Штативные камеры 13X18 см и 18X24 см

Штативными фотокамерами (рис. 3) называются сравнительно громоздкие складные деревянные фотоаппараты с квадратным мехом и матовым стеклом. Эти аппараты не применимы для съемки с рук, а непременно должны быть установлены на прочном штативе (или другой подставке), Они являются фотокамерами профессионального типа и предназначены для работ, требующих от аппарата устойчивости, большого формата негативов, длинного растяжения меха, уклонов матового стекла, возможности смены объективов. Применяются эти камеры для съемок в постоянном помещении (портреты, группы), для выездных съемок (архитектура, пейзажи), для научно-исследовательских и технических съемок в лабораториях и цехах, для репродуцирования.

Рис. 3

Камеры имеют двойное растяжение меха. Наводка на резкость производится кремальерой, передвигающей заднюю (кассетную) часть камеры, в то время как передняя (объективная) часть остается неподвижной. Возможна смена объектива (вместе с объективной доской). Помимо вертикального и горизонтального смещения объек- тива камеры имеют устройство для уклонов кассетной части по горизонтальной и вертикальной осям. Камера 13x18 см снабжена четырехлинзовым анастигматом "Индустар 51" со светосилой 4,5 и фокусным расстоянием 21 см. Габарит ее; 400x310x220 мм; вес (с принадлежностями) 11 кг. Камера 18x24 см имеет объектив "Индустар 13" со светосилой 4,5 и фокусным расстоянием 30 см. Габарит еe 500X360Х260 мм) вес 14 кг (с принадлежностями). Фотокамеры не имеют ни видоискателя, ни затвора (выдержка производится от руки посредством снятия и наде" вания на объектив кол* пачка). К камерам прилагаются по три двойных полушторных кассеты, брезентовый футляр, прочный складной деревянный штатив в чехле. Благодаря применению вкладышей возможна зарядка кассет пластинками меньших форматов. Штативные фотокамеры, кассеты и пластинки для них тяжелы, занимают много места; пластинки больших форматов обходятся дорого. В фотолюбительской практике эти камеры не находят применения. Тем не менее мы остановились на них, учитывая, что некоторым из читателей в дальнейшей работе, возможно, придется с ними встречаться. Кроме того, в большом, хорошо оборудованном фотокружке под руководством опытного фотографа штативная фотокамера может быть с успехом использована для углубленного изучения фотографии.

ФОТОАППАРАТЫ ДЛЯ КАТУШЕЧНОЙ ПЛЕНКИ

Конструктивной особенностью пленочных фотоаппаратов является механизм зарядки негативных материалов. В верхней и нижней частях корпуса имеются помещения для двух катушек. Зарядка аппарата катушкой с роликовой пленкой происходит при белом свете. По мере съемки пленку посредством имеющейся сбоку камеры рукоятки постепенно перематывают с подающей катушки на приемную, каждый раз ставя перед объективом неэкспонированный кусок пленки.

Для наблюдения за сменой номеров служит маленькое круглое смотровое окошко в глухой задней стенке камеры, защищенное красным светофильтром. По использовании всей катушки она извлекается из камеры также при белом свете, а освободившаяся от пленки подающая катушка переносится на место приемной.

"Любитель"-пленочный аппарат, 6X6 см

Двухобъективный широкопленочный фотоаппарат "Любитель" (рис. 4), заряжаемый на 12 снимков, имеет ящикообразную форму; в передней стенке помещены один над другим два объектива, связанные между собой посредством обрамляющих наружных зубчатых колес. Нижний объектив является съемочным, а верхний (более простой) служит передней линзой большого зеркального видоискателя (рис. 18). Для наводки на резкость нижнее колесо вращают, в результате чего одновременно с перемещением передней линзы съемочного объектива передвигается вдоль своей оптической оси и верхний объектив.

Рис. 4

Таким образом по матированной центральной части верхней горизонтальной линзы видоискателя производится зри- тельная наводка на резкость. В то время как съемочный объектив диафрагмируется до нужной степени, полное отверстие верхнего объектива (2,8) всегда дает максимально светлое изображение, облегчающее точное визирование и наводку на резкость вплоть момента спуска затвора.

Рис. 5 Схема фотоаппарата "Любитель"

Зеркальный видоискатель "Любителя" особенно удобен для съемки портретов и сценок с детьми. Хотя изображение, видимое в нем, не перевернуто низом вверх, как это обычно бывает на матовом стекле, но оно зеркально обращено (то есть левая и правая стороны объекта съемки взаимно перемещены). Это не существенно при съемке большинства более или менее статичных объектов, но неудобно для спортивных съемок, так как движущийся объект появляется в видоискателе не с той стороны, откуда он фактически движется и откуда его бессознательно ожидает фотограф. Поэтому подобные съемки надо производить с помощью рамочного видоискателя, рамки которого включены в переднюю и заднюю стенки верхней складной шахты камеры. Во избежание двукратной съемки на одном и том же куске фотопленки следует сейчас же после каждой съемки переводить пленку. Съемочный объектив "Любителя" - трехлинзовый анастигмат "Т-22" со светосилой 4,5 и фокусным расстоянием 7,5 см. Центральный затвор автоматически отсекает пять выдержек: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100 1/200 секунды. Наименьшее расстояние до снимаемого объекта 1,3 м.

Габарит камеры: 135x90x90 мм; вес около 600 г.

Фотоаппарат не сложен в обращении и предназначен для начинающих фотолюбителей.

Прекращенный производством фотоаппарат "Комсомолец" представляет собой упрощенную по сравнению с "Любителем" модель. Передняя линза его зеркального видоискателя неподвижна, поэтому видоискатель служит лишь для визирования изображения, а наводка на резкость производится только по шкале расстояний. Объектив его почти вдвое менее светосилен (6,3), чем у "Любителя". Затвор отсекает только три моментальные выдержки: 1/25, 1/50 и 1/100 секунды, что ограничивает возможности как съемки быстро движущихся объектов, так и фотографирования в помещениях.

"Москва 2"-пленочный аппарат 6Х9 см

Складной широкопленочный фотоаппарат "Москва 2" (рис. 5) заряжается на 8 снимков. По конструкции и наружному виду он сходен с пластиночным фотоаппаратом "Москва 3", описанным выше, но имеет несколько удлиненный корпус со скошенными углами на концах.

Рис. 5

С левой стороны камеры укреплен сопряженный с объективом дальномер. При вращении диска, помещенного над затвором, одновременно приводится в действие компенсатор дальномера и передняя вращающаяся линза объектива, регулирующая наводку на резкость. Наименьшее расстояние до объекта съемки 1,5 м. Просветленный четырехлинзовый анастигмат "Индустар 23", имеющий светосилу 4,5 и фокусное расстояние 11 см, смонтирован в заводном центральном затворе "Момент" (см. рис. 6 и описание выше), автоматически отсекающем восемь выдержек: в 1 секунду, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100 и 1/250 секунды, На оправе объектива - шкала глубины резкости. Спусковая кнопка затвора, помещенная на левой стенке корпуса, соединена с рукояткой для перемотки пленки блокировочным механизмом, предотвращающим возможность двух снимков на одном негативе (затвор не будет работать, пока экспонированная пленка не переведена). Габарит фотоаппарата (в сложенном виде): 165X95X48 мм вес 890 г.

Как видно из нашего описания, "Москва 2" обладает рядом технических преимуществ по сравнению с "Любителем".

Выпускавшийся ранее фотоаппарат "Москва 1" отличается от "Москвы 2" отсутствием дальномера; наводка на резкость может производиться только по шкале расстояний. Как менее совершенный, аппарат.

МАЛОФОРМАТНЫЕ ФОТОАППАРАТЫ ДЛЯ КИНОПЛЕНКИ

Малоформатные аппараты легли в основу так называемой малоформатной фотографии, отличительной чертой которой является повышенная точность всех стадий фотоработы, связанная с необходимостью получать большие позитивы с малых негативов. Отсюда вытекают и повышенные требования к аппарату, материалам, самому фотографу.

Малоформатные фотоаппараты сложны по устройству. Выпускаемые отечественной промышленностью шесть моделей (за исключением "Смены") имеют ряд общих и частных конструктивных особенностей.

Общие конструктивные данные малоформатных аппаратов. Корпус жесткий в виде удлиненной плоской коробки, из которой для съемки нужно выдвинуть объектив. Некоторые объективы выпускаются в неубирающейся оправе, при которой фотоаппарат в нерабочем положении занимает больше места, но зато ускоряется его приведение в съемочную готовность, облегчается пользование диафрагмой, исключаются съемки с невыдвинутым по забывчивости объективом.

Фотоаппараты снабжены удобным для ношения кожаным футляром; камеру для съемки можно не извлекать из футляра, а лишь откинуть его переднюю стенку с крышкой.

Малоформатным аппаратом можно сделать 36 снимков без какой-либо перезарядки. Цилиндрические кассеты заряжаются лентой кинопленки в 165 см длиной в темноте; зарядка же аппарата кассетой и его перезарядка производятся при белом свете.

"ФЭД" - кинопленочный аппарат 24 X 36 мм

"ФЭД" (рис. 6)- старейший малоформатный фотоаппарат отечественного производства (в 1954 году исполнилось 20 лет с начала его выпуска); он широко популярен среди советских фотолюбителей. Общие конструктивные данные изложены выше. К частным особенностям относится следующее. "ФЭД" - самый легкий, малообъемный и портативный аппарат. Его корпус имеет удобную в обращении закругленную на концах форму. Для зарядки удаляется нижняя крышка корпуса. Объектив - четырехлинзовый просветленный анастигмат "ФЭД" ("Индустар 10") со светосилой 3,5 и фокусным расстоянием 5 см, во вдвигающейся оправе, Его шкала диафрагм имеет деления (нестандартные): 3,5-4,5-6,3-9-12,5-18. Сменные объективы ввинчиваются в кольцо корпуса, Наводка на резкость осуществляется вращением рычага червячного хода объектива. Наводка на резкость и визирование производятся последовательно через самостоятельные окуляры дальномера и видоискателя.

Рис. 6

Шелковая прорезиненная шторка затвора движется справа налево по длине кадра. Затвор автоматически отсекает семь выдержек (нестандартных): 1/20, 1/30, 1/40, 1/50, 1/100, 1/200, 1/500 секунды. Регулятор выдержек можно устанавливать только при заведенном затворе. Наименьшее расстояние съемки без дополнительных оптических приспособлений один метр. Габарит: 133x55x30 мм; вес около 500 г.

"Зоркий 3" - кинопленочный аппарат 24X36 мм.

Малоформатный фотоаппарат "Зоркий 3" (рис. 7)- это значительно усовершенствованная модель аппарата "Зоркий". У "Зоркого 3" задняя стенка корпуса сделана съемной, Это позволяет удобно производить перезарядку аппарата, его чистку, проверку точности подгонки сменных объективов (при помощи матового стекла, приставляемого к кадровой рамке), а также отрезать (в темном помещении) заснятую часть пленочной ленты для проявления.

Рис. 7

Объектив - просветленный шестилинзовый анастигмат "Юпитер 8" с очень высокой светосилой 2 и фокусным расстоянием 5 см, во вдвигающейся или неубирающейся оправе.

Дальномер и видоискатель имеют общий окуляр, что объединяет в одну операцию визирование кадра и наводку на резкость. Окуляр допускает внесение оптической поправки в пределах +-3 диоптрии для того, чтобы не очень дальнозоркие и близорукие фотографы при съемке могли обходиться без очков.

Шторный затвор дополнен добавочным регулятором медленных выдержек, диск которого помещен на передней стенке корпуса. Затвор автоматически отсекает десять стандартных выдержек в очень широком диапазоне: 1 секунда, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, 1/500 и 1/1000 секунды. Имеется деление Д для длительных выдержек "в два нажатия". Наименьшее расстояние съемки один метр. "Зоркий 3" представляет несомненный интерес для подготовленного фотолюбителя.

"Киев" - кинопленочный аппарат 24X36 мм

Частные особенности малоформатного фотраппарата "Киев" (рис. 8) состоят в следующем.

Рис. 8

Корпус, имеющий на концах срезанные углы, снабжен откидным упором для непосредственной установки аппарата на столе или другой горизонтальной поверхности. Съемная задняя стенка корпуса позволяет легко перезаряжать аппарат и чистить его, отрезать (в темном помещении) экспонированную часть пленки для проявления, а также юстировать сменные объективы, приставив матовое стекло к кадровой рамке.

Объектив - просветленный шестилинзовый анастигмат "Юпитер 8" с очень высокой светосилой 2 и фокусным расстоянием 5 см (во вдвигающейся или неубирающейся оправе).

Объективы не ввинчиваются, а закрепляются в кольце корпуса штыковым запором, что ускоряет их смену. Наводка на резкость основного объектива осуществляется вращением удобного рифленого колесика, выступающего вверху корпуса. Наводка производится одновременно с визированием, так как дальномер и видоискатель объединены в одном окуляре. Удлиненная база дальномера (90 мм вместо 38 мм у аппаратов типа "ФЭД") повышает точность наводки на резкость. Прочная металлическая шторка затвора, движущаяся сверху вниз по ширине кадра, бесперебойно работает и на морозе. Затвор автоматически отсекает девять выдержек в широком диапазоне: 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, 1/500, 1/1250 секунды. Скорости могут устанавливаться и при спущенном затворе, однако рекомендуется сначала завести его. Затвор имеет автоспуск для самосъемки фотографа; он примерно на 9-15 секунд замедляет действие механизма, автоматически отсекающего выдержки. Заводная головка не только заводит затвор и переводит пленку, но также является регулятором выдержек. Наименьшее расстояние съемки 90 см. Габарит аппарата: 150x83,5x45 мм; вес 750 г.

"Киев III" - кинопленочный аппарат 24X36 мм

Малоформатный фотоаппарат "Киев III" (рис. 9) отличается от аппарата "Киев" тем, что в его конструкцию включен фотоэлектрический экспонометр (прибор для определения вьь держки для съемки на основе фактической яркости объекта). Экспонометр состоит из фотоэлемента, гальванометра, реостата и механического калькулятора; смонтирован он на верхней стороне корпуса аппарата.

Рис. 9

В своих обеих моделях "Киев" является самым совершенным фотоаппаратом; перед опытным фотографом он открывает широкие съемочные возможности.

"Зенит" - кинопленочный аппарат 24X36 мм

Малоформатный фотоаппарат "3енит" (рис. 10) сконструирован на базе "Зоркого", корпус глухой; основное отличие в выборе кадра и наводке на резкость, благодаря которым аппарат относится к типу зеркальных.

Рис. 10

Объектив - "Индустар 22" со светосилой 3,5 и фокусным расстоянием 5 см. Шторный затвор автоматически отсекает пять выдержек: 1/25, 1/50, 1/100, 1/250 и 1/500. секунды. Система видоискания и зрительной наводки на резкость состоит из зеркала, помещенного позади объектива под углом 45o к оптической оси, матированной стеклянной поверхности, призмы прямого видения (дважды оборачивающей изображение) и увеличивающих линз. При нажатии спусковой кнопки зеркало поднимается, открывая световым лучам доступ к фотослою. Введением промежуточных колец аппарат приспосабливается для съемок с малых расстояний мелких объектов, репродукций.

"Смена" - кинопленочный аппарат 24X36 мм.

Малоформатный фотоаппарат "Смена" (рис. 11) по сравнению с описанными выше кинопленочными фотокамерами представляет собой упрощенную конструкцию, но имеет и преимущества. Корпус его из пластмассы, задняя стенка отъемная. Объектив - трехлинзовый просветленный анастигмат со светосилой 4,5 и фокусным расстоянием 4 см, Деления шкалы диафрагм: 4,5-5,6-8-11-16-22. Наводка на резкость производится по шкале расстояний путем вращения объектива. Видоискатель – оптический. Центральный затвор автоматически отсекает пять выдержек: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 секунды. Точность перемотки пленки на один кадр обеспечивается механически, Так как приемной катушкой служит стандартная закрытая кассета, надобность в обратной перемотке экспонированной пленки отсутствует.

Рис. 11

Габарит аппарата: 120x74x57 мм; вес 325 г. Дополнительные объективы не применяются. Аппарат "Смена" предназначен для широких кругов фотолюбителей, в особенности для молодежи.

8. Назовите основные правила эксплуатации и ухода за фотоаппаратурой.

Задания для развития и контроля владения компетенциями

1. Дайте определения понятий объектив, затвор, корпус, штатив, выдержка, диафрагма, время экспонирования.

2. Назовите основные элементы цифрового фотоаппарата.

3. Опишите принцип действия пластиночного и зеркального фотоаппаратов.

Литература

Основная

Дебес Н. Полный курс цифровой фотографии. - М.: НТ Пресс, 2007. - 336 с.

Дополнительная

Кулагин С. В. Время экспонирования // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. ­– М.: Советская энциклопедия, 1981.

Вартанов А.С.Учись фотографировать / А.С. Вартанов, Д.А. Лугорьев; под ред. А.А. Фомина. – М.: Искусство, 1988.– 224 с.

Волгин, А.Г. Техника цветной фотографии / А.Г. Волгин. – М.: Искусство, 1987. – 143 с.: ил.

Интернет-ресурсы

www.fotopapa.com/article/ustroystvo_fotoapparata Устройство фотоаппарата.

www.labirinta.net/cifra.htm Основные принципы работы цифровых камер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: