Рекомендации по поиску и использованию источников и литературы

Учебная литература – учебники, учебные и учебно-методические пособия. Содержит необходимый минимум информации, подлежащей усвоению учащимися. Используется для подготовки к зачету или экзамену, а при написании реферата или контрольной работы, подготовке к семинарскому (практическому) занятию – для определения содержания вопроса контрольной работы, темы семинарского (практического) занятия, реферата.

Дополнительная литература – монографии, статьи, научные и научно-популярные сборники, иные издания. Содержат специфическую, дополнительную к учебной информацию. Научная литература (научные монографии, сборники статей) посвящена исследованиям научных проблем и содержит не только фактический, но и дискуссионный материал, а заключительные выводы отражают точку зрения автора. Популярная литература (информативные, описательные издания для широкого круга читателей) выполняет просветительскую миссию и излагает материал в общедоступной, упрощенной форме, в чем сходна с литературой учебной. Элементы двух последних категорий совмещает научно-популярная литература.

Источник в исторической науке – любой остаток, свидетельство прошлого. В более узком смысле имеется в виду письменный источник – любой текст исторического происхождения. Подразделяются на неопубликованные (в архивах, музеях и других хранилищах) и опубликованные (в хрестоматиях и сборниках документов). В хрестоматиях, по сравнению со сборниками документов, тексты источников более адаптированы для понимания учащимися.

13.1.1. Поиск и подбор источников и литературы

Помощь в поиске необходимых источников и литературы призваны оказать тематические списки, прилагающиеся к заданиям практических (семинарских) занятий и другим методическим материалам. Однако эти списки не являются исчерпывающими, помимо указанной в них литературы (или вместо нее) можно привлекать дополнительную по соответствующей теме. В этом могут помочь каталоги библиотек, научно-справочный аппарат различных изданий, тематические списки литературы.

К научно-справочному аппарату относятся ссылки на литературу в тексте книги (статьи) и список литературы в конце. Они содержат описание литературы, имеющей отношение к теме данного труда. Тематические списки прилагаются к разделам учебных пособий и призваны облегчить поиск и подбор литературы. В обоих случаях следует иметь в виду, что, во-первых, эти ссылки и списки не охватывают всего объема существующей по этой теме литературы, а во-вторых, не вся литература, указанная в них, может быть доступна студенту. Как правило, в этих списках указывается наиболее значимая и содержательная литература, и при ее поиске зачастую приходится обращаться в библиотеки.

Осуществляя поиск литературы в библиотеке, следует пользоваться следующими каталогами:

· систематическим (если необходимо найти книгу по теме, но не известно ее название или автор)*;

· алфавитным (если известны название или фамилия автора)*;

· систематической картотекой статей (если необходимо подобрать статью по теме)**;

· каталогом периодики (если известно издание, содержащее статью)**.

*так же ведется поиск хрестоматий, сборников статей и документов.

**в этих каталогах хранятся карточки на статьи и периодические издания за последние 5 лет.

Допускается и даже приветствуется использование личных библиотек, любых доступных источников информации. В качестве таковых могут быть привлечены частично материалы всемирной сети Интернет, если они носят научный или научно-популярный характер. Желательно использовать сайты научных институтов и изданий, интерактивных исторических клубов. Можно обращаться к сети в поисках опубликованных в ней источников, используя в качестве таковых в том числе страницы и сайты политических и иных организаций. Однако Интернет не должен становиться единственным источником какой бы то ни было информации.

Результатом поиска становится подбор литературы и источников, содержащих необходимый для студента материал по искомой теме (вопросу).

13.1.2. Обработка литературы и фиксация информации

Найденные источники, научная, научно-популярная и учебная литература могут содержать огромный объем разнообразной информации. В целях экономии и организации времени студента, а также ее более упорядоченного восприятия, следует отбирать ту информацию, которая необходима студенту для подготовки к докладу (реферату, контрольной работе), а также допускается фиксировать информацию, которая может пригодится в будущем. Это не значить, что студенту нельзя читать и конспектировать те страницы, которые не относятся к вопросам выполняемого им задания, но заинтересовали его в плане общего развития, повышения эрудиции.

Полученная при обработке литературы и источников информация может быть зафиксирована с помощью конспекта. Варианты.конспекта могут быть различными:

· выписки – запись основных мыслей книги (статьи, источника) цитатами из подлинника или их пересказ;

· краткое содержание – пересказ основного содержания статьи, книги, источника с указанием на главные, основные, концептуальные выводы автора;

Возможны комбинации этих вариантов (например, пересказ с использованием цитат), желательно при этом указывать страницы, откуда взяты цитаты (поможет при ссылках в тексте реферата или другой работы). В некоторых случаях рекомендуется делать в тексте конспекта поля для собственных записей (комментариев, выводов и т. п.) – этот последний вариант может пригодится при подготовке рефератов, докладов и других работ, предполагающих самостоятельные выводы, изложение собственных мыслей..

Таким образом, накопленная информация станет базой для дальнейшей самостоятельной работы студента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: