Предмет «Риторика» изучается студентами очной формы обучения, занимающимися по программе получения высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» (бакалавриат). Курс изучается студентами второго курса, имеющими определенную лингвистическую подготовку (курс «Русский язык и культура речи» был изучен ими в первом семестре).
Дисциплина начинается с рассмотрения предмета и задач курса, основных понятий (таких как: роды и виды красноречия, аппарат риторики, фигуры речи, тропы речи, литературный язык и его норма, стили литературного языка и др.). Затем последовательно изучаются основные разделы курса в соответствии с представленной далее программой.
Основными формами учебной работы являются лекции, семинары, самостоятельная работа студентов (включающая в себя подготовку докладов и сообщений).
В ходелекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия изучаемой темы, связанные с ней практические проблемы, предлагает рекомендации к самостоятельной работе.
|
|
Семинарские занятия служат для контроля знаний студентов, закрепления изученного материала, представления студентами докладов и обсуждения поставленных в них проблем в аудитории, проведения дискуссий и осуществления других видов работы, позволяющих развивать риторические навыки студентов.
В ходе занятий студентам предлагаются задания, позволяющие им проявить себя в различных речевых ситуациях, связанных и с повседневным и профессиональным общением. Эти ситуации требуют от студентов умения войти в предлагаемые обстоятельства, осознать стоящую перед ними цель и подчинить свое речевое поведение ее реализации. К таким видам работ относятся:
- риторические игры;
- импровизационные выступления;
- риторический анализ текстов известных ораторов прошлого, отрывков из произведений художественной литературы и т. п.
Преподавание дисциплины предполагает активное использование мультимедийных средств: учебных материалов, выполненных в электронном виде (образцы судебных речей выдающихся ораторов прошлого), видеоматериалов по проблематике курса, иллюстративного материала (в процессе проведения занятий-дискуссий). Кроме этого, преподаватель может использовать на занятиях интернет-ресурсы (обращаться к сайтам федеральных органов государственной власти, справочным материалам, размещенным на специальных порталах, таких как: www.gramota.ru и www.gramma.ru и под.).
Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, подготовку докладов и сообщений, выступление на групповых занятиях, выполнение практических заданий по риторике. Важным аспектом процесса усвоения теоретических знаний и применения их на практике является риторический разбор текстов, относящихся к судебному красноречию. Студенты выбирают заинтересовавшую их защитительную или обвинительную речь (любого периода) и по мере освоения на лекциях теории риторики последовательно исследуют текст с точки зрения представленной в нем системы доказательств, композиционного построения, использования средств выразительности и изобразительности языка. Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и впоследствии может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов и эффективности работы учебных групп.
|
|
На консультациях преподаватель разъясняет наиболее сложные вопросы, дает требуемые рекомендации по изучению текущего материала.