Заголовок акта представляет собой краткое содержание событий, фактов, действий. Учитывая специфику этого вида документа, единых, жестких правил формулирования заголовка к акту не установлено. В ряде случаев заголовок формулируется с помощью отглагольного существительного в предложном падеже и предлога «о».
Пример:
«О выдаче, уничтожении и утрате пропусков и удостоверений»;
«О выделении документов к уничтожению»;
«О расследовании несчастного случая на производстве»;
«Об оборудовании учебных заведений»;
«О нормировании труда».
В других случаях заголовок формулируется с помощью отглагольного существительного в родительном падеже.
Пример:
«приема выполненных работ»;
«выдачи документов»;
«готовности проектных работ»;
«приема-передачи материальных ценностей»;
«проверки выполнения коллективного договора».
В любом случае заголовок должен согласовываться с названием вида документа: «акт - чего?» или «акт - о чем?».
Текст акта состоит из двух частей: вводной и констатирующей.
|
|
Вводная часть акта включает:
- основание для составления акта (указывается распорядительный или нормативный документ, устное указание руководителя, послужившие основанием для составления акта; основанием может быть плановое задание; оформляется с использованием слова «Основание»);
- состав комиссии (указываются наименование должности, инициалы, фамилия председателя комиссии в именительном падеже, наименования должностей, инициалы, фамилии членов комиссии (располагаются в алфавитном порядке)). Если в работе комиссии принимали участие представители сторонних организаций, то при составлении акта при написании должностей указываются наименования учреждений, которые они представляют.
Отдельно во вводной части акта указывают инициалы, фамилии и должности лиц, присутствующих при его составлении.
Слова «Основание», «Составлен комиссией», «Председатель», «Члены комиссии», «Присутствовали» пишутся с прописной буквы от границы левого поля документа и остаются открытыми.
В констатирующей части излагаются цели и задачи актирования, описание и характер проделанной работы (ее сущность, характер, методы, сроки), фиксируются установленные факты (если отражается несколько фактов, то текст акта делится на пункты). В случае необходимости в этой части излагаются выводы и предложения по установленным фактам.
В том случае если выводы и предложения в акте излагаются в распорядительной форме с указанием сроков исполнения предписываемых действий и акт составлен сторонним уполномоченным лицом или комиссией, то такой акт представляется руководителю организации, который расписывается в ознакомлении с его содержанием.
|
|
В конце текста перед отметкой о наличии приложения указываются сведения о количестве экземпляров, в которых составлен акт.
Пример
Составлен в 3-х экземплярах:
1-й экземпляр - в дело № 4-10;
2-й экземпляр - директору завода;
3-й экземпляр - в бухгалтерию завода.
Число экземпляров акта определяется нормативно-правовыми документами или практической необходимостью.
При наличии к акту приложений ссылка на них дается после текста и оформляется как реквизит «отметка о наличии приложения».
Акт подписывается составителем (составителями). Если акт составлен комиссией, то в реквизите «подпись» указываются не должности лиц, составивших акт, а распределение их обязанностей в составе комиссии. При этом первой проставляется подпись председателя комиссии, ниже - подписи членов комиссии в алфавитном порядке без указания должностей.
Лица, имеющие замечания по содержанию акта, подписывают его с отметкой: «Замечания прилагаются»; текст замечаний излагается на отдельном листе, небольшие по объему замечания допускается фиксировать в самом акте.
Некоторые виды актов подлежат утверждению руководителем организации или вышестоящей организации, чей распорядительный документ (устное распоряжение) явился основанием для составления акта. Утверждению подлежат в т.ч. акты, предписывающие выполнение определенных действий. Гриф утверждения проставляется в правом верхнем углу первого листа документа и оформляется согласно установленным правилам.
Датой акта является дата актируемого события. Она проставляется должностным лицом, подписавшим документ (как правило, председателем комиссии).