Методика подготовки групповых форм культурно-досуговых программ

К групповым формам культурно-досуговых программ относятся всевозможные проявления жизнедеятельности любительских объединений, клубов по интересам, коллек­тивов художественной самодеятельности и технического творчества. Кроме этого, к групповым формам культурно-досуговых программ, имеющих не массовый, а камерный характер, относятся: клубная гостиная, музыкальный салон, литературный салон, диспуты, деловые игры, аукцион идей и т.д., которые создают свою неповторимую обстановку для восприятия происходящего.

Среди многих групповых форм культурно-досуговой программы наибольшую популярность завоевывают клуб­ные гостиные, где проводятся диспуты. Диспут - это столк­новение различных точек зрения. Проведение диспута во многом зависит от ведущего, который должен добиваться активности аудитории, уметь корректировать ошибочные мнения, разрешить конфликтные ситуации. Важно верно сформулировать тему диспута.

Дискуссия, в отличие от диспута, - спор, происходящий в присутствии аудитории между специалистами, который не может быть разрешен из-за отсутствия общего мнения. От­личие методики подготовки и проведения диспута и дис­куссии заключается в разработке вопросов, раскрывающих тему, в работе ведущих, в атмосфере аудитории.

Методика подготовки групповых форм культурно-досуговой деятельности характеризуется прежде всего осо­бой непринужденностью при общении друг с другом. Из­вестный театральный режиссер АД.Попов отмечал: «Атмо­сфера - это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей»1. Создание атмосферы, которая будет оказывать свое воздей­ствие, - важное условие эффективности культурно-досуго­вой программы.

Принципиально важное значение для методики группо­вых форм культурно-досуговых программ на современном этапе имеет восстановление деловой атмосферы в жизни общества, позволяющей активно и целенаправленно вести творческий конструктивный процесс созидания.

В общем, методика групповых форм культурно-досуго­вой программы включает в себя: определение цели и задач, ожидаемого результата запланированной акции; знание специфики аудитории, уровня ее заинтересованности в той или иной акции; создание непринужденной атмосферы в аудитории; наличие технических и материальных средств, необходимых для проведения запланированной акции; осу­ществление организационных мер, подкрепление их мето­дикой для достижения поставленной цели.

При разработке замысла культурно-досуговой програм­мы следует стремиться к тому, чтобы в его обсуждении уча­ствовали представители художественного совета учрежде­ния культуры.

При составлении организационной части желательно указать подготовку интерьера по тематике проводимой про­граммы; музыкальное оформление; световое оформление; звуковое обслуживание; транспортное обслуживание; пита­ние для участников.

1 Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. - М, 1959. - С. 95.

При подготовке намеченной программы важно добиться соответствия ее содержания и формы реальным возможно­стям учреждения культуры. Поскольку методика групповых форм требует точного учета помещения, оборудования, ин­вентаря, наличия материальных средств, приглашения лек­торов, артистов, спортсменов, получения фильмов, печата­ния рекламных и информационных материалов и т.д., то все осуществляется в соответствии с установленными правила­ми. Ответственные за проведение программы регулярно информируют администрацию о ходе ее подготовки. Одним из существенных факторов, от которого зависит успешная подготовка, является вопрос взаимодействия и кооперации деятельности ответственных за отдельные участки работы и контроль за ходом подготовки программы на всех этапах.

Необходимо иметь в виду, что при оценке сравнитель­ной эффективности новых групповых форм культурно-досуговых программ эмоциональность здесь занимает осо­бое место. Содержание любой групповой формы может служить источником для самых различных чувств - радо­сти, восхищения, восторга, печали, возмущения, гнева, страха. Являясь разнообразными видами эмоциональных переживаний людей, эти чувства повышают активность процесса восприятия, способствуют созданию его необхо­димой эмоциональной направленности. Коллективное пе­реживание, чувства оказывают сильное воздействие на че­ловека, помогая ему выработать свое отношение к тем яв­лениям, которые он наблюдает, к тем мыслям и положени­ям, которые раскрываются в групповой форме.

Восприятие в данном случае - это отражение в сознании участников всего происходящего, явлений, предметов, ока­зывающих свое воздействие на органы чувств человека.

Повседневная жизнь постоянно ставит перед специали­стами учреждений культуры все новые организационные и методические задачи в групповых формах культурно-досуговых.

Методика подготовки групповых форм культурно-досуговых программ предполагает изучение закономерно­стей творческого процесса в самодеятельных коллективах, любительских объединениях и их совместной деятельности в рамках учреждений культуры. Поэтому понять сущность, специфику технологического процесса в учреждении куль­туры без анализа групповой методики невозможно. Процесс этот сложный, многоплановый, противоречивый, который можно раскрыть, лишь подходя отдельно ко всем трем раз­новидностям методик работы с коллективами учреждений культуры и групповой аудиторией. Их синтез и может при­вести к созданию полного представления о вариативности объекта, способного развивать научное знание о групповой организации работы учреждений культуры, способах дос­тижения определенного практического результата. Поэтому взаимосвязь различных коллективов в учреждении культу­ры представляет собой большой потенциал групповой ме­тодики, обусловлен возможностью охвата всех собравшихся смысловым и эмоциональным воздействием, наличием не­посредственных контактов между людьми, длительным участием в общем деле. Это позволяет организовать систе­матический, последовательный, активный технологический процесс, специфику которого составляет целевая установка на включение всех видов деятельности участников: позна­вательную, преобразовательную, коммуникативную, ценно-стно-ориентационную, творческую. На основе реализации этой установки можно сформулировать мотивы, интересы, потребности участников коллектива.

Многолетний анализ деятельности самодеятельных кол­лективов в учреждениях культуры показывает, что ведущие из них добились больших творческих успехов, соединяя в единый технологический процесс художественную и досу-говую деятельность участников коллектива.

Методика групповых форм культурно-досуговой дея­тельности имеет такую структуру, которая, соединяя обще-

ственные и личные интересы, создает оптимальный куль­турно-нравственный микроклимат, способствует формиро­ванию у участников коллектива нравственных мотивов. Ме­тодика позволяет обеспечить общую направленность со­держания жизнедеятельности участников коллектива худо­жественной самодеятельности и любительских объединений и неформальных групп, а также разовых и цикловых про­грамм, объединенных в единый технологический процесс.

Сочетание целенаправленной жизнедеятельности кол­лектива художественной самодеятельности, любительского объединения с групповыми формами досуга является важ­ным условием обеспечения технологического процесса в групповых формах культурно-досуговой деятельности, на основе обеспечения наиболее благоприятных условий для межличностного общения. Технология групповых форм культурно-досуговой деятельности опирается на ту среду, в которой функционирует данное групповое объединение людей.

Психологами установлено, что у человека активно-действенное положительное отношение к жизни возникает и устойчиво проявляется только тогда, когда он глубоко осознает социальную ценность своей деятельности. Это происходит потому, что здесь наиболее четко виден внут­ренний мир человека, через мотив участия в тех или иных групповых формах культурно-досуговой деятельности. В мотиве деятельности как в фокусе отражается жизненная позиция человека. Каждый человек приходит в коллективы учреждения культуры с психологическими установками, а затем у него в результате общения формируется, изменяется или утверждается мнение по ряду вопросов. Под влиянием коллективных действий это мнение корректируется в опре­деленном направлении, что и оказывает свое влияние на личность и ее поведение. Однако эти изменения происходят не сразу, а постепенно, под воздействием новой информа­ции, общения с новыми людьми и т.д. Мнения отдельных

личностей, сталкиваясь, взаимно добавляя и отрицая что-то, создают мнение группы. Общее мнение, в свою очередь, формирует сознание этой группы.

Различия общественной психологии отдельных групп населения проявляются, в частности, в том, что их способ­ность воспринимать и усваивать содержание культурно-досуговых программ оказывается неодинаковой. Включаясь на основе общих интересов в состав какой-либо аудитории, человек остается носителем тех отношений, которые опре­деляют его принадлежность к тем или иным социальным, социально-демографическим и профессиональным группам.

Групповые аудитории, как правило, возникают на осно­ве профессиональных или возрастных интересов людей. Порой имеет значение и специфика местных условий в том или ином районе. Поэтому при организации работы в таких аудиториях прежде всего учитываются их национальные, возрастные, профессиональные особенности, которые в значительной мере определяют систему образов, ассоциа­ций, отличия в механизме восприятия конкретной группы людей. Учет этих моментов позволяет специалистам учреж­дений вносить коррективы как в содержание, так и в форму подачи материала, в характер общения аудитории.

В коллективах художественной самодеятельности и лю­бительских объединениях их участникам можно реализо­вать свои творческие возможности через совместную твор­ческую и общественно полезную деятельность: публичные отчеты о результатах своего труда и возможность оценки его зрителями. Диапазон форм, средств и методов работы в коллективе художественной самодеятельности и любитель­ского объединения очень широк. Различное сочетание ре­шения учебных, творческих и социальных задач способст­вует созданию «своей» психологической атмосферы в кол­лективе.

Следует особенно выделить мысль о том, что участие в групповых формах культурно-досуговой деятельности коллектива художественной самодеятельности или любитель­ского объединения не является самоцелью, а это органиче­ская потребность группы слиться с другой группой для вы­полнения общей задачи.

Значительное место в деятельности самодеятельности коллектива занимает проведение концертов в дни праздни­ков, фестивалей самодеятельного искусства. Наиболее рас­пространенными формами участия коллективов художест­венной самодеятельности стали сегодня вечера-концерты: концерт-митинг, концерт-интервью, гала-концерт, зонг-митинг.

В настоящее время в самодеятельности весьма распро­странены рок-группы, деятельность которых выражает не только музыкальную, но и смысловую и культурную ориен­тацию значительной части молодежи.

Анализ деятельности любительских объединений пока­зывает, что уровень методики проведения занятий у них значительно выше, чем в групповых учреждениях культу­ры. Здесь значительно повышается роль участников люби­тельского объединения как субъектов технологического процесса. Многие любительские объединения создавались на основе самофинансирования и хозрасчета, участие в них обусловлено уже самим фактом добровольного согласия людей платить деньги за получение ими учебно-методической и практической помощи в овладении знания­ми и практическими навыками в той или иной предметной деятельности (радиолюбительство, техническое моделиро­вание, автокарты, дельтопланы, спортивные яхты и др., му­зыкально-исполнительские, танцевальные навыки и т.д.).

Прикладной, прагматический подход участников этого движения к избранному виду любительского увлечения вроде бы исключает какую-либо необходимость стимули­рования их активности. Но это не так. Опыт лучших учреж­дений культуры показывает, что посетителей платных лю­бительских объединений и клубов по интересам можно во-

влечь в масштабные социально значимые программы, что уже само по себе способствует росту их гражданской ак­тивности. Как правило, этого можно добиться организаци­онными мерами, т.е. путем привлечения самодеятельных радиолюбителей, яхтсменов, автокартистов, участников му­зыкально-эстрадных, танцевальных и других коллективов к проведению культурно-досуговых программ, посвященных значимым датам или новым праздникам.

В любительских объединениях механизм процесса жиз­недеятельности функционирует на основе взаимообмена знаниями, умениями, навыками всех участников. Здесь зна­чительно повышается роль участников как субъектов тех­нологического процесса. В любительских объединениях осуществляется непосредственное общение и самовыраже­ние их участников в различных видах предметной деятель­ности. Это способствует широкому развитию общественных функций и связей любительского объединения со всеми звеньями учреждения культуры.

Анализ практики показывает, что пока наиболее попу­лярными являются любительские объединения художест­венного типа. Содержание их деятельности формируется на основе личных интересов в сфере искусства, в связи с этим практически невозможно найти два одинаковых клубных объединения. Но для каждого из них характерно активное творчество в сфере искусства, преобладание организатор­ской работы над исполнительством, широкое участие в мас­совых формах (вечера, дискотеки, концерты, фестивали и т.д.).

Внутриколлективная работа складывается из подготовки и проведения отдельных программ, организуемых для всех членов клуба: общие собрания, экскурсии, вечера отдыха, поездки за город, культпоходы, встречи с людьми интерес­ных судеб и т.п. Овладение навыками самоуправления: ин­дивидуальные дежурства по клубу, разовые и постоянные поручения внутри клуба, самостоятельное решение текущих

вопросов о репетициях и т.п. - позволяет выработать ключ к технологии самоуправления, самовоспитания, ответствен­ности и т.д. Поэтому методика групповой деятельности строится на: планировании и прогнозировании деятельно­сти участников; развитии их познавательной активности и интереса к определенному виду предметной деятельности; удовлетворении потребности в общении; привитии навыков самоуправления; формировании умений и навыков в подго­товке и проведении групповых программ и участии в круп­номасштабных программах.

Однако необходимо помнить, что существует опреде­ленная опасность развития корпоративных настроений и тенденций, если работа любительского объединения будет развиваться лишь в рамках узкого интереса к определенно­му виду предметной деятельности. Необходимо системати­ческое участие в культурно-досуговых программах, в ходе участия в которых существует возможность сформировать общественное мнение.

Для формирования общественного мнения большое зна­чение имеет необходимость связей деятельности объедине­ния с деятельностью учреждений культуры района, города. Для постоянного включения деятельности любительского объединения в новый, более обширный контекст и предот­вращения тем самым развития корпоративных настроений необходима ориентация членов на выработку своего стиля подготовки и проведения этих форм, что способствует фор­мированию «своей» аудитории, которая составляет потен­циальный резерв объединения.

Важным направлением самоутверждения любительского объединения является развитие самоуправления.

Анализ показывает, что более половины участников коллективов художественной самодеятельности и клубов по интересам активно участвуют в общественной жизни.

В последние годы разработаны новые методические приемы социально-психологического изучения коллектива

учреждения культуры, дающие возможность более полно и разносторонне исследовать взаимоотношения между участ­никами художественной самодеятельности или членами по интересам.

Обогатили методику групповых форм культурно-досуговой деятельности фольклорные игры. Среди них наи­более популярны женские состязания «Перебери крупу», «Заплети косу», конкурсы вязальщиц, кулинаров, а также мужские состязания в силе, ловкости и сноровке. Украшают «посиделки» и народные орнаментальные игры: хороводы, «путаницы», «змейки». Фольклорная игра - непременный атрибут традиционных народных гуляний: «Проводы рус­ской зимы», «Русская березка», национальных праздников всех народов нашей страны.

Организуемые клубом женщин челябинского Дворца культуры железнодорожников «Уральские посиделки» на­полнились новым содержанием. В красных уголках домо­управлений и общежитий собираются женщины, которые по семейным и другим обстоятельствам не могут посещать Дворец культуры. Женщины не только рукодельничают, они слушают лекции и беседы на различные темы. Члены этого клуба встречаются с художниками, советующими, как красиво обставить квартиру, с модельерами, врачами-косметологами, парикмахерами, кулинарами.

Однако в целом деятельность любительских объедине­ний еще не отвечает современным требованиям. Зачастую объединения работают не планомерно и организованно, а от случая к случаю. Одни программы организуют только своими силами, другие - при помощи штатного аппарата учреждений культуры. В связи с этим чрезвычайно важно глубокое изучение индивидуальных запросов и потребно­стей членов объединения, с тем чтобы наиболее полно их удовлетворять.

Даже в небольшом учреждении культуры можно создать любительские объединения туристов, коллекционеров, дру-

зей книги, любителей музыки, шахматно-шашечный и дру­гие. Для этого не потребуется больших затрат, а вместе с тем они значительно обогатят, разнообразят работу учреж­дения культуры.

Деятельность любительских объединений и клубов по интересам показывает, что должны быть в центре внимания актуальные, интересующие людей вопросы, открывает про­стор для обмена мнениями, для выражения своих суждений.

Итак, методика групповых форм культурно-досуговой деятельности наиболее сложна потому, что здесь пересека­ются предметная деятельность в коллективах художествен­ной самодеятельности, любительских объединениях и клу­бах по интересам и специфические культурно-досуговые программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: