Факторы, влияющие на товародвижение

На организацию процесса товародвижения оказывает влия­ние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы: производственные, транспортные, социальные и тор­говые.

К числу производственных факторов относятся следую­щие: размещение производства, специализация производствен­ных предприятий, сезонность производства отдельных товаров.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производствен­ных предприятий к источникам сырья часто приводит к нерав­номерному распределениюих на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, усложняет про­цесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевоз­ки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.

Не менее важное влияние на организацию товародвижения оказывает специализация производственных предприятий на вы­пуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Это особенно касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие мага­зины не в состоянии получать их без предварительной подсорти­ровки на предприятиях оптовой торговли. Это приводит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли.

Но есть товары, спрос на которые подвержен значительным сезонным колебаниям. К таким товарам, например, относятся валенки. Пред­приятия, производящие их, стремятся обеспечить загрузку своих мощностей круглый год, что оказывает серьезное влияние на про­цесс товародвижения.

Производство некоторых товаров народного потребления име­ет ярко выраженный сезонный характер, что, в свою очередь, связано с сезонностью производства сырья дляих изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных то­варов. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в про­цессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товаро­движения.

К транспортным факторам относятся: состояние транс­портных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т. д.

В настоящее время пока еще не все регионы имеют хорошо развитую транспортную сеть, следовательно, доставка товаров в некоторые из них сопряжена с определенными трудностями (носит сезонный характер, вынуждает использовать нерациональ­ные виды транспорта и т. д.). Структура парка транспортных средств должна также отвечать требованиям рациональной ор­ганизации процесса товародвижения, для чего необходимо нали­чие соответствующего специализированного транспорта, транс­портных средств различной грузовместимости и т. д.

Важное влияние на процесс товародвижения оказывают соци­альные факторы, основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов населения и т.д. Так, при невысокой плотности населения сложнее организовать достав­ку товаров потребителям, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозитьих приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.

На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы:

К торговым факторам относятся:

- подготовленность оптовых и розничных торговых предприятий к использованию современных систем товародвижения;

- объем партий товаров, которые могут принять торговые пред­приятия;

- размеры минимальных норм отгрузки;

- физико-химические свойства товаров;

- сложностьих ассортимента;

- размеры торговых предприятий;

- уровень организационно-хозяйственной и коммерческой работы.

В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассорти­мента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, прохо­дят подсортировку в оптовом звене. Создания особых условий в процессе товародвижения требуют скоропортящиеся продукты.

Установление кратчайших путей движения товаров из пунктов производства в районы потребления осуществляется на основе выбора оптимальных схем грузопотоков. При этом в основу должны быть положены такие требования, как выбор партнеров, отбор их количества, выбор транспортных средств и рациональных каналов продвижения, сокращение издержек по доведению товаров до конечного потребителя.

На выбор схем товародвижения влияют размеры торговых пред­приятий, физико-химические свойства и сложность ассортимента. Они определяют объемы поставок, возможность применения тран­зита, контейнерных перевозок. Размещение торговых предприятий оказывает влияние на выбор транспортных средств, размеры и частоту партий единовременного завоза. От уровня организаци­онно-хозяйственной и коммерческой работы зависят обоснован­ность выбранных форм и схем товародвижения, внедрение передо­вых достижений науки и техники, качество выполнения работ и эффективность управления процессом товародвижения. Каждый из рассмотренных факторов влияет на выбор каналов товародви­жения, либо увеличивая, либо сокращая затраты на его органи­зацию.

На характер процесса товародвижения большое влияние оказывают его форма и звенность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: