Классический и современный риторический канон. Тема и авторский замысел речи. Выбор темы. Требования к теме. Градуирование. Определение целевой установки и типа публичной речи. Проблема и тезис речи. Требования к тезису.
Инвенция. «Общее место» (топ) как смысловая модель. Топы «род и вид», «определение», «целое и части», «свойства», «сопоставление», «обстоятельства», «причина и следствие», «пример», «свидетельство», «имя». Смысловая схема речи.
Диспозиция. Уровни организации содержания речи. Общие требования к диспозиции публичной речи. Фабулярный и сюжетный подходы к диспозиции. Задачи и виды вступления и заключения. Информирующая речь. Принципы творческого (фабулярного) описания. Сюжетное и фабулярное повествование. Архетипические фабулы. Аргументирующая речь. Строгая, свободная и искусственная хрия. Эпидейктическая речь, ориентиры ее создания и ведения. Выражение мысли в сообщении.
Элокуция. Критерии культуры речи. Точность речи. Понятность речи. Профессионализмы. Диалектная лексика. Жаргонизмы. Термины. Иноязычная лексика. Чистота речи. Правильность речи. Выразительность речи.
|
|
Риторические фигуры и их классификация. Тропы, их смысловые особенности и возможности. Амплификации. Фигуры в узком смысле. Средства диалогизации речи и эмоционального контакта. Речевые нормы Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел.
Тема 4. Основы ораторского мастерства.
Основные качества юридической речи
Оратор и ораторская речь. Особенности ораторской речи. Подготовка к публичному выступлению. Основные этапы подготовки к выступлению. Основные элементы композиции: вступление, основная часть, заключение. Виды вступлений: обычное, прямое начало, тонкий подход, полемическое, с ораторской предосторожностью, внезапное. Методы подачи материала в основной части (индуктивный, дедуктивный, концентрический, ступенчатый, исторический, метод аналогии). Виды заключений: обобщение, побуждение, полемическое заключение, клаузула.
Контакт с аудиторией. Интонация, позы, мимика и жесты оратора. Временные пропорции частей речи. Вербальные и невербальные переходы. Индуктивная и дедуктивная стратегии убеждения. Вербальные и невербальные приемы управления вниманием аудитории.