3.4 Л. Введение
Память — это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.
Факты запоминания, хранения, воспроизведения, припоминания, узнавания, забывания и др. давно были предметом пристального наблюдения и изучения. Пожалуй, среди «психологических» понятий только памяти удалось пройти долгий путь от античности до современности, оставляя за собой чуть ли не центральное место в большинстве философских систем и психологических теорий. Память понималась как основополагающая характеристика души, ее способность воспринимать, понимать и ориентироваться. Как в мифологии, так и на уровне современного бытового сознания потеря памяти отождествляется с безумием.
И все же память отличается от других психических функций. Закономерно возникает вопрос: где проходит граница между памятью и восприятием, вниманием, мышлением, пониманием, осознанием, подготовкой программы действия, воле-нием?
|
|
Феноменология памяти и аспекты исследования
Подавляющее большинство современных монографий «по памяти» начинается с описания феноменологии -- фактов, совокупность которых задает объект исследования. Мы полагаем, что эти факты могут быть рассмотрены в двух аспектах, задающих предмет исследования:
во-первых, факты, связанные с работой памяти в процессе переработки текущей информации (включая ее последующее использование);
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
во-вторых, факты участия памяти в порождении знаний, в процессах понимания и при построении ментальных моделей среды.
В настоящей работе мы будем придерживаться плана, продиктованного выделенными аспектами. В первой части мы дадим изложение экспериментальных результатов и теоретических понятий, относящихся к мнемическим. процессам, участвующим в переработке информации. Во второй части основной акцент будет сделан на формах функционирования памяти и ее участия в организации знаний.
3.4.2. Память в процессе когнитивной переработки
Дискретный и континуальный подход
При рассмотрении памяти в контексте когнитивной переработки существует несколько способов квалификации ее собственных продуктов в зависимости от того, как понимается процесс переработки. Если допустить, что этот процесс имеет стадиальный характер, то правомерна попытка отыскать «мнемические» продукты, специфичные для каждой стадии, определить границы каждой стадии по этим продуктам. Такое понимание сущности психического процесса — путем его сведения к фазам — возникло исторически первым. Основным аргументом в пользу «стадийного» описания являются эмпирические свидетельства в пользу существования отчетливо разделенных фактов, скажем, запоминания и припоминания. Однако Дж. Миллер (цит. по: [42]) показал, что даже допущение о стадиальности не снимает вопроса о том: 1) происходит ли трансформация информации в пределах одной стадии дискретно или континуально и 2) как (дискретно или континуально) передается информация на следующую стадию. Поэтому сторонники «конти-нуальной» трактовки процесса когнитивной переработки предлагают для объяснения тех же «стадий» модели, в основу которых положена идеология нечетких множеств [42].
|
|
Основные мнемические процессы
В настоящее время большинство авторов выделяют в мнемической системе 4 процесса, или блока, которые имеют свою динамику: запоминание (или кодирование), хранение, воспроизведение и забывание. Эти блоки составляют единую мне-мическую систему и не могут быть разделены [14]. Однако при правильной постановке эксперимента удается выявить собственные характеристики каждого из них.
Начнем с блока запоминания. В экспериментальной психологии для оценки запоминания, его продуктивности и длительности используются две парадигмы: запоминание с одного раза и запоминание после многократных повторов (насыщенное). (При этом фиксированными факторами являются условия воспроизведения и запоминаемый материал.)
Можно говорить о разной длительности запоминания: краткосрочное, оперативное и длительное. Некоторые авторы отождествляют длительность запоминания и продолжительность хранения; в таком случае говорят о кратковременной, оперативной и долговременной памяти.
Если в основу классификации положить характер целей, то запоминание подразделяют на намеренное, произвольное и ненамеренное, непроизвольное.
В зависимости от используемых средств в процессе запоминания, последнее может подразделяться на непосредственное и опосредствованное.
Материал, подлежащий запоминанию, может быть визуальным, слуховым, образным, вербальным, символическим и т. д. В зависимости от запоминаемого материала различают виды памяти (визуальную, слуховую и т. д.).
При изучении запоминания используют такие характеристики материала, как его осмысленность и бессмысленность. Понятно, что процесс и продуктивность запоминания зависят от осмысленности/ бессмысленности материала. Иногда эти характеристики материала используют для описания процесса и говорят об осмысленном/механическом запоминании.
3.4. Психология памяти: процессы, формы, виды, типы и механизмы
Объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания, несомненно, влияют на результативность и стратегии запоминания. Это зафиксировано в феноменах, получивших название «эффект длины», «эффект привычности» и «эффект края». Соответственно выделяют подвиды запоминания: целостное/по частям, привычное/непривычное, масси-. рованное/распределенное.
Блок хранения имеет свои закономерности и детерминанты. Все, что успешно прошло через запоминание, вовсе не обязательно успешно хранится. Из опыта известно, что некоторые события (вроде бы «неважные» и неприметные) вдруг неожиданно всплывают в актуальном воспоминании или оказывают подспудное влияние на другие когнитивные процессы (чувство языка на запоминание слов данного языка). Это называется продуктивностью хранения. Кроме того, есть и другая характеристика, называемая длительностью хранения. К блоку хранения могут быть отнесены и феномены интерференции (ретроградной и антероградной): одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой (соответственно предыдущей или последующей).
|
|
Блок воспроизведения объединяет результаты, полученные при разных условиях воспроизведения. Именно к этому блоку могут быть отнесены термины «узнавание», «воспроизведение», «припоминание» и др. По величине отсрочки между научением и воспроизведением последнее подразделяют на непосредственно и отсроченное. Как и в случае с запоминанием, в зависимости от характера целей (намеренность/ненамеренность) выделяют так называемые прямые и косвенные процедуры воспроизведения (припоминание и воспоминание). Например, было показано, что объем припоминания меньше, чем объем узнавания. Специально выделяется феномен реминисценции — отсроченное непроизвольное воспроизведение. Точность и скорость узнавания зависят от материала (знакомости, осмысленности и пр.): знакомый материал узнается точнее, а осмысленный — быстрее. В специальный раздел выделяются феномены ошибок воспроизведения и их динамики во
времени: различают контаминацию (пере-путывание) и конфабуляцию (домысливание).
Блок забывания также можно рассматривать как относительно независимый. Особую проблему составляет спонтанная динамика следа. Известно, например, что некоторые события могут «вытесняться», тогда как другие не удается намеренно забыть. Оцениваются темпоральные и точностные характеристики забывания в зависимости от стратегий, которые использовались на предыдущих этапах переработки, особенно при запоминании. И конечно, на забывание влияет модальность заученного материала (образный, вербальный и т. д.), его осмысленность и привычность. Динамика забывания зависит также от функционального и эмоционального состояния испытуемого.
Виды памяти: образная, вербальная, моторная, эмоциональная
В основе подразделения на виды памяти лежит прекрасно известный из повседневных наблюдений факт, что динамика и продуктивность запоминания образов, слов, навыков, эмоциональных состояний (можно было бы добавить: вкусовых ощущений, ритма, расположения объектов в пространстве и др.) имеют специфику в зависимости от модальности стимулов. Поэтому правильнее было бы говорить не об образной памяти, а о модальной (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и т. д.). То же уточнение верно в отношении прочих видов памяти. Например, закономерности вербальной памяти на несвязанные слова мало походят на продуктивность запоминания осмысленных текстов, а, скорее, напоминают динамику запоминания визуальных паттернов.
|
|
Исследования, посвященные моторной памяти, проводились в основном в рамках изучения выработки навыков. Однако моторные компоненты присутствуют не только в этом виде деятельности, но и в организации движения взора при восприятии (и, следовательно, в «образной» памяти), при безмолвном проговаривании слов (в «вербальной» памяти), при построении
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
экспрессивных движений (в «эмоциональной» памяти).
Эмоциональная память систематически изучалась в психологии личности в связи с эмоциональным опытом, с заученным опытом переживания успеха—неудачи. Для эмоциональной памяти характерны высокая скорость образования следов и непроизвольность (цит. по: [5]). Однако эмоциональные компоненты участвуют в работе образной, вербальной и моторной памяти: динамика всех перечисленных ранее видов запоминания изменяется в зависимости от эмоциональной значимости стимульного материала и эмоционального статуса человека.
Формы памяти: произвольная и непроизвольная
(опосредованная/непосредственная; активная/неактивная и др.)
У разных авторов эти формы памяти называются по-разному, но все они отражают факт намеренности/ненамеренности того или иного мнемического процесса. Если при рассмотрении блоков запоминания и воспроизведения акцент ставится на используемых мнемических средствах, то говорят об опосредованном/непосредственном запоминании и воспроизведении. Если на первый план выходит преимущественно продуктивность запоминания, хранения и воспроизведения, то используется дихотомия процедурной/декларативной памяти, эпизодической/семантической. Если имеются в виду главным образом взаимозависимости между блоками хранения и воспроизведения, то выделяют имплицитную/эксплицитную, осознаваемую/неосознаваемую память.
Однако во всех выделенных дихотомиях одна форма памяти отражает факт ненамеренного запоминания, ненамеренного хранения и воспроизведения информации, тогда как вторая связана со специальной мнемической задачей. Далее мы рассмотрим продуктивность различных форм памяти. Мы не будем затрагивать проблему развития памяти в процессе онтогенеза, так как это составляет предмет специального рассмотрения. Мы также не
будем обсуждать прикладной аспект, направленный на совершенствование «намеренных» форм памяти, получивших название мнемотехник.
Типы памяти: кратковременная и долговременная память (КП и ДП)
Наиболее явным и бросающимся в глаза свойством памяти является ее продолжительность. Некоторые события запоминаются надолго, другие оставляют мимолетные следы. Эта характеристика памяти, основанная на длительности хранения и хорошо известная каждому человеку по собственному опыту, нашла отражение в дихотомии КП и ДП. Оказывается, однако, что длительность не является столь безусловной и легко измеримой величиной. К примеру, время удержания информации в памяти зависит от таких параметров стимула, как его осмысленность, знакомость, модальность, размер и др.
КП и ДП различаются не только по параметру длительности сохранения, но и по количеству материала, который удерживается в памяти. Эта характеристика называется объемом, или емкостью, памяти. К ее рассмотрению мы перейдем позже, а сейчас только скажем, что объем и время хранения являются зависимыми параметрами: при определении объема как функции времени получается немонотонная кривая, которая, в частности, интерпретируется как доказательство двух типов памяти.
Монистическая и "множественная модели памяти