завершению).
2. Эвристическое (эврика - открывать) - более гибкое (если условия изменчивы, или их много, или …). Присутствует момент творчества.
В эвристическом мышлении – возможен перебор разных вариантов (с учетом разных условий) – выдвижение гипотез.
Выдвижение гипотез может протекать на неосознаваемом уровне.
II. По степени осознанности и быстроте.
1. Интуитивный – момент скоротечности, момент неосознаваемости.
2. Дискурсивный – рассуждающий.
III. По характеру решаемых задач.
1. Наглядно-действенное/Практически-действенное.
Протекает в течение решения различных практических задач.
Возникает по ходу решения задач. Характеризуется гибкостью.
Иногда приходится действовать в условиях дефицита времени -> сложное мышление (в плане привлечения знаний + малое количество времени).
Теплов – обратил внимание на сложность мыслительной деятельности.
По мере исторического развития наблюдается усложнение этой дятельности.
Наглядно-образное.
Конкретное и обобщенное.
Мышление, когда какие-то идеи выражаются в образной форме (пословицы, поговорки, басни, …).
Образные формулировки делают мысль более доступной и запоминающейся + эмоциональное сопровождение.
|
|
2. Теоретическое (отвлеченное).
Отвлеченное мышление/словесно-логическое/теоретическое.
Мышление более сложное.
Характеризуется тем, что может подниматься на новые уровни обобщения и проникать вглубь предмета (позволяет соединять все более отдаленные/различные вещи).
+ скорость.
27. Основные мыслительные операции. Этапы решения мыслительных задач.
28. Понятие, функции и физиологические основы речи. Язык и речь.
Речь – это использование языка в процессе общения, т.е. вербальное общение.
Речь – наиболее совершенная форма общения, т.к. создается возможность точно обозначать мысли, связи и отношения.
Речь:
- средство общения.
- средство интеллектуальной деятельности.
Язык – явление сложное. По Лурии на ранних этапах был праязык. У него нет сложившейся системы слов, нет опоры.
Слова – слова восклицания, несут экспрессивную функцию.
Велика роль невербальных компонентов.
В ходе развития языка произошло отделение невербальных компонентов.
Единица языка – слово.
Единица речи – синтагма (сочетание слов, нечто соединенное).
Язык имеет:
- лексический состав;
- грамматические правила;
- фонетический строй слова.
Психологическая сторона проявляется в тесной связи с мышлением.
Слово – это понятие. И эта способность слова – отражать общие х-ки предмета является важной х-кой слова.
Функции:
СЛОВО – обозначает ® расширяет возможности общения. Дает возможность общаться в отсутствии предметов и явлений.
- обобщающая функция (обозначает классы предметов, группы). + вычленяет общие х-ки (это имеет отношение к мышлению, общению).
Содержательная сторона слова – значение. НО – слово может иметь разные значения. Необходимо расшифровывать значение слова. Нужно учитывать ситуацию. В ситуации общения нужно выбирать значение – это нахождение смысла слова (исходя из контекста).
Содержание значения слов разнородно:
1. В значении по-разному соотносятся наглядно-образные и отвлеченные компоненты.
|
|
2. В значении слова выдвигаются качественные х-ки.
3. Особенности действий.
4. Связи и отношения между предметами.
-- В значении слов имеет место разноплановое общение.
СИНТАГМА – обозначение предметов, их связей и отношений.