Тема: Общая характеристика учебной деятельности
План:
1. Общая характеристика учебной деятельности
2. Предметное содержание учебной деятельности
3. Внешняя структура учебной деятельности.
4. Самостоятельная работа как высший вид учебной деятельности.
Литература:
Основная:
1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0309. – Дата доступа: 19.02.2015
Дополнительная:
1. Клюева, Н.В. Педагогическая психология / С.Н. Батракова, Ю.Л. Варенова, Т.Е. Кабанова, Н.В. Клюева. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Из-во Владос-пресс – 2003. – 400 с.
2. Ксенда, О.Г. Схемы по педагогической психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/2104. – Дата доступа: 19.02.2015
3. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb2lib.net.ru/book/112473. – Дата доступа: 19.02.2015
1. Общая характеристика учебной деятельности
Определение учебной деятельности
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения.
Вопрос к студентам: Как вы думаете, чем учебная деятельность отличается от научения?
Ответ: Научение – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Таким образом, это понятие является более обобщенным.
Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач.
Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.
Основные характеристики учебной деятельности
Отмечаются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:
1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);
3) общие способы действия опережают решение задач (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность).
Вопрос к студентам: Поясните, пожалуйста, что происходит, когда общие способы действия предваряют решение задач?
Ответ: Сначала изучается теория, а потом происходит ее применение на практике.
Например, в математике сначала учится теорема, а уже потом, при ее помощи решаются задачи.
4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте;
Т.е., приобретая знания в процессе учебной деятельности, мы учимся новым способам решения задач. Таким образом, мы развиваемся в интеллектуальном плане и т.д.
Вопрос к студентам: приведите примеры таких изменений под влиянием учебной деятельности?
Ответ: Например, изучая психологию, мы научаемся распознавать причины того или иного поведения людей. Таким образом, обладая этими знаниями, мы можем добиваться определенного поведения от других.
5) изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.
Например, удовлетворенность собой, положительные эмоции, рост самооценки при удачном решении сложной задачи. Вследствие этого – повышение мотивации к учебе.
Вопрос к студентам: Какие еще могут быть изменения психических свойств и поведения в данном случае?
Ответ: Злость, раздражение, удивление и т.д.
Сейчас рассмотрим деятельностные характеристики учебной деятельности.
субъектность – наличие субъекта - того, кто приобретает знания,
активность – активное поведение субъекта деятельности,
предметность – наличие предмета – в данном случае того, что изучается,
целенаправленность – поведение субъекта всегда имеет цель,
осознанность – поведение субъекта осознанно.
В таком случае, субъектом будет учащийся, который активно овладеваем новыми знаниями и целенаправленно изучает предмет, заданный в рамках учебной программы.
2. Предметное содержание учебной деятельности
Рассмотрим предметное содержание учебной деятельности.
Предмет, как известно, - это то, на что направлена деятельность. В данном случае она будет нацелена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов (т.е., на изменение самого субъекта). В этом процессе, как было замечено выше, развивается и сам человек.
Вопрос к студентам: Как вы думаете, как соотносятся понятия усвоения и учебной деятельности?
Ответ: Усвоение и учебная деятельность – это не одно и то же. Усвоение является основным содержанием учебной деятельности, с его помощью происходят изменения в интеллектуальном и личностном плане. Все это также входит в предмет учебной деятельности.