Виды и свойства памяти

Существуют различные виды памяти, которые можно классифицировать по разным основаниям:

I. По характеру психической активности:

1. Двигательная.

2. Эмоциональная.

3. Образная.

4. Словесно‑логическая.

II. По участию воли:

1. Произвольная.

2. Непроизвольная.

III. По времени сохранения:

1. Мгновенная.

2. Кратковременная.

3. Оперативная.

4. Долговременная.

IV. По анализатору:

1. Зрительная.

2. Слуховая.

3. Тактильная.

4. Вкусовая.

5. Обонятельная.

Память каждого человека, характеризуясь общими закономерностями развития, вместе с тем имеет свои особенности.

Индивидуальные различия памяти обусловливаются индивидуальными особенностями личности и зависят от специфики деятельности человека. Своеобразие развития анализаторов определяет тот или иной вид памяти. Например, у художника под воздействием постоянного профессионального внимания к таким свойствам зрительно воспринимаемых предметов, как форма, цвет, пространство, как правило, исключительно сильно бывает развита зрительная память. Музыканты отличаются хорошей слуховой памятью.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в ее свойствах. К свойствам памяти относятся объем памяти, точность запоминания и воспроизведения, прочность запоминания, скорость запоминания, мобилизационная готовность памяти.

Объем памяти – количественный показатель продуктивности мнемических процессов (количество материала, которое может быть воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия).

Точность запоминания и воспроизведения – способность без искажения воспроизвести информацию, характеризующаяся степенью соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом.

Прочность запоминания – максимальная длительность сохранения запоминаемого материала.

Скорость запоминания – время, необходимое для полного запоминания материала.

Мобилизационная готовность памяти – умение легко и быстро извлекать из памяти то, что необходимо.

Индивидуальные особенности памяти во многом зависят от свойств нервной системы, но в то же время изменяются под влиянием условий жизни и воспитания. В процессе формирования личности, под влиянием учебной и трудовой деятельности развиваются и изменяются все виды и свойства памяти.

Память на начальных ступенях развития ребенка носит непроизвольный характер. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх, причем запоминается лучше, то, что связано с целью деятельности, вызывает интерес.

Процесс обучения, усвоения новых знаний существенно влияет на развитие памяти. Под воздействием требований учебной деятельности запоминание и воспроизведение все больше приобретают произвольный характер, увеличивается число мнемических приемов и операций, применяемых человеком для повышения продуктивности памяти. Эти особенности следует учитывать педагогу в процессе обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: