Модели структурной организации речеязыкового механизма

К категории моделей, описывающих структуру речеязыкового механизма, от­носится модель продуцирования речи В. Левелта (1989). Она представлена на рис. 3.34, который следует читать, начиная с нижней его части.

В модели разделяются два направления потока информации: восприятие (движе­ние извне вовнутрь) и продуцирование речи (движение изнутри вовне). Исходной точкой первого направления и конечной второго является звучащая речь. Движение первого потока начинается с блока Вос­приятие; затем происходит фонетический анализ воспринятой информации. Следом включается Система понимания дискурса, после чего процесс переходит на уровень Контроля и Создания сообщения (два по­следних блока охватываются более общей системой Концептуализации). Концептуа­лизация в свою очередь связана с Моделью дискурса, Понимания ситуации, Энциклопе­дических знаний.

Противоположно направленный поток информации (изнутри вовне) начинается в блоке Концептуализации и Создания сооб­щения, где он находится в довербальной форме. Следующий блок Формулирование, Грамматическое кодирование (под управле­нием Лексики и Леммас); здесь образуется Поверхностная структура предложений и происходит Фонологическое кодирование. Затем формируется Фонетический план (Внутренняя речь), от него идет обратная связь к блоку Система понимания дискурса. На заключительном этапе происходит Ар­тикулирование, т. е. создается Звучащая речь.

Модель Левелта считается одной из наиболее проработанных, учитывающих основные компоненты речеязыкового ме­ханизма.


 

3.8. Речь, язык, коммуникация




Модель дискурса Понимание ситуации Энциклопедические знания


Довербальная форма . I

Сегментированный дискурс


Формулирование


Грамматическое кодирование
   


Система понимания дискурса

Поверхностная структура

Фонетический анализ

Фонетический план (внутренняя речь)


  Восприятие
» k.
Артикулирование

Звучащая речь


Другой вариант структурной модели речемыслительного механизма разработан в Институте психологии РАН Т.Н. Ушако­вой (1991). Структура данной модели содержит некоторые существенные допол­нения, по сравнению с предыдущей: по­казывает связь речеязыкового механизма с действительностью, учитывает ситуацию взаимодействия коммуникантов, напол­няет содержанием собственно языковой механизм процесса переработки вербаль­ной информации.

На рис. 3.35 показана структура, от­носящаяся к одному из участников ком­муникации. Она состоит из следующих "сновных блоков: восприятия речи, ее роизнесения и центрального смысло-бразующего звена. Функции блока вос-

j Современная психология


Рис. 3.34. Модель продуцирования речи В. Левелта (1989)

приятия и блока произнесения — служеб­ные, они выполняют задачи доставки ин­формации субъекту и выведения ее от субъекта вовне. В центральном звене осу­ществляются смыслообразующие функции и хранение языкового опыта в его описан­ных лингвистикой формах.

Каждый из блоков производит специ­фические кодовые операции. Звено вос­приятия при устной коммуникации пере­рабатывает поступившие из внешнего мира акустические сигналы, переводя их во внутренний код, специфичный для мозга. Акустические сигналы преобразу­ются в нервные паттерны, и решается за­дача распознавания и дифференцирования одного паттерна от другого. В централь­ном звене не происходит кодового пере-


 

3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ




Произносимая речь


Рис. 3.35. Обобщающая модель речемыслительного процесса Т. Ушаковой (1991)


хода, используется внутренний мозговой код, который может быть любой приро­ды, поскольку здесь идет чисто внутрен­няя переработка информации. В звене произнесения внутренние кодовые коман­ды переводятся в сигналы-команды арти-куляторным органам. Параметры этих выходных сигналов строго регламентиро­ваны, они определяются закономерностя­ми функционирования артикуляторного аппарата, производящего объективный продукт: звучание, соответствующее нор­мам используемого языка.

В центральном звене выделяется не­сколько функциональных уровней. Ниж­ний (1-й уровень) составляют образования, связанные с запечатлением и хранением разных сторон слова: его звучания, значе­ния, соотнесенности с внешним миром. Эти образования названы «базовыми» на том основании, что речь воспринимается именно через внешнюю форму слов — их звучание, написание. Произносимая речь также передается словами, поступающи­ми в соответствующей форме в блок про­изнесения. На рис. 3.35 показана связь первого уровня с блоком восприятия и произнесения.

Базовый уровень дополняется его под­уровнем, который образуется возникаю-


щими из членения слов элементами. Эти элементы обзначаются лингвистами тер­мином «морфемы». В языках синтетичес­кого типа, к которым относится и русский, они являются важными структурными эле­ментами, из которых складываются грам­матические категории.

Следующий уровень внутренней речи (2-й), более высокий по отношению к ба­зовому, составляет система межсловесных («межбазовых») связей, или «вербальная сеть». Этой сетью охватываются все слова используемого человеком языка, образуя нечто вроде сплошной материи, где различ­ные по семантике и фонетике слова нахо­дятся в разной степени взаимной удаленно­сти или близости (см. рис. 3.28). Особен­ности функционирования сети определяют многие речевые проявления: «семантичес­кие поля», синонимию, антонимию слов, их податливость к заменам, понимание мно­гозначных слов, словесные ассоциации.

Третий уровень внутреннеречевой иерар­хии — это грамматические структуры. Динамические процессы на структурах этого уровня обеспечивают грамматичес­кую оформленность порождаемых предло­жений.

Наконец, на верхнем уровне иерархии происходит управление порождением тек-


 

3.8. Речь, язык, коммуникация



стов и их обменами между коммуникан­тами.

Данная сложная система структур и функциональных образований мозга чело­века формируется с раннего детства под воздействием многих факторов (требова­ний социума, языка окружающих, внут­ренних мотивационных факторов субъек­та, созревания его мозга). Функциониро­вание этой системы во взрослом возрасте происходит в тесном взаимодействии с другими когнитивными структурами и функциями, прежде всего теми, которые обеспечивают познание и мышление. В правой части рис.3.35 представлены структуры такого рода. Люди вербализуют то, что они воспринимают через органы чувств, посредством общения, а также материал мыслительного процесса: усло­вия, гипотезы, результаты решения разно­образных задач. Соответственно в схему включены структуры репрезентации зна­ний и эвристические операции. Кроме текущих впечатлений и процессов в рече­вом продукте находят отражение более общие и стабильные мыслительные и лич­ностные образования: жизненные и науч­ные обобщения, оценки, морально-нрав­ственные позиции. Можно думать, что личностные особенности проявляются в речевом продукте опосредованно через когнитивную эвристическую структуру (см. рис. 3.35).

Протекание процесса обработки ин­формации с использованием описанных структур различно в разных условиях коммуникации, при говорении, при слу­шании. Во всех случаях, однако, должна происходить активация всех уровней цент­рального внутреннеречевого звена в соот­ветствии с желаемой и достигаемой целью, аудиторией общения, в условиях свобод­ной устной речи или составления письмен­ных текстов и действия многих других фак­торов.

Данная модель выявляет общий контур чрезвычайно сложного по своей природе механизма, реализующего речемыслитель-ную деятельность. Ее направленность со­стоит в том, чтобы учесть и скоординиро­вать основные факторы, участвующие в построении целостного речемыслитель-ного процесса в условиях коммуникации.

10*


Обращение к работам, ведущимся в когнитивистском направлении, показы­вает отличие современных данных от тех, с которых начиналась тема внутренней речи. Исследования в докогнитивистский период по необходимости имели во мно­гом субъективный характер. Прежде по­ставленные вопросы сместились сейчас в новую плоскость. Когнитивный подход переводит тему речи и языка в контекст проблемы переработки информации. Опи­сания речеязыкового процесса достигают большой точности и широты. В ряде слу­чаев осуществляется компьютерное моде­лирование теоретических представлений. Глубинные механизмы речевого мышления и речевой деятельности рассматриваются в связи с общими принципами организа­ции и функционирования психики. Когда виден общий абрис конструкции, возни­кает возможность лучше разглядеть в ней место отдельного явления.

Психолингвистика развития

В психологии вряд ли можно найти другой феномен, который был бы так детально описан с научной точки зрения и четко воспроизводился в жизни, как развитие детской речи. Данные, характе­ризующие речевое развитие, многие деся­тилетия накапливались исследователями-профессионалами, а также любознатель­ными родителями. Они составили основу масштабного направления исследований, которое в современной науке получило название «психолингвистика развития».

Круг ВОПРОСОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КОМПС"

тенции этого направления, широк. Психо­лингвистика развития исследует механизмы овладения языком, рассматривает пробле­мы, связанные с соотношением речевого и интеллектуального развития, анализирует формирование способности к символи­ческой деятельности. Многие работы об­ращены к коммуникативным аспектам развития: исследуются навыки социаль­ного взаимодействия, вопрос о том, как ребенок выражает в речи свои коммуни­кативные намерения. В связи с диагнос­тическими и коррекционными задачами психолингвистика развития занимается


 

3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


также периодизацией речевого онтогене­за, разработкой представления о нормах и правилах развития детской речи.

Проблематика направления столь об­ширна, что большинство существующих психолингвистических школ так или иначе причастно к ее изучению. Психо­лингвистика развития — это и исследова­ния когнитивистской ориентации, и ана­лиз интеракции, следующий традициям разных школ дискурс-анализа, и практи­ческие разработки, связанные с областью речевой диагностики. Объединяет иссле­дования в первую очередь тематическая ориентация — в центре внимания форми­рование речевой способности человека, подход же к анализу темы может быть самым разным.

Как же идет речевое развитие и как современная наука понимает его меха­низм?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: