Стадия сенсоиоторного интеллекта (от рождения до 2 лет)

Детская концепция мира проходит огромные изменения в течение первой


стадии развития, включающей шесть под-стадий.

Субстадия 1. Рефлексы (от рождения6 недель). Связь младенца с миром осу­ществляется с помошью рефлексов, напри­мер сосательного, хватательного, глазодви­гательного.

Субстадия 2. Первичные циркулярные реакции (6 недель — 4 месяца). Первые на­выки, например сосание пальца, поворот головы на звук.

Субстадия 3. Вторичные циркулярные реакции (4—8 месяцев). Целенаправленное поведение, например зрительно контроли­руемое дотягивание до объекта.

Субстадия 4. Координированные вторич­ные циркулярные реакции (8-12 месяцев). Появление намеренного, целенаправлен­ного поведения; действия имеют значение и направление; появление символических функций: имитации жестов и слов. Начало практического интеллекта.

Субстадия 5. Третичные циркулярные реакции (12-18 месяцев). Это последняя «чисто» сенсомоторная стадия; характерно наличие представления об объекте, разви­тие символических функций. Ребенок мо­жет менять привычные схемы, руководст­вуясь принципом «давай посмотрим, что будет».

Субстадия 6. Репрезентация (J8—24 ме­сяца). Способность к символизации, под­ражанию, попытки символических игр.

Именно на стадии сенсомоторного интеллекта возникает концепция объект­ного постоянства как показатель появле­ния способности представлять реальность в ментальном плане. Доказательством формирования репрезентаций у детей к концу сенсомоторной стадии Пиаже счи­тал появление символических функций: имитации, речи, символической игры.

Без концепции постоянства объектов трудно понять мир, в котором объекты прекращают существование, когда мы не воспринимаем их. Мы полагаем сущест­вование объектов и людей как сущностей независимо от нашего взаимодействия с ними.

Пиаже предположил, что маленькие дети не обладают способностью понимать постоянство объекта. Мать, вышедшая из комнаты, или игрушка, упавшая из кро-


 

5.2. Когнитивное развитие



ватки, означает не только «с глаз долой — из сердца вон», но и означает прекраще­ние их существования для ребенка [Флей-велл, 1967].

Знания о мире конструируются посред­ством моторной активности, которая свя­зывает ребенка с окружением.

Пиаже полагал, что процесс понима­ния постоянства объекта идет постепенно, путем научения в течение всего сенсомо-торного периода. В основе научения кон­цепции постоянства объектов лежат изме­нения в схемах, где главная роль принад­лежит интеграции сенсорных и моторных процессов. Появление этой концепции означает формирование репрезентации объекта, т. е. указывает на возникновение ментальной структуры. Показателем в раз­витии концепции постоянства объекта, по мнению Пиаже, являются поисковые ре­акции младенцев в ответ на исчезновение объекта из поля зрения (см. табл. 5.3).

Таблица 5.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: