№
п/п
| Наименование
дисциплины
(темы)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения (знать, уметь, владеть)
|
1.
| Культура речи:
общие понятия
| Предмет курса. Понятие языка и речи. Функции языка, уровни его владения. Основные единицы речевого общения.
Понятие языковой нормы, ее кодификация. Особенности нормы. Генезис нормы литературного языка.
Пути усвоения нормы. Система норм. Нормативные словари и справочники. Основные аспекты культуры речи как учебной дисциплины. Коммуникативные качества культурной речи
| ПК – 1
ПК – 5
ПК – 12
ПК – 7
| Знать: основные признаки литературного языка, различия между языком и речью, основные словари русского языка, различные нормы в русском языке, формы речи, нормативные варианты, аспекты культуры речи.
Уметь: работать со словарями, контролировать соответствие устной и письменной речи требованиям норм современного литературного языка, правильно употреблять синонимы, омонимы, паронимы и антонимы, фразеологические обороты, грамотно составлять письменные тексты, находить и исправлять речевые ошибки.
Владеть: умениями правильно отбирать и употреблять языковые средства в соответствии с нормой в процессе речевой деятельности как в устной, так и в письменной форме, владеть навыками выделения конструктивно - стилевого вектора текста
|
2.
| Функциональные стили современного русского литературного языка
| Понятие стиля. Соотнесения сферы общения, стиля языка и коммуникативных качеств речи. Взаимодействие стилей. Речь как показатель социального статуса говорящего.
Изменчивость стилей. Коммуникативная техника ведения диалога.
Невербальные сигналы в общении
| ПК – 1
ПК – 14
ПК – 6
ПК – 7
| Знать: функциональные стили русского языка, соотнесение сферы общения и коммуникативных качеств речи.
Уметь: распознавать особенности каждого функционального стиля при работе с текстом.
Владеть: речевыми навыками адекватно реализовать свои коммуникативные возможности в различных ситуациях общения.
|
3.
| Функционально-стилевой состав книжной речи
| Общая характеристика книжной речи. Стилевое расслоение русской лексики. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистике. Речевая агрессия и речевая манипуляция в СМИ. Понятие аллюзии. Особенности газетных заголовков.
Сфера функционирования, видовое разнообразие и языковые черты официально-делового стиля. Проблема заимствований и аргонимов.
Унификация языка документов. Язык и стиль распорядительного и инструктивно-методических документов.
Особенности языка рекламы.
Научный стиль. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи.
|
ПК – 3
ПК – 6
ПК – 7
| Знать: признаки, стилевые и языковые черты, а также особенности различных стилей речи (публицистического, официально-делового, научного и разговорного), их лингвистические, паралингвистические и экстралингвистические факторы.
Уметь: составлять и редактировать научный текст в соответствии с требованиями жанра, использовать различные языковые средства – лексические единицы, устойчивые сочетания, выразительные средства языка и т.п. в соответствии с различными стилями, использовать официально -деловую лексику в делопроизводстве, различать средства оформления разговорного стиля речи.
Владеть: навыками языкового и текстового анализа в соответствии с различными стилями речи
|
| Культура устной монологической речи
| Понятие и особенности монологическое речи. Технические характеристики говорения. Подготовка устного монологического высказывания: цель и содержание, структура, использование стилистических фигур, запоминание и произненсение речи. Типичные недостатки. Виды речи.
Оратор и аудитория. Виды аргументов. Основные приемы поиска материалов. Ведение полемики.
Устная научная речь. Тезисы как жанр научной речи, требования к составлению тезисов.
Русская разговорная речь. Культура поведения и этические нормы общения. Речевой этике. Грамматические средства выражения вежливости в русском языке. Проявление вежливости в невербальных средствах общения. Культура телефонного разговора. Особенности общения в Интернете.
| ПК – 5
ПК – 8
ПК – 3
ПК – 4
| Знать: основные единицы общения (речевое событие, речевую ситуацию, речевой акт, дискурс), условия эффективной речевой коммуникации, невербальные средства общения, логические правила построения устной речи, этику ораторского выступления, приемы поиска материала к выступлению, его структурирования и основные виды аргументов, основные типы связи в тексте и средства их выражения, способы словесного оформления публичного выступления, правила написания лаконичных речей, проявления вежливости в невербальных средствах общения.
Уметь: использовать приемы эффективного аргументирования, устанавливать контакт с аудиторией, работать над композицией выступления и логикой изложения, выбирать выразительные средства речи, эффективно начинать и заканчивать выступление.
