Общие сведения и указания по работе. Целью работы является

Лабораторная работа № 1

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗНОСА И ДЕФОРМАЦИЙ

БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

Цель работы

Целью работы является:

1) изучение технических условий на дефектовку блока цилиндров;

2) изучение дефектов и характера износа рабочих поверхностей блока цилиндров;

3) ознакомление с устройством измерительных приборов и методами измерений деформаций блока цилиндров;

4) приобретение практических навыков по настройке и использованию приборов для измерения деформаций блока цилиндров;

5) анализ результатов измерений и возможных методов восстановления блока цилиндров.

Общие сведения и указания по работе

Блок цилиндров двигателя является сложной корпусной деталью, от точности размеров и взаимного расположения рабочих поверхностей которого зависит работоспособность двигателя в целом.

Блоки цилиндров автомобильных двигателей изготавливают из серого чугуна марки СЧ 18-36 (у двигателей 1ШЛ-130) и СЧ 21-44 (у двигателей К-740), специального легированного чугуна (у двигателей ЯМЗ-236) и алюминиевого сплава марки АЛ-4 (у двигателей ЗМЗ-53 и ЗМЗ-24). Твердость чугунных блоков НВ 170—241 (в зависимости от марки чугуна), а блоков из алюминиевого сплава — HВ 70. Крышки коренных подшипников в процессе ремонта с блоками не разукомплектовываются.

Основными дефектами блоков цилиндров, поступающих и капитальный ремонт, являются трещины, обломы и пробоины; забитость, срыв и износ резьбы в отверстиях под болты, шпильки и пробки; износ и деформация посадочных отверстий под гильзы цилиндров; износ гнезд под вкладыши коренных подшипников и их несоосность; износ отверстий под втулки распределительного вала и под толкатели и др.

Возможность восстановления блоков цилиндров в зависимости от характера дефектов, их расположения и размеров рабочих поверхностей регламентируется техническими условиями на капитальный ремонт автомобилей.

Различного рода трещины устраняют заваркой специальными электродами (МНЧ-1, ОЗЧ-1, ЦЧ-3, ЦЧ-4 и др.) или клеевыми композициями на базе эпоксидных смол. Заварку трещин в блоках цилиндров из алюминиевых сплавов осуществляют аргонодуговым способом с присадочной проволокой из алюминиевого сплава марки АК.

При сверхдопустимой величине износа посадочных поверхностей под гильзы блоки цилиндров некоторых двигателей (ЗИЛ-130, ЯМЗ-236) бракуют. На ряде заводов эти поверхности у двигателя ЗМЗ-53 восстанавливают наплавкой с последующей механической обработкой или нанесением эпоксидной композиции. Износ посадочных поясков под гильзы восстанавливают также гальваническим натиранием. После ремонта овальность и конусность посадочных отверстий под гильзы не должна превышать 0,02 мм. Допустимое отклонение от перпендикулярности оси поса­дочных отверстий под гильзы цилиндров относительно общей оси гнезд под вкладыши коренных подшипников не более 0,06 мм на длине 100 мм.

В процессе эксплуатации под действием ударных нагрузок и коробления блока вследствие старения материа­ла и тепловых воздействий происходит износ и нарушение соосности гнезд под вкладыши коренных подшипников.

Изношенные и деформированные постели под вкладыши коренных подшипников восстанавливают расточкой в линию под номинальный размер, предварительно обрабо­тав стыковую поверхность крышек (фрезерованием или шлифованием) на величину 0,3—0,5 мм. Для обеспечения межцентрового расстояния между осями коленчатого и распределительного валов расточку гнезд коренных под­шипников целесообразно вести одновременно с расточкой втулок распределительного вала на специальном двух-шпиндельном горизонтально-расточном станке модели 11А774К. Незначительная несоосность гнезд под вкладыши коренных подшипников может быть устранена хонингованием специальными головками на вертикально-хонинговальном станке. Предельно допустимая несоосность расточенных гнезд не должна превышать 0,02 мм на длине блока.

Отремонтированные блоки цилиндров подвергают гидравлическому испытанию на герметичность под давлением 0,3—0,4 МПа (3—4 кгс/см2) в течение 2—3 минут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: