О развитии речи младенцев на первых месяцах жизни свидетельствуют их голосовые проявления, которые возникают при посредстве артикуляционного аппарата и обычно называются вокализациями. Первым актом такого рода становится плач новорожденного, с которым он (она) появляется на свет. В первый месяц жизни здоровые младенцы могут плакать довольно долго, порой 2—4 ч в сутки. Плач младенцев, родившихся в разных местах мира, хорошо изучен с применением звукозаписывающей и анализирующей аппаратуры. Определено, что он имеет характерные акустические признаки: в нем преобладают гласноподобные звуки высокой частоты. На втором месяце характер вокализаций меняется, Высокие компоненты в звуках сменяются более низкими. Наряду со звуками плача появляется смех. В возрасте 2-3 мес. возникает новое явление детских вокализаций — так называемое гуление.
Оно связано со значительным расширением звукового репертуара: появляются согласноподобные звуки (типа я и л), обнаруживаются сочетания звуков (уа, оуа, оэ), гласноподобные вокализации варьируют по длительности. Особенно интересно, что нарастание звукового богатства у младенца идет столь интенсивно, что превосходит фонетический багаж языка окружающих: в вокализациях русского ребенка можно слышать звуки многих других языков.
|
|
Приблизительно к полугоду гуление малышей переходит в так называемый лепет. Он выражается в более сложных комбинациях звуков, порой из 3-4 гласных; включаются и согласные звуки. Появляются сочетания слогов (ба-па, ма-ма), которые могут устойчиво повторяться малышом, хотя и не относятся им к какому-либо объекту мира. Лепетные звукосочетания оказываются одинаковыми у детей всего мира независимо от языковой среды. Не только нормально слышащие, но и глухие от рождения младенцы гулят и лепечут. Эти факты, как и другие, свидетельствуют о генетической обусловленности ранних вокализаций. Специалисты считают, что они обнаруживают врожденные особенности голосового аппарата младенцев. Появление сложного двуслогового лепета (на 6-7-м мес.) достаточно точно совпадает с признаками специализации мозговых полушарий и возникновением преобладания одной из рук.
Наряду с произведением речевых звуков у ребенка развивается и их восприятие. Уже 6-месячный малыш различает фонемы. Замечательный факт состоит в том, что в этот момент дети различают фонемы не только своего, но и чужих языков. Так, маленький японец улавливает разницу между л и р, что становится для него недоступным начиная с одного года и позднее, во взрослом возрасте.
Обычно к концу первого года на фоне продолжающегося лепета появляются звуко-комплексы, которые квалифицируются окружающими как первые детские слова. По своему звуковому оформлению такие слова могут быть близкими лепетным звуко-комплексам (типа ма-ма, па-па). Они получили название «нянечные слова». Их звучание оказывается сходным у детей всего мира. Принципиальное отличие первых слов от лепета — в их «осмысленности», отмечаемой окружающими. Эта «осмысленность» довольно трудно поддается объективному определению, по-
|
|
3.8. Речь, язык, коммуникация
скольку первые детские слова не имеют прямых референтов, т. е. не называют конкретные предметы или явления мира. Семантика этих слов весьма своеобразна, поэтому их квалифицируют порой как однословные предложения. Их своеобразие состоит в том, что одним словом малыш обозначает не отдельное явление, а целую ситуацию, причем одно и то же слово может относиться ко многим ситуациям. Например, сын замечательного исследователя детской речи А.Н. Гвоздева своим ранним словом ка (каша) указывал на то, что мама несет кашу, что он хочет кашу и т. п.
Первые слова 1-2-годовалых малышей относятся к ближайшей действительности: окружающим людям (маме, папе, бабушке), животным (собаке, кошке), машинам, игрушкам, еде, частям своего тела (носику, глазкам), домашним предметам (ложке, чашке, шапочке). К двум годам словарь ребенка порой насчитывает до 25 слов. В дальнейшем происходит его быстрый рост. Словарь 6-летних детей доходит в среднем уже до 15 000, а к 10—12 годам практически сравнивается по объему с житейским словарем окружающих.
В возрасте 1,5—2,5 года при нормальном темпе развития происходит важный сдвиг в речевых проявлениях малышей — они начинают систематически использовать соединение слов, появляются двуслов-ные предложения. Эти предложения поначалу часто имеют телеграфный стиль, т. е. грамматически не оформлены. Их семантическая направленность — на указание местоположения объекта, описание событий, действий и др. Например: Тося там, Мама пруа (ушла), Папа бай-бай (спит), Еще моко (молоко) и т. п. Дальнейшее развитие двусловных предложений связано с употреблением грамматических форм. В русском языке, представляющем собой по лингвистическому определению язык синтетического типа, это связано с появлением так называемых флексий, т. е. изменением грамматической формы слов при их сочетании. Например: Моко (молоко) кипит. Мама хорошая. Папа большой. Это достаточно знаменательный момент речевого развития, обнаруживающий формирование грамматических правил у ребенка.
С этим моментом связано появление словотворчества, которое наблюдается порой вплоть до школьного возраста. Оно проявляется в том, что в ходе повседневного общения или игры малыши спонтанно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в звучащей вокруг них речи и не может быть имитационно усвоена ими. Эти особые, «изобретенные», слова (неологизмы) по своей семантике понятны и уместны в употреблении. Например: брос (то, что брошено), кат (действие катания), пургинки (частицы пурги), умность (качество ума), сгибчивая (береза), провеснует (просуществует весну), убольшился (сделался больше), стотая (сотая), саморубка (мясорубка) и др.
Существует еще один устойчиво воспроизводимый феномен речи 3—7-летних детей, получивший освещение в научной литературе. Он относится к коммуникативной стороне речи и был впервые описан Ж. Пиаже под названием эгоцентрическая речь. Ее особенность состоит в том, что она не служит целям коммуникации. Дети указанного возраста в некоторых ситуациях (играя, рисуя и т. п.) говорят, ни к кому не обращаясь, сами для себя, как бы думая вслух. Наблюдения Пиаже и его помощников за детьми в Доме малюток в Женеве позволили определить коэффициент эгоцентрической речи, т. е. ее количественное соотношение с речью обычной, используемой для общения. Обнаружилось, что в 3-4 года такой коэффициент составляет более 40%, затем эгоцентрическая речь постепенно угасает, практически исчезая к школьному возрасту.
|
|
Развитие речи продолжается в школе (а в некоторых направлениях и всю жизнь человека). В связи с обучением чтению и письму ребенок начинает анализировать собственную речь, что делает ее объектом рефлексии. Это важный аспект его деятельности, составляющий основу многих направлений совершенствования форм его речевой деятельности. При обучении различным предметам происходит расширение лексики: дети усваивают новые понятия и связанные с ними слова и термины. Начинают осмысленно употребляться такие слова, как «причина», «время»; в оби-
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
ход входят слова, имеющие абстрактное значение. Кроме устной речи — единственного из ее видов, который используется дошкольниками, осваиваются письмо и чтение. Устная речь обогащается при ознакомлении с новыми ее жанрами: пересказом, сочинением, выступлением, участием в дискуссиях. Вместе с расширением сферы общения ребенок совершенствует свою способность использовать речь для установления и поддержания социальных отношений — как товарищеских (со сверстниками), так и более официальных (с учителями, школьными администраторами). Следовательно, развивается прагматический аспект детского языка. Важным становится то, что дети совершенствуют свою способность понимать, а позднее и создавать речевые описания, воссоздающие события. Это становится основой для их приобщения через литературу к широкому кругу знаний — всей человеческой культуре. Развитие речи и языка в школьном возрасте — это чрезвычайно значимая реальность, которая обычно рассматривается специалистами педагогического профиля.