Владеть: навыками и умениями построения устного монологического высказывания с учетом специфики аудитории, речевой ситуации и коммуникативных намерений оратора.
|
№
п/п
| Наименование разделов
| Аудиторные часы
| | | |
Лекции
| Практические занятия
| всего
| Самостоятельная работа (формы, часы)
| Формы текущего контроля
|
I.
| I семестр
Культура речи: общие понятия
| 10/0,28
| 14/0,39
| 24/0,67
| 10/28
| |
1.
| Предмет курса. Понятие языка и речи. Функции языка, уровни владения языком. Основные единицы речевого общения.
|
|
|
|
| Диагностический тест
|
2.
| Литературная норма как основа обеспечивающая коммуникацию, ее кодификация и динамический характер. Система норм.
|
|
|
|
| Конспектирование дополнительного материала к лекуции
|
2.1
| Нормы орфографии. Алгоритмы правописания. Трудные орфограммы.
| |
|
|
| Самостояьтельная проработка материала
|
2.2.
| Нормы пунктуации. Основные пунктограммы.
| |
|
|
| Проверочный диктант
|
2.3.
| Орфоэпическая норма. Нормативные варианты произношения.
| |
|
| |
|
2.4
| Лексическая норма. Употребление слов в соответствии с их семантикой.
|
|
|
| |
|
2.5.
| Нарушение нормы, ошибки, связанные с нарушением лексической нормы
| |
|
|
| Развернутый ответ на вопрос
|
2.6
| Нормы грамматики и синтаксиса: нормы управления, согласования, употребления деепричастных оборотов и прямой речи.
|
|
|
| |
|
3.
| Основные аспекты культуры речи как учебной дисциплины. Коммуникативные качества культурной речи.
|
|
|
|
| Контрольный тест
|
II
| Функциональные стили современного русского литературного языка
| 8/0,22
| 4/0,11
| 12/0,33
| 8/0,23
| |
4.
| Формы и сферы существования языка. Система функциональных стилей русского литературного языка. Особенности книжной сферы.
|
|
|
| | |
4.1.
| Конструктивно-стилевые векторы различных текстов. Стилевые особенности классификации различных текстов.
|
|
|
| | |
4.2.
| Требования к качественной речи. Новые сферы применения литературного языка. Изменения, произошедшие в русском языке за последние десятилетия. Употребление лексики с ограниченной сферой употребления.
|
|
|
|
| Реферат
|
5.
| Коммуникативная техника ведения диалога. Жанры диалогового общения. Невербальные сигналы в общении.
|
|
|
|
| Заметка в стенгазету (эссе)
|
III
| II семестр
Функционально-стилевой состав книжной речи
| 6/0,17
| 14/0,39
| 20/0,56
| 26/0,8
| |
6.
| Общая характеристика книжной речи. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистике.
|
|
|
|
| |
6.1.
| Средства выразительности в публицистике. Понятие аллюзии, специфика газетных заголовков.
|
|
|
|
| эссе
|
7.
| Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля.
|
|
|
|
| |
7.1.
| Официально-деловая письменная речь. Текстовая и языковая норма в деловой документации. Проблема заимствований и аргонимов.
| |
|
|
| |
7.2
| Унификация языка документов. РечевойЭтикет в документе. Работа с электронными шаблонами.
|
|
|
|
|
|
7.3.
| Язык и стиль распорядительных и инструктивно-методических документов.
|
|
|
|
| Письмо-оферта
|
7.4.
| Язык и стиль коммерческой корреспонденции.
|
|
|
|
| |
7.5.
| Реклама в деловой речи. Особенности языка рекламы.
| |
|
|
| Составление рекламы
|
8.
| Научный стиль. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи.
|
|
|
|
| |
8.1.
| Жанр научных тезисов, требования к их письменному оформлению. Цитирование в научных жанрах.
|
|
|
|
| Оформление тезисов доклада на предложенную тему
|
IV
| Культура устной монологической речи
| 12/0,33
| 14/0,11
| 16/0,43
| 28/0,78
| |
9.
| Понятие и особенности монологической речи, технические характеристики говорения. Подготовка речи. Оратор и аудитория. Виды аргументов.
|
|
|
|
| |
9.1.
| Основные приемы поиска материала к выступлению. Подбор цитат.
|
|
|
|
| |
9.2.
| Специфика полемики как одного из видов спора. Стратегии ведения полемики.
|
|
|
|
| |
9.3.
| Устная научная речь и ее виды. Композиционно-логическое построение научного высказывания и способы его изложения.
|
|
|
|
| реферат
|
10.
| Русская разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка: условия функционирования, речевая агрессия и пути ее преодоления.
Деловой телефонный разговор: этическая норма, использования языковых клише, этика делового телефонного разговора.
|
|
|
|
|
Тренажерное тестирование
|
10.1.
| Вербальные и невербальные параметры ораторской речи.
|
|
|
|
| |
| Интернет - коммуникации и этика электронного общения.
|
|
|
|
| Контрольный тест
|
| КСР
| | | | | |
| Всего по дисциплине
| 36/1
| 36/1
| 72/2
| 72/2
| |