Внимание — проблема, наиболее изучаемая и в то же время порождающая наибольшее количество дискуссий в современной психологии познавательных процессов. Все крупные психологические направления неизбежно выходили на проблему внимания, пытаясь описать круг явлений, который скрывается за этим понятием, и раскрыть его механизмы.
На основании чего мы можем утверждать, что имеем дело с механизмами внимания? Какие феномены психической жизни описывает это понятие? В психологии принято выделять критерии внимания, которые затрагивают практически все стороны психической деятельности, начиная с внешних реакций и кончая субъективными впечатлениями:
1. Внешние реакции — моторные, позно-
тонические, вегетативные, обеспечиваю
щие условия лучшего восприятия сигнала.
К ним относятся поворот головы, фикса
ции глаз, мимика и поза сосредоточения,
задержка дыхания, вегетативные компо
ненты ориентировочной реакции.
2. Увеличение продуктивности когнитив
ной деятельности. В данном случае речь
идет о повышении эффективности «вни
мательного» действия (перцептивного,
мнемического, умственного, моторного)
по сравнению с «невнимательным».
|
|
3. Избирательность (селективность) ин
формации. Этот критерий выражается в
возможности активно воспринимать, за
поминать, анализировать лишь некоторую
часть поступающей информации, а также
реагировать только на ограниченный круг
внешних стимулов. Русский исследователь
Н.Н.Ланге подчеркивал, что внимание
есть относительное господство данного
представления в данный момент времени
[Ланге, 1893].
4. Ясность и отчетливость содержаний
сознания, находящихся в поле внимания.
Этот субъективный критерий был выдви
нут в рамках психологии сознания. Все поле
сознание разделяется на фокальную об
ласть и периферию. единицы фокальной
области сознания представляются устойчивыми, яркими, а содержания его периферии ясно неразличимы и сливаются в пульсирующее облако неопределенной формы. Такая структура сознания возможна не только при восприятии объектов, но и при воспоминаниях и размышлениях.
Один из необходимых моментов обсуждения — старая альтернатива: является ли внимание самостоятельным процессом или оно — сторона, аспект любой психической деятельности. С.Л. Рубинштейн считал, что внимание — динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность (Рубинштейн, 1946). Такого же взгляда придерживались Н.Ф. Добрынин (1975) и Ю.Б. Гиппенрей-тер [1983]. П.Я. Гальперин полагал, что внимание можно рассматривать как особое умственное действие, и определял его как свернутое (автоматизированное) действие контроля [Гальперин, 1958].
|
|
В зарубежных концепциях также просматривается несколько тенденций в исследованиях внимания. Прежде всего можно выделить концепции, в которых внимание понимается как фильтрация или селекция информации и обеспечивается работой особого блока (Д. Бродбент, Э. Трейсман). Выделение блока селекции позволяет считать внимание отдельным психическим процессом. Кроме того, существуют подходы, рассматривающие внимание как активное предвосхищение и проявление работы всей системы переработки информации (У. Найссер, Дж. Хох-берг). Отдельное место занимают теории, трактующие внимание как концентрацию умственного усилия на сенсорных или мысленных событиях [Солсо, 1996, с. 108]. Здесь важное место занимает модель Д. Канемана, предложившего рассматривать внимание как ограниченный энергетический ресурс, который может быть использован для решения тех или иных задач.
3.3. Внимание
Процессы и состояния внимания классифицируют по разным основаниям: функциям и эффектам, генезу и механизмам, причинам, условиям и свойствам. Различение внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят уже у Аристотеля. Впоследствии было проведено полное и всестороннее описание всех разновидностей и свойств произвольного и непроизвольного внимания. «Произвольное внимание всегда бывает апперцептивным. Мы делаем сознательные усилия для направления нашего внимания на известный объект только в том случае, если он связан с каким-нибудь интересом...При непроизвольном внимании, направленном прямо на какой-нибудь объект восприятия, стимулом служит... значительная интенсивность, объем и внезапность ощущения...» [Джемс, 1976]. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. В случае непроизвольного внимания человек внимателен независимо от ближайших и отдаленных целей и даже вопреки им.
В работах, рассматривающих зрительное внимание, а также его связь с осознанием, описывается фокальное и периферическое внимание. Фокальное внимание обеспечивает нахождение объекта в области ясного видения в прямом и переносном смысле. Периферическое внимание распространяется на содержание краевой области сознания (рис. 3.5).
