Для подготовки схемы к работе надо установить переключатели S1 и S2 в положение «0», после чего нажать кнопку SB1 «Пуск» и тем самым включить линейный контактор КМ1.
При этом замыкаются главные контакты КМ1:1-КМ1:3 контактора, подавая питание на остальную часть схемы управления, и вспомогательный КМ1:4, после чего кнопку SB1 можно отпустить.
Загорается сигнальная лампочка HL1 «Питание на схему подано».
Схема готова к работе.
Прямой пуск
Для прямого пуска устанавливают переключатель S1 в положение «II» «Прямой пуск», а переключатель S2 – в положение «0».
Нажимают кнопку SB3 «Вперёд», при этом включается реверсивный контактор
КМ2 “Вперёд». Замыкаются главные контакты КМ2:1-КМ2:3, подавая питание на нижнюю часть схемы.
Затем, переводя переключатель S2 из положения «0» в положения «I», «II» и «III»,
с небольшой задержкой в каждом этом положении, включают обмотки статора 1-й, 2-й и 3-й споростей. При этом переходный процесс будет протекать по траектории А-В-С-D-Е-F (рис. 2).
Рис. 2. Механические характеристики асинхронного двигателя
|
|
После этого двигатель останавливают, для чего нажимают кнопку SB2 «Стоп», а переключатели S1 и S2 возвращают в положение «0».
При этом каждый раз, при переходе с большей скорости на меньшую, двигатель автоматически переходит в режим рекуперативного торможения.
Например, при переходе с 3-й скорости на 2-ю, переходный процесс протекает по траектории F-H- S - D, а при переходе со 2-й на 1-ю – D -J- S - B.
Тормозные участки характеристик располагаются только во 2-м квадранте, с отри-
цательными значениями момента двигателя М.
Это означает, что при переходе с 3-й скорости на 2-ю торможение двигателя начинается в точке Н и заканчивается в точке S , а при переходе со 2-й на 1-ю – начинается в точке J изаканчивается в точке S .
На участках S - D и S - В двигатель, повторно изменяя знак своего момента, возвращается в двигательный режим.
Условие рекуперативного торможения двигателя на отрезках H- S и J- S одно и то же: электромагнитный момент двигателя становится тормозным, если скорость ротора больше скорости магнитного поля обмотки статора. Поясним это на примере перехода двигателя из точки F в точку Н.
В точке F угловая скорость магнитного поля обмотки статора ω = 314 с , а
скорость ротора ω = 310 с , т.е. ротор вращается медленнее магнитного поля.
При переходе из точки F в точку Н. скорость ротора по инерции останется прежней
(ω = 310 с ), а скорость магнитного поля на 2-й скорости составит ω = 157 с , т.е.
ротор вращается быстрее магнитного поля обмотки статора почти в 2 раза.
При этом асинхронный двигатель переходит из двигательного режима (точка F) в
|
|
генераторный (точка Н), и на участке H- S работает как асинхронный генератор в режиме рекуперативного торможения, возвращая энергию в сеть.
Аналогично объясняется образование тормозного момента двигателя при переходе из точки D в точку J.