Функции восприятия
Любой акт взаимодействия человека с окружающим миром опирается на чувственную представленность его ближайшей (а иногда и удаленной) среды, включающую общую ориентировку, оценку местоположения релевантных объектов, их физических свойств и ситуативной значимости, поведенческого, символического или эстетического смысла. Такого рода первичная информация служит источником для появления и функционирования высших форм психической деятельности, выходящих за пределы непосредственной данности, и обеспечивает регуляцию разнообразной ориентировочной, познавательной и практической деятельности, будь то локомоция, поиск решения задачи, акт социальной коммуникации или трудовая операция.
Восприятием называется психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определенным принципам и содержащего в качестве одного из обязательных элементов самого наблюдателя. Отражательная природа образа восприятия предполагает, что его содержание должно охватывать существенные объективные свойства физического мира1.
|
|
Чувственный образ является объектом изучения многих наук — философии, эстетики, физиологии, биологии, физики и др.,
'Мы не подвергаем здесь сомнению материальность или объективность существования предметов и явлений внешнего мира, т. е. их независимость от воспринимающего субъекта. Вопрос этот имеет глубокие гносеологические корни и длительную историю философского анализа. Именно феномены восприятия, показывающие возникновение в некоторых ситуациях «искаженного» или противоречивого (изменчивого) образа при неизменном стимульном объекте, часто служили важным аргументом в этом споре. Не вдаваясь в подробности исторических дискуссий, следует подчеркнуть, что в современной конкретно-научной традиции изучения восприятия доминирует методологическая установка на выяснение закономерностей и механизмов, обеспечивающих «правдоподобие» образа и отображаемого им объекта (стимула). Конкретные же подходы, а также привлекаемые в их рамках механизмы и уровни анализа различаются столь значительно, что можно говорить об отсутствии какой-то общепринятой теории восприятия.
специфический предмет психологии восприятия состоит в изучении механизмов порождения и функционирования чувственного образа окружающего мира, а также механизмов перцептивного управления и контроля деятельности.
Основные характеристики образа восприятия
Условием существования и действия в мире физических объектов является соответствие их субъективного описания объективным качествам и свойствам этих объектов. В этом смысле говорят об адекватности образов восприятия отображаемым объектам. Непосредственность восприятия придает воспринимаемому содержанию ощущение реальности, или достоверности. Мы видим объект именно там, где он находится, т. е. можем быстро приблизиться к нему или без промаха протянуть руку в его направлении, а правильно воспринимаемый размер и форма позволяют заранее подготовить кисть руки к его захвату. Любая ошибка — промах, недооценка, неверная идентификация и т. п. — приписывается скорее исполнителю, чем внешнему источнику. Более того, «наивный реалист», не отягощенный гносеологическими вопросами, легко дифференцирует сенсорные артефакты типа «искр из глаз» (фосфенов, вызванных механической или электрической стимуляцией органа зрения), «головокружения» (вращения всей воспринимаемой сцены вследствие непрерывного раздражения вестибулярной системы), «звона в ушах» и т. п. от реальных событий, что и закреплено в их словесном описании. Потеря чувства реальности может возникнуть, например, при сенсорной депривации (т. е. ситуативном или патологическом сокращении притока внешних раздражителей) или конфликте сенсорной информации, что ведет к потере правильной ориентировки, затормаживанию поведенческой активности и появлению галлюцинаций.
|
|
Кроме пространственных признаков (направление, удаленность, локализация, протяженность), играющих первостепенную роль в ориентировке и целенаправ-
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
ленном перемещении наблюдателя в среде, чувственный образ может включать и такие характеристики, как интенсивность воздействия (громкость, яркость, тяжесть, сила запаха и т. п.), его динамику (изменение, движение, мелькание, биение), чувственный тон (освещенность, цветность, теплота, тональность, гладкость, приятность) и структурные отношения (размер, ориентация, форма, контраст, созвучие, вкусовое сочетание, композиция запаха).
Несмотря на наличие нескольких воспринимающих систем (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой, вестибулярной, интероцептивной), результирующий образ не дробится на несколько модальных копий одного и того же объекта. Поэтому говорят о полимодальности, или амодальности, чувственного образа. Разные модальные «окраски» образа могут сказываться на степени детализации либо наборе воспринятых признаков, но не меняют идентичности воспринимаемого объекта или события. Известно, что тяжелые сенсорные дефекты, такие, как слепота, глухота и даже их комбинация, не искажают воспринимаемой картины мира [Скороходова, 1972].
Важнейшим свойством восприятия является константность, т. е. относительная независимость образа объекта от изменения внешних условий его наблюдения (освещенность, удаленность, ракурс, помехи и т. д.) и от подвижности самого наблюдателя и его сенсорных органов.
Наконец, говоря о чувственном отображении человеком окружающей среды, или сознательном образе мира [Леонтьев, 1982; Смирнов, 1985), нужно подчеркнуть первичную означенность воспринимаемого содержания. Другими словами, воспринимаются объекты или события, имеющие свое название и значение (научное, житейское или функциональное) и в этом смысле определенным образом диктующие логику своего существования при значительной изменчивости стоящих за ними чувственных данных. Например, говорят о листе бумаги, а не о белом пятне на темном фоне, о звуке гитары, а не о чередовании тональных ощущений, о вкусе меда, а не о чем-то съедобном, и т. д. Процесс порождения означенного образа называют также
опознанием, или категоризацией [Носулен-ко, 1988; Шехтер, 1981].
Обобщенной формулировкой вышеперечисленных характеристик чувственного познания является предметность образа восприятия.
|
|
Образ восприятия отличается, однако, от физического описания объекта, или модели явления, поскольку строится на базе собственных (психофизиологических и психологических) механизмов, имеет собственную метрику и систему отсчета. На непосредственное (т. е. без специальных оптических, акустических и других приборов) восприятие накладывают ограничения пределы чувствительности сенсорных систем — глаз работает в определенном диапазоне световых излучений, ухо воспринимает только ограниченную частотную полосу акустических колебаний и т. д. В восприятии большее значение имеют относительные, а не абсолютные размеры, удобство и эстетичность формы, а не ее математическое описание. Например, расстояние воспринимается в метрике руки (дотянется или нет), в шагах или времени ходьбы, хотя при известном навыке (глазомер) можно использовать и физические эталоны: метры или сантиметры. Для указания направления люди используют эгоцентрическую систему координат (направо, налево, вниз, вверх от меня), тогда как физическое описание пространства допускает произвольность выбора системы координат и точки отсчета. Даже младенцы легко различают мужские и женские лица, типы эмоциональной экспрессии, идентифицируют голоса [Бауэр, 1979; Сергиенко, 1992], тогда как даже современные средства формального описания и вычислительные мощности не позволяют сделать это с достаточной надежностью.
Яркой демонстрацией особой природы чувственных образов являются ошибки восприятия, или иллюзии. Некоторые иллюзии (аффективного или установочного типа) могут обнаруживаться самим наблюдателем и исчезают при изменении вызвавших их условий, другие сохраняются даже тогда, когда наблюдателю известно о каком-либо несоответствии между воспринимаемым им образом и самим рассмат-
3.2. Восприятие
риваемым объектом. К первому типу относятся, например, ошибки опознания слов или лиц при частичном их сходстве с ожидаемыми, а ко второму — так называемые геометрические иллюзии (например, Мюллера-Лайера), кажущееся движение луны на фоне облаков и т. п. (см. [Грегори, 1970; Рок, 1980; Титченер, 1914; Hochberg, 1965]).
|
|
Процессуальность восприятия
Наиболее интенсивный период развития восприятия, его дифференцированности и точности приходится на ранний и детский возраст (см. [Бауэр, 1979; Запорожец и др., 1967; Митькин, 1988; Сергиенко, 1992]), но способность к перцептивному развитию сохраняется на протяжении всей жизни. На продуктивность восприятия оказывают влияние условия жизнедеятельности и род профессиональных занятий. Необходимость обучения восприятию особенно возросла в связи с появлением множества искусственных, т. е. созданных руками человека, объектов (дома, машины, предметы быта), а также изобразительных (картины, скульптуры, кино, телевидение, компьютерная или голографическая имитация) и символических (буквы, знаки, приборные шкалы, графики, карты) средств отображения реальности.
Перцептивное обучение, равно как и актуальное функционирование воспринимающей системы, трудно представить без участия специально организованной активности субъекта. Экспериментально показано, что поддержание ясного и детализированного чувственного образа требует постоянных изменений входной сенсорной стимуляции, обеспечиваемых главным образов за счет мобильности органов чувств и самого воспринимающего субъекта [Ярбус, 1965]. Сенсорный опыт существенным образом связан с формами жизнедеятельности воспринимающего субъекта, его предметно-ориентированной активностью. В генезисе перцептивного образа лежит внешне двигательная, эфферентная деятельность наблюдателя [Вен-гер, 1969]. В этой деятельности структурно оформляются, проверяются и уточняются
перцептивные гипотезы. Развитие восприятия сопровождается автоматизацией специфических ориентировочных компонент деятельности, что ведет к сокращению времени на опознание данного класса объектов. Однако, несмотря на кажущуюся симультанность (одномоментность) восприятия в зрелом возрасте, детальный микрогенетический анализ показывает наличие, хотя и в свернутой форме, всех атрибутов перцептивного процесса, включая и его эфферентные компоненты.
Процесс чувственно-предметного взаимодействия со средой может занимать доминирующее положение в определенные моменты жизнедеятельности, выступая как специализированное перцептивное действие, однако чаще всего он включен в выполнение целостной познавательной или исполнительской деятельности в качестве источника поступления значимой внешней информации и для обеспечения управления и коррекции двигательными компонентами деятельности [Движение глаз, 1978; Гиппенрейтер, 1978].
3.2.2. Методы исследования восприятия
Феноменологический метод — один из самых старых, однако он не потерял актуальности и до настоящего времени. Чувственный образ рассматривается здесь как непосредственная данность — феномен. Вопрос, занимающий исследователя: что человек видит, слышит, ощущает в данных, определенных условиях? Закономерности организации и трансформации воспринимаемого содержания описываются прежде всего на качественном уровне.
Самонаблюдение (интроспекция) — это самоанализ содержания образов сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность образов, их угасание: возникновение, взаимосвязь с другими актуальными образами при разной стимуляции и условиях наблюдения. Вариант — аналитическая интроспекция, специальная процедура расщепления образа объекта на составляющие его далее неразложимые элементы (качество, интенсивность, протяженность, длительность).
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
Такой процедуре нужно специально учиться, и она требует от наблюдателя неподвижности и «отстройки» от предметной реальности. Рисунок поддается такому расщеплению лучше, чем реальная сцена.
Наибольшее признание и распространение приобрел экспериментальный метод исследования восприятия. Он предполагает: I) формулировку гипотезы; 2) составление плана эксперимента; 3) определение и контроль зависимых и независимых переменных; 4) сбор экспериментальных данных; 5) верификацию гипотезы с использованием статистических процедур.
В экспериментах по восприятию применяются следующие методические подходы:
I. Тахистоскопия (строго дозированное
ограничение времени экспозиции для конт
роля за скоростью обнаружения, опозна
ния или идентификации стимула); разви
тием этого подхода являются процедуры
маскировки и метаконтраста (последова
тельное или одновременное предъявление
значимого и шумового стимулов); пред
установки (priming) (целевому стимулу
предшествует информация о его вероятных
характеристиках — локализации, размере,
категории и т.д.); подпорогового накопле
ния; быстрого последовательного предъяв
ления.
II. Хронометрический метод (измерение
времени реакции как индикатора эффек
тивности перцептивных процессов); раз
личают простую реакцию (на одиночный
стимул) и реакцию выбора из нескольких
альтернатив; по форме ответа это могут
быть вербальная, моторная или физиоло
гическая реакции.
III Измерительный метод (относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции — подробнее см. разд. 3.1).
IV. Анализ моторных компонентов пер
цептивной деятельности (регистрируются
движения воспринимающих органов: гла
за, руки, головы и т. д., несущие оператив
ную пространственно-временную инфор
мацию о процессе восприятия).
V. Манипулирование прямой и обратной
связями в перцептивной системе. Посред
ством специальных устройств (псевдоскоп,
псевдофон, инвертоскоп, вибраторы, зер
кала, электронно-дисплейные комплексы),
хирургических операций или фармакологических инъекций вносятся систематические искажения в естественные (количественные и/или качественные) соотношения между воспринимаемым объектом и наблюдателем.
VI. Генетический метод нацелен на вы
деление этапов развития перцептивных
способностей; включает приемы онтогене
тического и формирующего исследования
восприятия. В рамках онтогенетического
исследования, где часто невозможно полу
чить адекватный вербальный отчет, изме
ряют параметры условно-рефлекторных и
ориентировочных реакций, реакции при
выкания и предпочтения, исследователь
скую и манипулятивную деятельность
детей. На уровне сформированного вос
приятия применяют микрогенетический и
экспериментально-генетический методы.
VII. Анализ событий не ставит жестких
ограничений на время экспозиции сти-
мульных объектов, на время ответа, а также
на подвижность самого наблюдателя в про
цессе восприятия.
Клинический метод применяется при исследовании патологических нарушений восприятия, вызванных соматическим или психическим заболеванием либо имеющих травматическую природу. Оценивается качественное своеобразие восприятия больных по сравнению с нормальным контингентом и уровень функционирования отдельных сенсорных, моторных и центральных перцептивных механизмов. Используются процедуры беседы, функциональных и тестовых проб. Для диагностики системных нарушений опознания (агнозии) используют набор нейропсихологических приемов исследования. Важную информацию дает анализ отдельных случаев течения болезни.
Метод моделирования работы перцептивной системы нацелен на строгое математическое описание и предсказание отдельных феноменов восприятия и полученных эмпирических зависимостей. Формализованное описание механизмов и принципов преобразования перцептивной информации находит применение при построении автоматизированных систем распознавания.
3.2. Восприятие
3.2.3. Краткий исторический экскурс
Научные исследования в области психологии восприятия берут начало со второй половины XIX в., базируясь на философских традициях сенсуализма и эмпиризма, на данных физиологии органов чувств, а также значительном числе ранее известных наблюдений и феноменов (иллюзия луны на горизонте, движение последовательного образа вместе с головой и глазом, стробоскопическое движение и др.), рассматривавшихся часто лишь как забавный курьез. Центральными проблемами, подход к которым специфицирует любое оригинальное направление, школу или психологическую теорию восприятия, были и остаются следующие: психофизическая проблема, единицы восприятия, принципы их организации, необходимость активности наблюдателя, роль перцептивного опыта и способы его приобретения, восприятие и познание.
Классические теории восприятия
Так называемые классические теории восприятия предложили несколько вариантов решения этих фундаментальных проблем, оставаясь в целом на позиции построения образов восприятия на основе элементарных сенсорных качеств — ощущений.
Интеракционизм. Согласно И. Мюллеру (1838), все множество сенсорного опыта («сенсориум») определяется состоянием сенсорных нервов или их мозговой проекции, а каждый орган чувств связан с нервами, вырабатывающими «специфические энергии», или качества, в ответ воздействующий на них стимул. Один и тот же стимул, действуя на разные нервы, вызывает разные качества переживаний, а разные воздействия на один и тот же нерв приводят к одинаковому сенсорному качеству. Эта идея была подхвачена Г. Герингом в его теории цветового зрения и Г. Гельмгольцем — в отношении анализа слухового восприятия.
Другой подход к взаимоотношению физической стимуляции и ее феноменального образа опирался на постулат «психофизического параллелизма» (Г. Мюллер,
1896). Количественную психофизическую закономерность, связывающую силу ощущения определенного сенсорного качества и величину соответствующего воздействия (вес, размер, интенсивность и т. п.), предложил Фехнер (1860).
Интроспекционизм. В рамках этого направления предметом психологического исследования являлось содержание сознания, в частности его сенсорные качества и атрибуты. Предложенный Э.Титченером «структуралистский» подход предусматривал поиск «элементов» сознания путем аналитической интроспекции: наблюдатель-испытуемый описывал свои переживания при выполнении задачи разложения образа предъявленного объекта на максимально простые составляющие. Титченер предполагал, что именно таким способом можно добраться до элементарных ощущений, имеющих свои физиологические корреляты; неотъемлемыми атрибутами этих ощущений являются их качество, интенсивность, длительность, протяженность и ясность. Предполагалось (хотя интроспекция не дает для этого достаточно информации), что после анализа наступает стадия агрегации, или синтеза, компонентов. Именно перцептивный синтез и составляет центральную психологическую проблему; для объяснения этого процесса привлекались законы ассоциации и внимания. Образы, оставшиеся от прошлого опыта, дополняют ощущения, а смысл фокальному («core») ощущению придает широко понимаемый контекст.
Близкие идеи развивал В. Вундт, хотя он ограничивался выделением только двух атрибутов ощущений: качества и интенсивности. Как и Титченер, он считал, что восприятие является нечто большим, чем просто сумма ощущений, поскольку последние :не содержат информации о прошлом опыте и о значении сознательного образа. Вундт описывал процесс комбинирования элементарных ощущений в терминах фузии, ассимиляции, контраста и усложнения, а также апперцепции, или творческого синтеза, объединяющего процессы восприятия, воображения и памяти.
Функционализм. Этот подход рассматривает восприятие не с точки зрения результирующего образа и составляющих
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
его компонентов, а со стороны самого перцептивного процесса. Другими словами, образ восприятия понимается как функция перцептивной системы. Идеи функционализма были развиты в теории бессознательных умозаключений Г. Гельм-гольца (1866). Он исходил из положения, что первичных сенсорных данных в принципе недостаточно, чтобы воспринимать дистальные объекты. Во-первых, они многозначны по природе (зрительное направление не связано жестко с сетчаточной позицией стимула и зависит как от положения глаза в пространстве, так и от позиции второго глаза; проекция плоскостей объекта допускает разные объемные интерпретации и т. д.). Кроме того, они избыточны, т. е. не каждое ощущение становится компонентом образа объекта. (Примером могут служить эксперименты О. Кюльпе (1904), который показал зависимость воспринятых атрибутов кратковременно предъявленного стимула от заданной инструкцией предустановки.) В качестве определяющего принципа функционирования перцептивной системы он принимал жизненный опыт, накапливающийся в процессе практической, главным образом двигательной активности и фиксирующийся в форме представлений. Сопряжение представлений (знаний) и актуальных впечатлений достигается за счет привычных, повторяющихся и подтверждающихся на практике связующих процессов, имеющих форму эмпирического «умозаключения», или логического вывода, но происходящих автоматически, бессознательно. Такая «эмпирическая» точка зрения противопоставлялась «нативизму», признающему врожденность и неизменность стимульно-сенсорных связей. Решающим аргументом в пользу «эмпиризма» послужили исследования Стрэттона (1896), доказавшего возможность успешно и быстро восстанавливать возможность к пространственной ориентировке после инверсии (развороте вокруг горизонтальной оси) сетчаточного изображения.
Факты упреждающего влияния двигательного опыта на сенсорные данные (феномены стабильности видимого мира при движении глаз и др.) привели Гельм-гольца к гипотезе «иннервационных», или волевых, ощущений, связанных с интенцией
к осуществлению произвольного движения. Сходная гипотеза была высказана и Э. Махом (1907). Позиция И.М. Сеченова была иной: он, исходя из развиваемого им рефлекторного подхода и признания сигнальной функции психического, высказал мысль о движении как механизме объективизации восприятий. Иннервационные, или волевые, ощущения не имеют объективного источника, но такого рода источником может быть ощущение движения, или «темное мышечное чувство» (по терминологии И.М. Сеченова). Согласно Сеченову, преобразования в плане образа, операции обнаружения, сравнения и т. п. есть не что иное, как проявление скрытых, свернутых форм двигательной активности.
Конфигурационизм. Гештальпеория восприятия
Направление, возникшее из признания первичности сознательных или феноменальных объектов (Брентано, Гуссерль) и резкого неприятия элементаризма предшественников. Идея формокачеетв (гештальтов) связана с именами Э. Маха и фон Эрен-фельса (1890). Последний продемонстрировал ее на примере транспозиции музыкальной мелодии в другую тональность: мелодия (форма) узнается как неизменная, несмотря на полное несходство составляющих ее тонов. Центральная идея геш-тальтпсихологов - - примат формы как субъективного феномена и как природного (внешний мир, мозг) явления, между которыми существуют отношения изоморфизма, или структурного подобия. Исследования гештальтпсихологов (М. Вертгей-мер, К. Кофка, В. Келлер, К. Дункер, Д. Катц и др.) ставили целью установить конфигурационные законы того, «как выглядят вещи». Начало было положено обнаружением в 1912 г. феноменального («фи») движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственной разнесенности и межстимульного интервала возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта, протяженности движения и других его
3.2. Восприятие
атрибутов. Исследовались также феномены индуцированного и автокинетического кажущегося движения, восприятия скорости движения, цветовых и структурных отношений, организации и восприятия пространства. Были сформулированы принципы (законы организации), в соответствии с которыми части комбинируются в устойчивое целое. Главными из них являются: близость, сходство, направление, Хорошая линия, «общая судьба», завершенность. Считается, что воспринимаемую целостность никак нельзя объяснить раздельным переживанием ее частей. Отмечена тенденция к максимальному упрощению и ясности, к симметрии и регулярности, другими словами — к «наилучшей форме», допускаемой стимульными условиями. Это обобщение получило название «закон пре-гнантности».