Выделяют также направленность внимания на те или иные объекты, степень и
Рис. 3.5. Зрительное поле — основной фактор
зрительного внимания. Зрительное внимание
является наиболее распространенной областью
изучения внимания, а зрительное поле —
наиболее распространенной моделью
для описания внимания
объем внимания. Степень внимания — это характеристика его интенсивности. В плане субъективных переживаний оно оценивается как степень ясности и отчетливости переживаний. В современной когнитивной психологии под степенью внимания подразумевают количество ресурсов, вкладываемых в переработку информации, и оценивают ее по уровню или глубине этой переработки. Объем внимания определяют как число простых впечатлений или стимулов, осознаваемых ясно и отчетливо. Степень и объем внимания находятся в обратной зависимости: увеличение объема воспринимаемых элементов приводит к уменьшению степени и наоборот. Изменения общей направленности и объема внимания называют отвлечениями, или сдвигами внимания. Оценки частоты колебаний и сдвигов характеризуют устойчивость внимания к данному объекту. Сдвиги внимания с одного объекта на другой называют переключениями внимания.
|
|
Анализируя методические подходы к исследованию внимания. М. Познер [Posner, I982] выделяет три направления: методики, ориентированные на исследование различных характеристик исполнительной и когнитивной деятельности; методики, основанные на анализе субъективных переживаний, и методики, нацеленные на изучение связи сознательного опыта с нейрональными механизмами. Первое направление наиболее разработано в рамках как когнитивной психологии, так и различных прикладных областей. Показателями могут являться продуктивность и безошибочность, скорость и точность выполнения практических действий, характеристики воспроизведения и узнавания материала, скорость и безошибочность принятия решения и т. д. При этом исследователи пытаются найти объективные корреляты процесса внимания. Это могут быть, например, движения глаз [Гиппен-рейтер, 1983] и другие компоненты ориентировочной реакции.
Как показывают результаты последних исследований, субъективный (внутренний, «сознательный») компонент переживания акта внимания имеет свои особенности и временные характеристики. Например, в одной из работ испытуемые должны были
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
переключать внимание с одного плана куба Неккера на другой. При этом взгляд оставался неподвижным и сосредоточенным на точке фиксации. Для переключения с одного плана на другой испытуемым требовалось время и умственное усилие, но движения глаз не наблюдалось, поскольку «перемещение» происходило лишь в поле внимания. Похожие данные были получены в ситуациях, когда испытуемых просили переключать внимание с глобальной формы объекта на его детали [Vorberg, 1994].
Особое место занимают физиологические концепции внимания, в рамках которых был разработан оригинальный методический аппарат. Традиционно внимание в них связывают с понятиями «активация» (arousal) и «ориентировочная реакция» [Лурия, 1973]. Постулируется, что избирательный характер протекания психических процессов может быть достигнут лишь в состоянии бодрствования. Такое состояние обеспечивается механизмами, поддерживающими нужный тонус коры, которые связаны с работой активирующей ретикулярной формации. Как избирательное торможение релевантного входа, так и избирательная активация обеспечивается нисходящими влияниями ретикулярной формации, волокна которой из коры головного мозга направляются к двигательным ядрам спинного мозга и к ядрам ствола.
|
|
Понятие ориентировочного рефлекса, введенное в научный словарь И.П. Павловым, связано с активной реакцией животного на каждое изменение обстановки, которое проявляется через общее оживление и ряд избирательных реакций. Ориентировочные реакции имеют вполне понятный биологический смысл и выражаются в отчетливых электрофизиологических, сосудистых и двигательных реакциях: повороте глаз и головы в сторону нового объекта, изменении кожно-гальваничес-кой реакции, сосудистых реакций, дыхания, возникновении явлений «десинхро-низации» в биоэлектрических реакциях мозга. Ориентировочные реакции можно рассматривать как аналог непроизвольного внимания. В качестве основы произволь-
ного внимания рассматривают нейрофизиологические механизмы антиципации как ожидание стимула или подготовительного поведения [Люютинен, 1986].
В современной зарубежной науке нейрофизиологические исследования внимания привлекают все больший интерес специалистов. Новые возможности в изучении проблемы внимания появились после усовершенствования методов регистрации вызванных событиями потенциалов биоэлектрической активности мозга. Они позволили проводить функциональный анализ процессов внимания. Отечественная физиологическая школа также занимает достаточно сильные позиции в данной области исследований.
М. Познер считает, что эти три различных направления в исследованиях внимания не согласованы ни в плане постановки задач, ни в плане используемого категориального аппарата. Он предлагает объединить указанные подходы, использовав парадигму уровневой переработки информации. Такой подход согласуется с рядом направлений в отечественной психологии. Различные подходы к уровневому анализу процессов внимания предлагали А. Р. Лурия, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев. В последнее годы особое значение в когнитивной психологии начали приобретать работы Н.А. Бернштейна по уровневой организации психических процессов (см. [Velich-kovsky, 1994]). Наиболее перспективен многоплановый и многоуровневый подход к анализу процессов внимания: со стороны сознания, деятельности и физиологических процессов.
3.3.2. Методы исследования внимания
Методики, основанные на селекции информации
Началом исследований внимания в когнитивной психологии послужила методика избирательного слушания, которая требовала от испытуемого отслеживать во времени только один тип информации, игнорируя другой.
3.3. Внимание