Лекция 3. Речевое общение и речевая деятельность

1. Сущность речевого общения

2. Принципы речевого общения

3. Речь и речевая деятельность

4. Структура речевой деятельности

5. Виды речевой деятельности

5.1 Говорение

5.2 Слушание

5.3 Письмо

5.4 Чтение

1. Сущность речевого общения

На первый взгляд содержание понятия «общение» не требует особых разъяснений. Но, как правило, большинство понимает под этим словом разговоры людей друг с другом, т.е. воспринимает термин на бытовом уровне. Между тем общение – это сложный процесс взаимодействия людей, многогранное и полисистемное явление. Проблемы общения изучаются разными дисциплинами – философией, психологией, культурологией, социологией, лингвистикой, и этим объясняется множество определений термина, поскольку каждая наука выделяет в общении специфические аспекты изучения и соответственно по-своему трактует смысл понятия. Наряду с термином «общение» широкое распространение получило слово «коммуникация». Чаще всего эти понятия используются как синонимы, однако полного совпадения в них нет: «коммуникация» и «общение» в одних аспектах своего значения очень близки, а в других существенно различаются. В первую очередь различие в значении обусловлено особенностями отношений, которые возникают между участниками процесса общения, коммуникантами. Наиболее существенные расхождения заключаются в следующем:

- «коммуникация» - процесс исключительно информационный, его адресатом может быть не только человек, но и животное и даже машина, следовательно, передаваться информация может тоже разными способами – не только вербально, но и с помощью искусственных языков; «общение» же процесс двойной: оно имеет характер практический и духовный;

- «коммуникация» как процесс передачи информации предполагает связь субъекта с тем или иным объектом (одушевлённым или неодушевлённым); «общение» возможно только между субъектами, т.е. между людьми, которые осознают свою индивидуальность;

- «коммуникация» - процесс односторонний и потому монологичный; «общение» же предполагает взаимодействие, оно двусторонне и диалогично.

Указанные различия связаны с понятиями «коммуникация» и «общение» в чистом виде, но в реальности существует множество форм их взаимодействия и взаимопроникновения. В первую очередь это относится к ситуациям официальным, деловым, к тем, в которых нивелируются индивидуальные особенности людей и человек становится легкозаменяемым социальным объектом. И коммуникация, и общение необходимы человеку, поскольку имеют разные сферы применения и дополняют друг друга. Каждый человек в своей жизни оказывается в разных ситуациях, ему приходится выступать то в роли субъекта, то в роли объекта деятельности, быть то слушателем, то оратором, из исполнителя превращаться в партнёра или руководителя и т.д.

Человеческое общение на две третьих состоит из речевого, следовательно, любой вид деятельности предполагает наличие в нём как обязательной компоненты речевой деятельности. Другими словами, без речевой деятельности невозможна никакая другая – производственная, коммерческая, финансовая, научная, управленческая; речевая деятельность предшествует, составляет основу любой другой деятельности, сопровождает её и иногда даже формирует. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Общение – это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи в её словесной и несловесной составляющих. Общение выполняет ряд важных для жизнедеятельности человека функций:

- инструментальную, вспомогательную: общение есть компонент совместной предметной деятельности;

- синдикативную, функцию объединения участников коммуникации;

- самовыражения – проявления своих возможностей;

- трансляционную – передачи способов действия и программ.

В рамках общения как деятельности человек является её субъектом и также выполняет разные функции:

- коммуникативную – обеспечение взаимосвязи с участниками общения;

- когнитивную – партнёры по общению предстают как познавательные объекты;

- эмотивную – переживание взаимоотношений;

- конативную – управленческую;

- креативную – преобразования и взаимовлияния.

Таким образом, общение удовлетворяет (во всяком случае, так должно быть в идеале) различные потребности личности, которые есть у каждого человека, поскольку он создание социальное.

Человек вступает в общение с разными целями, общение протекает в разных условиях, и для того, чтобы общение было успешным, эффективным, необходимо эти обстоятельства учитывать. Тактику и стратегию поведения коммуниканта во многом определяет конкретный вид общения. Виды общения характеризуются по разным параметрам.

По цели: фатическое (неинформативное, нацелено на установление и поддержание речевого контакта) – информативное (нефатическое).

По знаковой системе: вербальное (средством выражения является естественный национальный язык) – невербальное (осуществляется с помощью мимики, жестов и т.д.).

По форме языка: устное – письменное.

По коммуникативной роли: монологическое – диалогическое.

По положению коммуникантов в пространстве и времени: контактное – дистантное.

По наличию/отсутствию опосредующих устройств: опосредованное – непосредственное. Эти виды общения тесно связаны с контактным и дистантным. Опосредующими устройствами являются телефон, видео, радио, телевизор, компьютер, письмо, книга и т.д.

По количеству участников: межличностное (один+ один, в некоторых случаях + немного) – публичное (один + группа) – массовое (один + много (100 и более)).

По характеру взаимоотношений участников и обстановки: частное – официальное.

По отношению к правилам построения текста: свободное – стереотипное (типовое поведение в типовых ситуациях).

Общение может проходить на разных уровнях и вследствие этого различаться по целям и по характеру. В зависимости от взаимоотношений партнёров по общению выделяют следующие уровни общения.

Ритуальный – реализует отношения «объект – объект»: индивидуальность коммуникантами не проявляется, а контакт осуществляется на уровне процесса принятия и игры ролей или «масок». Ритуальный уровень почти целиком регулируется речевым этикетом.

Манипулятивный – предполагает отношения «субъект – объект»: один партнёр рассматривает другого как средство или как помеху для достижения своей цели (материальной или психологической). Общий принцип манипулятивного общения заключается в скрытом воздействии на собеседника, в игнорировании его воли. В таком общении содержится элемент неравенства, неуважения к человеку, что ведёт, как правило, к конфликту.

Дружеский - основан на отношениях «субъект – субъект»: партнёры выступают как равные личности, имеющие собственные взгляды. Главное в таком общении – понимание и принятие личности другого человека.

2. Принципы речевого общения

Попытки сформулировать принципы и правила использования языка в речевой деловой практике были предприняты западными лингвистами. Г.П. Грайс сформулировал в своей работе «Логика и речевое общение» один из основных принципов речевой коммуникации, названный им принципом кооперации: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога». Далее автор выделяет более конкретные постулаты, соблюдение которых в общем и целом соответствует принципу кооперации. Эти постулаты он делит на четыре категории – Количества, Качества, Отношения и Способа.

Категория количества связана с количеством передаваемой информации. Требование к ней выражается в следующем:

1). Твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для достижения текущих целей диалога).

2). Твоё высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

К категории Качества Грайс относит общий постулат «Старайся, чтобы высказывание было истинным», а также два более конкретных:

1). Не говори того, что ты считаешь ложным.

2). Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

С категорией Отношения связан, по Грайсу, один постулат релевантности – не отклоняйся от темы.

Категория Способа касается того, как говорится. К ней относится общий постулат – Выражайся ясно – и несколько частных:

1). Избегай непонятных выражений.

2). Избегай неоднозначности.

3). Будь краток.

4). Будь организован.

Формулируя принцип кооперации и постулаты речевого общения, Грайс исходит из того, что всякий, кто стремится к достижению конечной цели речевого общения (передаче и получению информации, оказанию влияния на других или подчинению себя чьему-то влиянию и т.п.), заинтересован в этом общении; речевое общение, в свою очередь, может быть выгодно и полезно только при соблюдении принципа кооперации и следовании постулатам.

Другой зарубежный исследователь Дж. Н. Лич описал ещё один ведущий принцип коммуникации принцип вежливости, представляющий совокупность ряда максим.

1) Максима такта – максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определённую дистанцию между участниками. Не следует затрагивать тем потенциально опасных – частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.п.

2) Максима великодушия -максима необременения собеседника.Например, предложение должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить, не связывая партнёра обещанием или клятвой.

3) Максима одобрения – максима позитивности в оценке других. Атмосфера, которая складывается в речевой коммуникации, зависит не только от отношения собеседников друг к другу, но и от отношения их к миру и от того, совпадают ли эти позиции.

4) Максима скромности – максима неприятия похвал в собственный адрес, она предполагает реалистическую, объективную самооценку.

5) Максима согласия – максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьёзной задачи. Конфликт снимается путём взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

6) Максима симпатии – максима благожелательности, которая создаёт благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным, и, напротив, доброжелательность даёт основания рассчитывать на положительное развитие речевой ситуации с намечающимся конфликтом.

Принцип кооперации Грайса и принцип вежливости Лича составляют основу коммуникативного кодекса, представляющего собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта. Сформулированные максимы не имеют абсолютного значения, ни одна из максим сама по себе не обеспечивает успешного взаимодействия собеседников, более того, соблюдение одной максимы может привести к нарушению другой и т.п. Однако нельзя не признать, что применение описанных принципов позволяет более успешно организовать речевое общение, повысить его эффективность.

3. Речь и речевая деятельность

Любая деятельность связана с необходимостью общения и умением общаться. Это позволяет человеку утвердить себя в определённой социальной сфере, обеспечить результативность и эффективность решения разнообразных задач. Коммуникативная сторона деятельности обеспечивается речевой деятельностью. Знание её специфики, законов, этапов протекания во многом обеспечивает формирование и совершенствование умения общаться с учётом ситуации, характера, поставленных целей и задач.

Речевая деятельность – это способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе общения. Речь при этом становится средством формирования и формулирования мысли, что определяет творческий интеллектуальный характер речевой деятельности. Формулируя мысль, человек создаёт высказывание, осмысливает его содержание, соотносит это содержание с определённым объектом действительности. В процессе восприятия высказывания (текста) человек снова формулирует мысль, т.е. создаёт новый текст, свидетельствующий о том, как, в какой степени адекватно было воспринято исходное сообщение. Таким образом, речевая деятельность – это деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (тексты) в процессе речевой коммуникации.

4. Структура речевой деятельности

Структура речевой деятельности определяется социальным характером последней. Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. Для осуществления речевой деятельности нужен коллектив (не меньше двух человек), В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память. Помимо непосредственных участников – говорящего и слушающего, обычно меняющихся ролями, необходим предмет речи, знание языка, само высказывание. Высказывание является при этом центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого выстраиваются все остальные компоненты речевого акта.

Речевая деятельность, как и любая другая, складывается из процессов, которые обеспечивают, делают возможным осуществление акта речи. Процессы эти – проявления роли участников диалога.

Первый этап – побудительно-мотивационный: он предполагает возникновение мотива речевой деятельности, формирование коммуникативного намерения участника общения, которое представляет собой единство мотива (уместности) и цели речевого действия.

Второй этап – ориентировочный – один из важнейших в процессе порождения и восприятия высказывания: на этом этапе происходит обдумывание, планирование, выбор характера речевого поведения, а также жанра и стиля высказывания. Иными словами, возникает общий замысел будущего высказывания. Сначала это происходит во внутренней речи, вербальная обработка высказывания на этом этапе носит минимальный характер, происходит приблизительный перевод эмоций, чувств, мыслей на словесный уровень.

Рациональная обработка материала начинается позже, во внешней речи. Происходит структурирование информации, представление целого виде его частей, обработка отдельных фрагментов будущего высказывания, подбор наиболее точных и уместных языковых средств. При восприятии текста ориентировочный этап также имеет большое значение. На этом этапе начинаются поиски общей мысли высказывания, суть которой часто начинает осознаваться на эмоциональном уровне и только потом общий смысл по необходимости формулируется в виде суждений, умозаключений, выводов.

Завершается процесс создания или восприятия высказывания исполнительским этапом: озвучивание текста или его запись. При восприятии текста происходит его декодирование, что проявляется в умении читающего или слушающего «перевести» текст на «свой» язык и соотнести его смысл с реальной ситуацией, с действительностью. Именно понимание действительности, отражённой в тексте, является основной целью смысловой обработки текста, так как, в сущности, понимаем мы не речь, а действительность.

Заключительным этапом речевой деятельности является этап контроля её результата. Необходимо определить, достигнута ли поставленная цель, и проанализировать коммуникативные удачи (что удалось и почему) и неудачи (что не удалось и почему).

5. Виды речевой деятельности

Виды речевой деятельности на две группы в зависимости от характера психических процессов, лежащих в основе создания и восприятия текстов. Первая группа объединяет продуктивные виды деятельности – говорение и письмо, целью которых является создание речевого высказывания. Ко второй группе относятся рецептивные вида речевой деятельности – слушание и чтение, нацеленные на восприятие и осмысление текста.

5.1 Говорение

Говорение – вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение. Речевое высказывание в процессе говорения создаётся на глазах слушателей, оно творится в момент в его произнесения. В связи с этим нужно отличать говоримую речь (говорение) от озвученной письменной речи (чтение стихов наизусть, заранее написанного текста и т.п.).

В процессе говорения мысль опережает слово, что порождает определённые трудности, связанные с оформлением высказывания, с подбором необходимых средств языка для передачи основной мысли создаваемого текста.

Этим объясняются и другие особенности говорения:

- оговорки, пропуски слов, что свидетельствует о корректировке высказывания в процессе его создания;

- различного рода перебивы, срывы начатой конструкции, замена её другой;

- наличие пауз, которые выполняют различные функции (пуаза колебания, поисков более точного средства; пауза обдумывания, поиска вариантов выражения мысли; пауза подчёркнутого молчания, регулирующая поведение партнёров по общению и т.д.).

Создавая устное высказывание в процессе говорения, автор автоматически использует речевые клише, типовые конструкции в сочетании с нестандартными оборотами, соответствующими эмоциональному состоянию говорящего и слушателей, характеру ситуации общения, особенностям аудитории. Особое внимание в процессе говорения уделяется таким компонентам оформления высказывания, как голос, темп, громкость и тональность речи. Их выбор зависит от целей общения и его характера.

В говорении сочетаются две противоположные тенденции использования речевых средств – лаконизм (экономия) и избыточность. Лаконизм проявляется в пропуске слов, которые легко восстанавливаются в ситуации общения, в выражении содержания невербальными средствами, в использовании иллюстративного материала, в свёртывании высказывания, смысл которого очевиден. Избыточность речи обусловлена стремлением автора активизировать внимание слушателей, сфокусировать его на теме и проблеме высказывания. С этой целью используются различные приёмы диалогизации (апелляция к знаниям, чувствам, интересам слушателей, риторические вопросы и т.д.)

Говорение реализуется как в форме диалога (беседа, разговор, интервью), так и в форме монолога (лекция, ораторское выступление, ответ на экзамене и т.д.). Однако в любом случае диалогичность, стремление разговаривать со слушателями, вовлечение собеседников в процесс размышления являются признаками и условиями хорошего говорения, даже если оно реализуется в форме монолога.

5.2 Слушание

Слушание – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов. Слушание представляет собой активный мыслительный процесс, направленный на смысловую обработку текста в ходе его восприятия. Результатом слушания является понимание (или непонимание) звучащего текста. Понимание текста проявляется в способности слушающего осознать его основную мысль, осмыслить понятия, которые в нём раскрываются, в умении свободно и полно изложить его содержание.

Выделяют следующие функции слушания: познавательную (слушаю, чтобы знать), регулятивную ( слушаю, чтобы научиться что-то делать), ценностную или ценностно-ориентационную (слушаю, чтобы получить эстетическое наслаждение, ориентироваться в мире культурных новостей), реагирующую (слушаю, чтобы ответить на вопрос).

При восприятии текста слушающий ставит перед собой различные задачи и в связи с этим реализует различные виды слушания.

Глобальное слушание предполагает восприятие текста в целом, понимание темы и основной мысли высказывания. Такой вид слушания чаще всего реализуется в процессе восприятия теле- и радиопередач, лекций популярного характера, повседневных сообщений и т.п.

Детальное слушание используется в том случае, если необходимо более глубоко разобраться в содержании высказывания, проанализировать его с целью усвоения, воспроизведения, запоминания, подготовки возражения на основе услышанного. Слушающий вычленяет главную и дополнительную информацию, устанавливает взаимосвязь различных частей текста, последовательность их расположения, маркирует интересующую его информацию.

В ряде случаев глобальное и детальное восприятие текста сопровождается критическим слушанием, которое реализуется при установке на выражение своей точки зрения по поводу содержания речи, позиции автора.

В зависимости от ситуации общения, от целей и задач, решаемых в процессе слушания, используются различные способы слушания – нерефлексивное и рефлексивное слушание. При нерефлексивном слушании слушающий не вмешивается в речь говорящего, в некоторых случаях выражает свое внимание невербальными средствамиили короткими репликами – ну да, это так, понимаю. Рефлексивное слушание предполагает активное вмешательство в речь говорящего, что обеспечивает адекватное понимание собеседниками друг друга. Основные приёмы рефлексивного слушания – выяснение, перефразирование, отражение чувств (эмпатия).

Слушание составляет 45% в речевой деятельности человека. Оно обеспечивает результативность и успешность общения.

5.3 Письмо

Письмо (письменная речь) – вид речевой деятельности, в процессе которого содержание высказывания передаётся с помощью графических знаков. Письмо является одним из способов реализации опосредованного общения, когда коммуниканты не только не видят и не слышат друг друга, но и в ряде случаев не знакомы друг с другом.

Письменная речь – это, как правило, речь подготовленная (исключением являются некоторые жанры обиходно-бытового общения – записки, дневниковые записи, письма личного характера и т.п.). Подготовленность письменной речи определяет её основные особенности. Назовём некоторые из них.

- Письменная речь реализуется, как правило, в форме монолога, т.е. высказывания одного лица, обычно значительное по объёму, подчинённое одной теме и имеющее целевую установку.

- Письменное монологическое высказывание рассчитано на зрительное восприятие, что позволяет адресату неоднократно перечитывать написанное, постепенно осмысливать его содержание.

- Письменные высказывания, как правило, имеют сложную композиционную структуру. Они состоят из смысловых блоков, организованных и оформленных по определённым принципам. Содержательной и структурной единицей письменного текста является абзац, который обеспечивает поступательное и целенаправленное выражение основной мысли.

- При оформлении письменного высказывания автор стремится передать своё эмоциональное состояние, подчеркнуть главное, высказать своё отношение к предмету речи не только словесными средствами, но и с помощью знаков препинания, графических обозначений, шрифтовых выделений и т.п.

Хотя в письменной речи реализуется опосредованное общение, авторы часто используют различные приёмы диалогизации с целью привлечения внимания, активизации мыслительной деятельности.

Письмо (письменная речь) в речевой деятельности человека занимает 9%. Однако именно письменные высказывания играют решающую роль в развитии духовной культуры человека, обеспечивают передачу знаний, формируют общественное сознание, закрепляют нормы отношений в государстве.

5.4 Чтение

Чтение – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменно текста.

Умение читать предполагает овладение техникой чтения, т.е. правильным озвучиванием текста, записанного в определённой графической системе, и умением осмыслить, интерпретировать, понять прочитанное. Наиболее существенными чертами зрелого чтения являются его высокая скорость (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого материала; гибкость, т.е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

Функции чтения аналогичны функциям слушания: регулятивная, ценностно-ориентационная. К ним можно добавить функцию реагирования, которая реализуется в процессе критического осмысления информации и фиксируется в виде текстов-ответов: «читаю, чтобы знать» трансформируется в формулу «читаю и не могу не ответить».

В процессе чтения реализуются разные коммуникативные задачи, процесс чтения протекает по-разному и потому используются разные виды чтения. Выделяют изучающее, ознакомительное, просмотровое, аналитическое, выборочное, медленное, быстрое и другие виды чтения. Остановимся на двух видах чтения, которые наиболее востребованы в учебной практике.

Ознакомительное чтение предполагает беглое просматривание, фрагментарное, избирательное прочитывание текста с целью выявления в самом общем виде его характера. Используется этот вид чтения на этапе отбора литературы. Ознакомительное чтение включает в себя осмысление названия книги, эпиграфа (если он есть), знакомство с выходными данными книги, просмотром иллюстраций, схем и других внетекстовых компонентов, чтение аннотации. Ознакомительное чтение может стать первой стадией глубокого, вдумчивого изучающего чтения. Изучающее чтение, как правило, предполагает воспроизведение прочитанного, создание на его основе вторичных текстов –конспектов, рефератов, докладов и т.п. Изучающее чтение сопровождается активной мыслительной работой, которая заключается в следующем:

- в умении выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

- в умении задумываться над этими вопросами и искать ответы на них;

- в умении выделять главное, трудное, существенное, неизвестное, непонятное.

Активная мыслительная работа продолжается после чтения. Необходимо проверить, удалось ли сформулировать главную мысль прочитанного, выделить основную информацию, обозначить смысловые вехи каждой части текста. Изучающее чтение часто связано с запоминанием текста. Механическое воспроизведение текста не является осмысленным, поэтому нужно стремиться к тому, чтобы выразить основное содержание не только в виде пересказа, но и в виде плана, схемы, рисунка, таблицы. Нужно учиться переформулировать правила и определения, содержащиеся в тексте, делать выводы и обобщения не только по тексту, но и самостоятельно, мысленно изменяя ситуацию общения. Все эти умения обеспечиваются, как правило, механизмом эквивалентных замен.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 14-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 544 с.

2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 440 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: