Лабораторная работа № 1
ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗНОСА И ДЕФОРМАЦИЙ
БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Цель работы
Целью работы является:
1) изучение технических условий на дефектовку блока цилиндров;
2) изучение дефектов и характера износа рабочих поверхностей блока цилиндров;
3) ознакомление с устройством измерительных приборов и методами измерений деформаций блока цилиндров;
4) приобретение практических навыков по настройке и использованию приборов для измерения деформаций блока цилиндров;
5) анализ результатов измерений и возможных методов восстановления блока цилиндров.
Общие сведения и указания по работе
Блок цилиндров двигателя является сложной корпусной деталью, от точности размеров и взаимного расположения рабочих поверхностей которого зависит работоспособность двигателя в целом.
Блоки цилиндров автомобильных двигателей изготавливают из серого чугуна марки СЧ 18-36 (у двигателей 1ШЛ-130) и СЧ 21-44 (у двигателей К-740), специального легированного чугуна (у двигателей ЯМЗ-236) и алюминиевого сплава марки АЛ-4 (у двигателей ЗМЗ-53 и ЗМЗ-24). Твердость чугунных блоков НВ 170—241 (в зависимости от марки чугуна), а блоков из алюминиевого сплава — HВ 70. Крышки коренных подшипников в процессе ремонта с блоками не разукомплектовываются.
|
|
Основными дефектами блоков цилиндров, поступающих и капитальный ремонт, являются трещины, обломы и пробоины; забитость, срыв и износ резьбы в отверстиях под болты, шпильки и пробки; износ и деформация посадочных отверстий под гильзы цилиндров; износ гнезд под вкладыши коренных подшипников и их несоосность; износ отверстий под втулки распределительного вала и под толкатели и др.
Возможность восстановления блоков цилиндров в зависимости от характера дефектов, их расположения и размеров рабочих поверхностей регламентируется техническими условиями на капитальный ремонт автомобилей.
Различного рода трещины устраняют заваркой специальными электродами (МНЧ-1, ОЗЧ-1, ЦЧ-3, ЦЧ-4 и др.) или клеевыми композициями на базе эпоксидных смол. Заварку трещин в блоках цилиндров из алюминиевых сплавов осуществляют аргонодуговым способом с присадочной проволокой из алюминиевого сплава марки АК.
При сверхдопустимой величине износа посадочных поверхностей под гильзы блоки цилиндров некоторых двигателей (ЗИЛ-130, ЯМЗ-236) бракуют. На ряде заводов эти поверхности у двигателя ЗМЗ-53 восстанавливают наплавкой с последующей механической обработкой или нанесением эпоксидной композиции. Износ посадочных поясков под гильзы восстанавливают также гальваническим натиранием. После ремонта овальность и конусность посадочных отверстий под гильзы не должна превышать 0,02 мм. Допустимое отклонение от перпендикулярности оси посадочных отверстий под гильзы цилиндров относительно общей оси гнезд под вкладыши коренных подшипников не более 0,06 мм на длине 100 мм.
|
|
В процессе эксплуатации под действием ударных нагрузок и коробления блока вследствие старения материала и тепловых воздействий происходит износ и нарушение соосности гнезд под вкладыши коренных подшипников.
Изношенные и деформированные постели под вкладыши коренных подшипников восстанавливают расточкой в линию под номинальный размер, предварительно обработав стыковую поверхность крышек (фрезерованием или шлифованием) на величину 0,3—0,5 мм. Для обеспечения межцентрового расстояния между осями коленчатого и распределительного валов расточку гнезд коренных подшипников целесообразно вести одновременно с расточкой втулок распределительного вала на специальном двух-шпиндельном горизонтально-расточном станке модели 11А774К. Незначительная несоосность гнезд под вкладыши коренных подшипников может быть устранена хонингованием специальными головками на вертикально-хонинговальном станке. Предельно допустимая несоосность расточенных гнезд не должна превышать 0,02 мм на длине блока.
Отремонтированные блоки цилиндров подвергают гидравлическому испытанию на герметичность под давлением 0,3—0,4 МПа (3—4 кгс/см2) в течение 2—3 минут.