К групповым формам культурно-досуговых программ относятся всевозможные проявления жизнедеятельности любительских объединений, клубов по интересам, коллективов художественной самодеятельности и технического творчества. Кроме этого, к групповым формам культурно-досуговых программ, имеющих не массовый, а камерный характер, относятся: клубная гостиная, музыкальный салон, литературный салон, диспуты, деловые игры, аукцион идей и т.д., которые создают свою неповторимую обстановку для восприятия происходящего.
Среди многих групповых форм культурно-досуговой программы наибольшую популярность завоевывают клубные гостиные, где проводятся диспуты. Диспут - это столкновение различных точек зрения. Проведение диспута во многом зависит от ведущего, который должен добиваться активности аудитории, уметь корректировать ошибочные мнения, разрешить конфликтные ситуации. Важно верно сформулировать тему диспута.
Дискуссия, в отличие от диспута, - спор, происходящий в присутствии аудитории между специалистами, который не может быть разрешен из-за отсутствия общего мнения. Отличие методики подготовки и проведения диспута и дискуссии заключается в разработке вопросов, раскрывающих тему, в работе ведущих, в атмосфере аудитории.
|
|
Методика подготовки групповых форм культурно-досуговой деятельности характеризуется прежде всего особой непринужденностью при общении друг с другом. Известный театральный режиссер АД.Попов отмечал: «Атмосфера - это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей»1. Создание атмосферы, которая будет оказывать свое воздействие, - важное условие эффективности культурно-досуговой программы.
Принципиально важное значение для методики групповых форм культурно-досуговых программ на современном этапе имеет восстановление деловой атмосферы в жизни общества, позволяющей активно и целенаправленно вести творческий конструктивный процесс созидания.
В общем, методика групповых форм культурно-досуговой программы включает в себя: определение цели и задач, ожидаемого результата запланированной акции; знание специфики аудитории, уровня ее заинтересованности в той или иной акции; создание непринужденной атмосферы в аудитории; наличие технических и материальных средств, необходимых для проведения запланированной акции; осуществление организационных мер, подкрепление их методикой для достижения поставленной цели.
При разработке замысла культурно-досуговой программы следует стремиться к тому, чтобы в его обсуждении участвовали представители художественного совета учреждения культуры.
|
|
При составлении организационной части желательно указать подготовку интерьера по тематике проводимой программы; музыкальное оформление; световое оформление; звуковое обслуживание; транспортное обслуживание; питание для участников.
1 Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. - М, 1959. - С. 95.
При подготовке намеченной программы важно добиться соответствия ее содержания и формы реальным возможностям учреждения культуры. Поскольку методика групповых форм требует точного учета помещения, оборудования, инвентаря, наличия материальных средств, приглашения лекторов, артистов, спортсменов, получения фильмов, печатания рекламных и информационных материалов и т.д., то все осуществляется в соответствии с установленными правилами. Ответственные за проведение программы регулярно информируют администрацию о ходе ее подготовки. Одним из существенных факторов, от которого зависит успешная подготовка, является вопрос взаимодействия и кооперации деятельности ответственных за отдельные участки работы и контроль за ходом подготовки программы на всех этапах.
Необходимо иметь в виду, что при оценке сравнительной эффективности новых групповых форм культурно-досуговых программ эмоциональность здесь занимает особое место. Содержание любой групповой формы может служить источником для самых различных чувств - радости, восхищения, восторга, печали, возмущения, гнева, страха. Являясь разнообразными видами эмоциональных переживаний людей, эти чувства повышают активность процесса восприятия, способствуют созданию его необходимой эмоциональной направленности. Коллективное переживание, чувства оказывают сильное воздействие на человека, помогая ему выработать свое отношение к тем явлениям, которые он наблюдает, к тем мыслям и положениям, которые раскрываются в групповой форме.
Восприятие в данном случае - это отражение в сознании участников всего происходящего, явлений, предметов, оказывающих свое воздействие на органы чувств человека.
Повседневная жизнь постоянно ставит перед специалистами учреждений культуры все новые организационные и методические задачи в групповых формах культурно-досуговых.
Методика подготовки групповых форм культурно-досуговых программ предполагает изучение закономерностей творческого процесса в самодеятельных коллективах, любительских объединениях и их совместной деятельности в рамках учреждений культуры. Поэтому понять сущность, специфику технологического процесса в учреждении культуры без анализа групповой методики невозможно. Процесс этот сложный, многоплановый, противоречивый, который можно раскрыть, лишь подходя отдельно ко всем трем разновидностям методик работы с коллективами учреждений культуры и групповой аудиторией. Их синтез и может привести к созданию полного представления о вариативности объекта, способного развивать научное знание о групповой организации работы учреждений культуры, способах достижения определенного практического результата. Поэтому взаимосвязь различных коллективов в учреждении культуры представляет собой большой потенциал групповой методики, обусловлен возможностью охвата всех собравшихся смысловым и эмоциональным воздействием, наличием непосредственных контактов между людьми, длительным участием в общем деле. Это позволяет организовать систематический, последовательный, активный технологический процесс, специфику которого составляет целевая установка на включение всех видов деятельности участников: познавательную, преобразовательную, коммуникативную, ценно-стно-ориентационную, творческую. На основе реализации этой установки можно сформулировать мотивы, интересы, потребности участников коллектива.
|
|
Многолетний анализ деятельности самодеятельных коллективов в учреждениях культуры показывает, что ведущие из них добились больших творческих успехов, соединяя в единый технологический процесс художественную и досу-говую деятельность участников коллектива.
Методика групповых форм культурно-досуговой деятельности имеет такую структуру, которая, соединяя обще-
ственные и личные интересы, создает оптимальный культурно-нравственный микроклимат, способствует формированию у участников коллектива нравственных мотивов. Методика позволяет обеспечить общую направленность содержания жизнедеятельности участников коллектива художественной самодеятельности и любительских объединений и неформальных групп, а также разовых и цикловых программ, объединенных в единый технологический процесс.
Сочетание целенаправленной жизнедеятельности коллектива художественной самодеятельности, любительского объединения с групповыми формами досуга является важным условием обеспечения технологического процесса в групповых формах культурно-досуговой деятельности, на основе обеспечения наиболее благоприятных условий для межличностного общения. Технология групповых форм культурно-досуговой деятельности опирается на ту среду, в которой функционирует данное групповое объединение людей.
Психологами установлено, что у человека активно-действенное положительное отношение к жизни возникает и устойчиво проявляется только тогда, когда он глубоко осознает социальную ценность своей деятельности. Это происходит потому, что здесь наиболее четко виден внутренний мир человека, через мотив участия в тех или иных групповых формах культурно-досуговой деятельности. В мотиве деятельности как в фокусе отражается жизненная позиция человека. Каждый человек приходит в коллективы учреждения культуры с психологическими установками, а затем у него в результате общения формируется, изменяется или утверждается мнение по ряду вопросов. Под влиянием коллективных действий это мнение корректируется в определенном направлении, что и оказывает свое влияние на личность и ее поведение. Однако эти изменения происходят не сразу, а постепенно, под воздействием новой информации, общения с новыми людьми и т.д. Мнения отдельных
|
|
личностей, сталкиваясь, взаимно добавляя и отрицая что-то, создают мнение группы. Общее мнение, в свою очередь, формирует сознание этой группы.
Различия общественной психологии отдельных групп населения проявляются, в частности, в том, что их способность воспринимать и усваивать содержание культурно-досуговых программ оказывается неодинаковой. Включаясь на основе общих интересов в состав какой-либо аудитории, человек остается носителем тех отношений, которые определяют его принадлежность к тем или иным социальным, социально-демографическим и профессиональным группам.
Групповые аудитории, как правило, возникают на основе профессиональных или возрастных интересов людей. Порой имеет значение и специфика местных условий в том или ином районе. Поэтому при организации работы в таких аудиториях прежде всего учитываются их национальные, возрастные, профессиональные особенности, которые в значительной мере определяют систему образов, ассоциаций, отличия в механизме восприятия конкретной группы людей. Учет этих моментов позволяет специалистам учреждений вносить коррективы как в содержание, так и в форму подачи материала, в характер общения аудитории.
В коллективах художественной самодеятельности и любительских объединениях их участникам можно реализовать свои творческие возможности через совместную творческую и общественно полезную деятельность: публичные отчеты о результатах своего труда и возможность оценки его зрителями. Диапазон форм, средств и методов работы в коллективе художественной самодеятельности и любительского объединения очень широк. Различное сочетание решения учебных, творческих и социальных задач способствует созданию «своей» психологической атмосферы в коллективе.
Следует особенно выделить мысль о том, что участие в групповых формах культурно-досуговой деятельности коллектива художественной самодеятельности или любительского объединения не является самоцелью, а это органическая потребность группы слиться с другой группой для выполнения общей задачи.
Значительное место в деятельности самодеятельности коллектива занимает проведение концертов в дни праздников, фестивалей самодеятельного искусства. Наиболее распространенными формами участия коллективов художественной самодеятельности стали сегодня вечера-концерты: концерт-митинг, концерт-интервью, гала-концерт, зонг-митинг.
В настоящее время в самодеятельности весьма распространены рок-группы, деятельность которых выражает не только музыкальную, но и смысловую и культурную ориентацию значительной части молодежи.
Анализ деятельности любительских объединений показывает, что уровень методики проведения занятий у них значительно выше, чем в групповых учреждениях культуры. Здесь значительно повышается роль участников любительского объединения как субъектов технологического процесса. Многие любительские объединения создавались на основе самофинансирования и хозрасчета, участие в них обусловлено уже самим фактом добровольного согласия людей платить деньги за получение ими учебно-методической и практической помощи в овладении знаниями и практическими навыками в той или иной предметной деятельности (радиолюбительство, техническое моделирование, автокарты, дельтопланы, спортивные яхты и др., музыкально-исполнительские, танцевальные навыки и т.д.).
Прикладной, прагматический подход участников этого движения к избранному виду любительского увлечения вроде бы исключает какую-либо необходимость стимулирования их активности. Но это не так. Опыт лучших учреждений культуры показывает, что посетителей платных любительских объединений и клубов по интересам можно во-
влечь в масштабные социально значимые программы, что уже само по себе способствует росту их гражданской активности. Как правило, этого можно добиться организационными мерами, т.е. путем привлечения самодеятельных радиолюбителей, яхтсменов, автокартистов, участников музыкально-эстрадных, танцевальных и других коллективов к проведению культурно-досуговых программ, посвященных значимым датам или новым праздникам.
В любительских объединениях механизм процесса жизнедеятельности функционирует на основе взаимообмена знаниями, умениями, навыками всех участников. Здесь значительно повышается роль участников как субъектов технологического процесса. В любительских объединениях осуществляется непосредственное общение и самовыражение их участников в различных видах предметной деятельности. Это способствует широкому развитию общественных функций и связей любительского объединения со всеми звеньями учреждения культуры.
Анализ практики показывает, что пока наиболее популярными являются любительские объединения художественного типа. Содержание их деятельности формируется на основе личных интересов в сфере искусства, в связи с этим практически невозможно найти два одинаковых клубных объединения. Но для каждого из них характерно активное творчество в сфере искусства, преобладание организаторской работы над исполнительством, широкое участие в массовых формах (вечера, дискотеки, концерты, фестивали и т.д.).
Внутриколлективная работа складывается из подготовки и проведения отдельных программ, организуемых для всех членов клуба: общие собрания, экскурсии, вечера отдыха, поездки за город, культпоходы, встречи с людьми интересных судеб и т.п. Овладение навыками самоуправления: индивидуальные дежурства по клубу, разовые и постоянные поручения внутри клуба, самостоятельное решение текущих
вопросов о репетициях и т.п. - позволяет выработать ключ к технологии самоуправления, самовоспитания, ответственности и т.д. Поэтому методика групповой деятельности строится на: планировании и прогнозировании деятельности участников; развитии их познавательной активности и интереса к определенному виду предметной деятельности; удовлетворении потребности в общении; привитии навыков самоуправления; формировании умений и навыков в подготовке и проведении групповых программ и участии в крупномасштабных программах.
Однако необходимо помнить, что существует определенная опасность развития корпоративных настроений и тенденций, если работа любительского объединения будет развиваться лишь в рамках узкого интереса к определенному виду предметной деятельности. Необходимо систематическое участие в культурно-досуговых программах, в ходе участия в которых существует возможность сформировать общественное мнение.
Для формирования общественного мнения большое значение имеет необходимость связей деятельности объединения с деятельностью учреждений культуры района, города. Для постоянного включения деятельности любительского объединения в новый, более обширный контекст и предотвращения тем самым развития корпоративных настроений необходима ориентация членов на выработку своего стиля подготовки и проведения этих форм, что способствует формированию «своей» аудитории, которая составляет потенциальный резерв объединения.
Важным направлением самоутверждения любительского объединения является развитие самоуправления.
Анализ показывает, что более половины участников коллективов художественной самодеятельности и клубов по интересам активно участвуют в общественной жизни.
В последние годы разработаны новые методические приемы социально-психологического изучения коллектива
учреждения культуры, дающие возможность более полно и разносторонне исследовать взаимоотношения между участниками художественной самодеятельности или членами по интересам.
Обогатили методику групповых форм культурно-досуговой деятельности фольклорные игры. Среди них наиболее популярны женские состязания «Перебери крупу», «Заплети косу», конкурсы вязальщиц, кулинаров, а также мужские состязания в силе, ловкости и сноровке. Украшают «посиделки» и народные орнаментальные игры: хороводы, «путаницы», «змейки». Фольклорная игра - непременный атрибут традиционных народных гуляний: «Проводы русской зимы», «Русская березка», национальных праздников всех народов нашей страны.
Организуемые клубом женщин челябинского Дворца культуры железнодорожников «Уральские посиделки» наполнились новым содержанием. В красных уголках домоуправлений и общежитий собираются женщины, которые по семейным и другим обстоятельствам не могут посещать Дворец культуры. Женщины не только рукодельничают, они слушают лекции и беседы на различные темы. Члены этого клуба встречаются с художниками, советующими, как красиво обставить квартиру, с модельерами, врачами-косметологами, парикмахерами, кулинарами.
Однако в целом деятельность любительских объединений еще не отвечает современным требованиям. Зачастую объединения работают не планомерно и организованно, а от случая к случаю. Одни программы организуют только своими силами, другие - при помощи штатного аппарата учреждений культуры. В связи с этим чрезвычайно важно глубокое изучение индивидуальных запросов и потребностей членов объединения, с тем чтобы наиболее полно их удовлетворять.
Даже в небольшом учреждении культуры можно создать любительские объединения туристов, коллекционеров, дру-
зей книги, любителей музыки, шахматно-шашечный и другие. Для этого не потребуется больших затрат, а вместе с тем они значительно обогатят, разнообразят работу учреждения культуры.
Деятельность любительских объединений и клубов по интересам показывает, что должны быть в центре внимания актуальные, интересующие людей вопросы, открывает простор для обмена мнениями, для выражения своих суждений.
Итак, методика групповых форм культурно-досуговой деятельности наиболее сложна потому, что здесь пересекаются предметная деятельность в коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях и клубах по интересам и специфические культурно-досуговые программы.