Важным вкладом гештальтпсихологов явилась разработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Устойчивое состояние достигается при равновесии приложенных моментов и может быть выведено из принципов векторного анализа. Динамические принципы организации включают отношения фигуры и фона, иерархической организации перцептивных систем отсчета, транспозиции и константности скорости.
3.2,4. Теории восприятия
Психофизиологические теории восприятия
Теория электрических полей. В своих поздних работах, выполненных в конце 40-х — начале 50-х гг., В. Келер попытался построить теорию мозговых гешталътов и получить экспериментальные подтверждения в ее пользу. Идея состояла в том, что отдельным гештальтам (образам) соответствуют определенные нейроэлектрические поля постоянного тока, мозговая локализация которых не имеет решающего значения. Однако полученные результаты оказались недостаточно убедительными и не выдержали критической проверки.
Основная масса психофизиологических исследований восприятия более тяготела к идее организации целого из элементов, где центральная роль отводилась принципу ассоциации. Но это не было возрождением классической теории «ассоциации идей». Радикальное видоизменение ассоцианист-ского подхода заключалось в том, что научение и закрепление приобретенных связей относилось не к элементам сознания, а к стимулам и реакциям, а сами принципы объединения специфических элементов существенно усложнялись и дополнялись новыми переменными.
Клеточные ансамбли и фазовые последовательности. Примером такого подхода можно считать теорию канадского психофизиолога Д.О. Хэбба (1949). Признавая важность конфигурационных связей, он считал, что существенные свойства восприятия не являются врожденными и нуждаются в научении. Опираясь на генетические, клинические, экспериментально-психологические и физиологические данные (этапы восприятия после снятия врожденной катаракты, тахистоскопичес-кое изучение процесса чтения и др.), он пришел к выводу, что идентификации фигуры как целого необходимо предшествует процесс избирательного внимания к отдельным частям фигуры, их активного и последовательного сканирования. Важная роль в этом процессе отводилась моторике в форме движений глаз. Согласно Хэббу, заучиваются и воспроизводятся последовательные акты, включающие сенсорные и моторные компоненты. Физиологическими единицами восприятия признаются клеточные ансамбли, объединяющие сенсорно-сенсорные и сенсорно-моторные связи корковых нейронов. Более сложные восприятия формируются из простых ансамблей на тех же принципах взаимного облегчения нервного проведения и временной консолидации, но несводимы к их простой сумме. Этот процесс сложного, фигуратив-~ ного восприятия, формирования ансамблей более высокого уровня Хэбб назвал фазовой последовательностью.
Теории детекции и обработки признаков. Накопленные к середине нашего века нейроанатомические данные о системе
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
обработки входной информации выявили, что наряду с проекционным (поточечным) представительством рецепторных систем в коре их фактическое представительство там гораздо шире за счет колатеральных переключений. Это создает основу для генерализации процессов перцептивного обучения (различения) и компенсации разрушений первичных сенсорных зон коры. Было показано, однако, что, когда научение уже произошло, информация в мозгу уже не распространяется по всем потенциальным связям.
Достаточно перспективным представлялось следующее объяснение процесса восприятия: сначала с помощью отдельных нейронов или их небольших групп выделяются (детектируются) «признаки» воздействующих стимулов, которые затем интегрируются посредством иерархической системы таких детекторов. Этот подход получил широкое распространение после открытия Д. Хьюбелом и Т. Визелом (1962) корковых нейронов, чувствительных не только к контрасту, но и к длине, ориентации и направлению движения стимула. Было сформулировано понятие «канал» -последовательно соединенные клетки, рецептивные поля которых отражают этапы выделения сложных и гиперсложных признаков. Предложено большое количество нейрофизиологических моделей, призванных учесть, как прошлый опыт видоизменяет или дополняет процесс детекции основных признаков, обеспечивающийся врожденными механизмами. Накопленные в психологии восприятия факты (влияние контекста, роль установки, эффекты группировки, константность и позиционная стабильность, перцептивное обучение и адаптация к сенсорным искажениям) убеждают, однако, что воспринимаемый образ нельзя свести только к детектированию и логической обработке признаков воспринимаемого объекта. В моделях нового поколения больше внимания уделяется динамическим характеристикам нейрональной активности, их историчности и включенности в конкретный познавательный или поведенческий акт [Арбиб, 1976; Эделмен, Маункасл, 1981; Шевелев, 1977].
Теории перцептивной установки