Вопрос №10. Спрос и предложение на рынке товаров и услуг. Эластичность спроса и предложения и ее влияние на доходы

Эластичность – одна из самых существенных характеристик спроса и предложения, важнейшая категория экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одного показателя (например, спроса или предложения) в ответ на выраженное в процентах изменение другого показателя (например, цены или дохода). В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, эластичность предложения, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос и предложение, а также практическое значение эластичности, которое объясняет, как влияет эластичность на поведение субъектов рынка.

Эластичность спроса – реакция покупателей на изменение цены данного товара (или другого неценового фактора) в отношении изменения величины спроса. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

Эластичность предложения – реакция продавцов (производителей) на изменение цены товара (либо других факторов) в отношении изменения величины предложения.

Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.

Значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: