Особенности жизненного и творческого пути и художественного таланта писателя. Переводы басен Л. Гольберга. Оригинальная поэзия Фонвизина («Послание к слугам моим», «Лисица казнодей»). Опыты в переводе драматургии. Влияние просветительских идей (Руссо) на мировоззрение Фонвизина.
«Бригадир» - первая оригинальная комедия Фонвизина. Преодоление условностей классицизма в комедии. Идеи воспитания русского дворянства. Борьба с галломанией в комедии.
«Недоросль» как опыт социально-политической комедии. Сюжетно-композиционные особенности комедии. Природа комического и способы сочетания смешного и серьезного. Образная система и способы её построения. Характер конфликта в комедии. Социально-психологическая основа содержания. Язык персонажей как способ индивидуализации.
Дальнейший отход Фонвизина от традиций классицизма.
Сентиментализм как художественное направление в русской литературе последней четверти XVIII в.
Истоки русского сентиментализма (сходство и различие с западноевропейским сентиментализмом). Становление и развитие сентиментализма в России. Принципы сентиментализма. Роль «львовского» кружка в развитии литературно-эстетической программы русского сентиментализма. Дальнейшее разрушение классицистической нормативности, принцип свободы творчества, интерес к неповторимости человеческой личности, конкретно-чувственному миру, индивидуализации поэтической формы.
|
|
Творчество М. Хераскова, М. Муравьёва, Н. Львова, И. Дмитриева. Развитие пейзажной лирики, автобиографического начала, психологизма в изображении человеческой души. Культ дружбы и поэтизации любовного чувства.
Жанровая система русского классицизма. Разработка жанров дружеского послания элегии и баллады, эссе и литературного дневника.
Новое в области поэтического языка. Литературное путешествие как жанр сентиментальной прозы.
Развитие жанра сентиментальной повести. Элементы предромантизма в творчестве писателей сентименталистов (мотивы невыразимого, таинственного, недосказанного).