Первостепенная роль СМИ объясняется рядом причин: оперативностью в распространении общественно значимой, затрагивающей интересы людей информации, возможностью одновременного охвата большой аудитории, влияние на общественное мнение.
Историческая последовательность, в которой появились СМИ, наложила отпечаток на их специфические характеристики. Европейская пресса ведет отсчет времени лишь с XVII в., когда впервые появилась коммерческая газета, а появление массовой газеты в США относится к 1833 г.
Газетная пресса – одна из древнейших форм средств массовой информации, и сегодня она располагает большими специфическими возможностями оперативно, правдиво, адекватно или искаженно отобразить реальную действительность. Исследование американской аудитории показали - аудитивный канал (радио, звукозаписи, фонограммы) популярны у молодежи до 20-ти лет, затем предпочтение отдается телевидению, после 30-ти лет внимание переключается на прессу. Только газета способна давать обоснованную, аргументированную точку зрения», пресса находит своего читателя во всех кругах нашего общества.
|
|
Наличие прессы новой ориентации объясняется рядом факторов. Главный из них связан с переходом к демократии и рыночной экономике. В России сложилась принципиально новая социальная практика, обусловленная наличием гражданских прав, политических свобод, потенциально широкими возможностями самостоятельно принимать решения. Возникла острая потребность в новой информации и не просто информации, а, наряду с событийной картиной происходящего, аналитическом ее освещении.
Модернизировались типологические характеристики средств массовой информации: вместо однородной партийно-советской печати - пресса самого разнообразного толка с чертами, свойственными СМИ рыночного общества. Печать разделилась на прессу для интеллектуалов и на массовую; на официозную, отражающую точку зрения правительства, и независимую, которая выражает мнение своего издателя, редакционного коллектива; на деловую и развлекательную и т.д.
Изменились и функции СМИ, и та роль, которую они играли в обществе. Получили распространение издания, цель которых – не политическое воспитание масс, а их широкое информационное обеспечение во всех сферах жизни
В 1948 г. американским ученым Г. Лассуэллом были выделены три функции средств массовой коммуникации:
1) обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию;
2) корреляция с социальными структурами общества, что можно интерпретировать как воздействие на общество и его познание через обратную связь;
|
|
3) передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.
4) В 1960 г. американский исследователь К. Райт добавил еще одну функцию – развлекательную.
В современной российской теории журналистики существуют три основополагающих концепции функций.
И.Д. Фомичева
· функции информирования,
· социально-ценностного ориентирования,
· психической регуляции общества,
· коммуникации, самоуправления общества.
Б.А. Грушин
· информирование, воспитание, создание необходимого эмоционально-психологического тонуса, организационная и коммуникативная.
Е.П. Прохоров
· идеологическую, культуроформирующую, рекламно-справочную, рекреативную (развлекательную), непосредственно организаторскую функции.
Культуроформирующая функция (доминирующая ф-я) имеет своей целью обогащение внутреннего мира человека как самоценной личности. При этом расширяется принцип самостоятельного выбора каждым человеком культурных ценностей, их осмысления и интериоризации, т.е. «включения» в личностный мир. Это обязывает средства массовой информации знать сферы культурных пристрастий и увлечений своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией.
СМИ не просто передают – принимают информацию, но являются тем самым каналом, посредством которого меняются культурные приоритеты и задаются новые смыслы и ценности. При этом СМИ выполняют важнейшую роль в транслировании в массы культурных инноваций.