Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, а также знании о природе, обществе и т. п.
СВОЙСТВА
1. Целостность и делимость.
2. Наличие устойчивых связей
3. Организация.
4. Эмерджентность - наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.
ВИДЫ
Динамические системы характеризуются тем, что их выходные сигналы в данный момент времени определяются характером входных воздействий в прошлом и настоящем (зависит от предыстории). В противном случае системы называют статическими. Примером динамических систем является биологические, экономические, социальные системы; такие искусственные системы как завод, предприятия, поточная линия и т.д.
Детерминированной называют систему, если ее поведение можно абсолютно точно предвидеть. Система, состояния которой зависит не только от контролируемых, но и от неконтролируемых воздействий или если в ней самой находится источник случайности, носит название стохастической. Приведем пример стохастических систем, это – заводы, аэропорты, сети и системы ЭВМ, магазины, предприятия бытового обслуживания и т.д.
|
|
Важное место в системе туризма занимают «туристские организации». В различных источниках туристские организации называются по - разному и выполняют разные функции менеджмента и маркетинга туризма.
С точки зрения управления туристский комплекс представляет собой систему, состоящую из технических, экономических и социальных, организационно связанных между собой элементов, и подразделяется на две крупные подсистемы – управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления), которые связаны информационными каналами. Управляемая подсистема – это внутренняя структура туристской индустрии, в свою очередь представляет собой единство технических, технологических, организационных, экономических элементов и связей между ними. При этом каждый объект управляемый, но лишь в единстве и во взаимосвязи всех составляющих этого объекта. Управляющая подсистема в туристском комплексе представляет собой уже совокупность факторов, воздействующих на объект управления, и состоит из органов управления и обеспечивающих их средств оргтехники.
В любой организации можно выделить управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Одни из них имеют сознательную природу, другие проявляются стихийно. Чтобы организация была успешной, природу таких процессов надо знать и воздействовать на неё в зависимости от потребностей и интересов организации.
|
|
В основе всех этих процессов лежат определенные зависимости. Если какая-либо зависимость характеризуется устойчивостью и повторяемостью, то она становится необходимостью и приобретает статус объективного закона.
Все законы, которые определяют нормы и правила поведения человека в организации, можно подразделить на два типа. Первые – это законы для организации, а вторые – законы самой организации. Первые предписываются обществом, а вторые разрабатываются и принимаются самой организацией. Для непосредственного исполнения законы первого и второго порядка дополняются так называемыми подзаконными актами. Это инструкции, методические указа-ия, распоряжения и т.д. Иногда эти подзаконные акты, составляющие распорядительную детализацию закона, называют закономерностями. Такое истолкование закона и закономерности упрощает их понимание и применение на практике.
Закон синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.
Закон самосохранения – каждая материальная система стремится сохранить себя и использует для этого весь свой потенциал, ресурсы. Удержаться на заданных уровнях самосохранения помогает страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность этого потенциала.
Закон развития. Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материи или сознания. Закон развития опирается на ряд принципов: инерции, эластичности, непрерывности, стабильности. Каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Закон наименьших.
Российский ученый Александр Александрович Богданов (1873-1928) еще в начале XX века сформулировал «закон наименьших», который проявляется в том, что структурная устойчивость целого определяется его наименьшей частичной устойчивостью. Наглядным примером проявления закона наименьших является элементарная цепь, которая состоит из звеньев неодинаковой прочности и рвется там, где находится наиболее слабое в отношении прочности звено.
Иными словами, разрушение целостного образования происходит по самому слабому элементу структуры. Сущность закона можно также выразить русской пословицей: «Где тонко, там и рвется». Знакомство с формулировкой закона вызывает воспоминания об «ахиллесовой пяте» из греческой мифологии.
Вопрос №26. Планирование и контроль как основные функции менеджмента
Плани́рование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанных с постановкой целей (задач) и действий в будущем.
Независимо от экономической системы плакирование обычно разделяют по срокам выполнения намечаемых задач на
долгосрочное (более трех лет)
среднесрочное (1...3 года)
краткосрочное (недели месяцы)
В зависимости от содержания (широты, направлений деятельности и значимости) решаемых вопросов планирование разделяют на
генеральное
стратегическое
оперативное (текущее, регулярное)
ПРИНЦИПЫ ПЛАН-Я: непрерывность, научность, приоритетность, взаимная увязка и координация.
Непрерывность означает, что планирование должно охватывать все этапы работы и распространяться как на длительную перспективу, так и на более короткие сроки. Бессистемность, на каком-либо одном этапе, способна разрушить даже хорошо продуманный план, и устранение ее последствий зачастую требует немалых усилий.
Научность означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами. В современном планировании для этого широко применяются математические модели, компьютерная техника. При этом в природоохранном обустройстве территорий должны использоваться результаты экологических и экономических прогнозов, экологического мониторинга, положений целевых природоохранных программ.
|
|
Приоритетность означает необходимость правильного выбора ведущих (приоритетных) звеньев, от реализации которых зависит общий успех дела. Именно умение выбирать такие приоритеты отличает сильного менеджера от более слабого.
Взаимная увязка и координация означает необходимость охвата всех производственных подразделений предприятия с целью обеспечения сбалансированности совместной работы.
ЭТАПЫ СТРАТЕГ ПЛАН-Я
1. Определение роли и миссии организации. Согласовываются содержание и объем работы, который нужно выполнить.
2, Определение ключевых участков, требующих изменений. Определяют, на чем концентрировать внимание, энергию и интеллектуальные усилия.
3. Разработка системы индикаторов эффективности.
Определяются факторы, поддающиеся измерению, и факторы, на основании которых могут определяться цели.
4. Выбор и уточнение целей. Определяются результаты, которых необходимо достичь.
5. Подготовка шитое действий. Разрабатываются пути достижения дальнейших конкретных целей. При этом используются:
A. Программирование. Устанавливается логическая последовательность действий для достижения целей.
Б. Составление графика. Устанавливаются сроки выполнения мероприятий и достижения целей.
B. Составление бюджета. Определяются источники и распределяются финансовые ресурсы, необходимые для достижения целей.
Г. Разделение ответственности. Назначаются ответственные за конечные результаты и выполнение отдельных заданий.
Д. Рецензирование и доработка. Проект плана апробируется и обсуждается, прежде чем приступить к действию.
6. Установление контроля. Речь идет об обеспечении контроля за эффективным достижением целей.
|
|
7. Коммуникация. Определяются внутриорганизационные каналы коммуникации, необходимые для достижения понимания и поддержки на протяжении всех предшествующих шести этапов.
8. Реализация. Обеспечивается единодушное одобрение всеми ведущими руководителями направлений немедленных и дальнейших практических действий и назначения ответственных за это лиц.
Контроль (фр. contrôle, от contrerôle — список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra - против и rotulus - свиток) — одна из основных функций системы управления.
Контроль за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируются, изменение доли фирмы на рынке, как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка, состояние портфеля заказов. Такой контроль обычно называют оперативным контролем (а также административным, или тактическим) в отличие от общего, стратегического контроля. Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления. В то же время общий управленческий контроль направлен на решение стратегических задач и достижение намеченных целей путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным планированием.