Детская концепция мира проходит огромные изменения в течение первой
стадии развития, включающей шесть под-стадий.
Субстадия 1. Рефлексы (от рождения — 6 недель). Связь младенца с миром осуществляется с помошью рефлексов, например сосательного, хватательного, глазодвигательного.
Субстадия 2. Первичные циркулярные реакции (6 недель — 4 месяца). Первые навыки, например сосание пальца, поворот головы на звук.
Субстадия 3. Вторичные циркулярные реакции (4—8 месяцев). Целенаправленное поведение, например зрительно контролируемое дотягивание до объекта.
Субстадия 4. Координированные вторичные циркулярные реакции (8-12 месяцев). Появление намеренного, целенаправленного поведения; действия имеют значение и направление; появление символических функций: имитации жестов и слов. Начало практического интеллекта.
Субстадия 5. Третичные циркулярные реакции (12-18 месяцев). Это последняя «чисто» сенсомоторная стадия; характерно наличие представления об объекте, развитие символических функций. Ребенок может менять привычные схемы, руководствуясь принципом «давай посмотрим, что будет».
|
|
Субстадия 6. Репрезентация (J8—24 месяца). Способность к символизации, подражанию, попытки символических игр.
Именно на стадии сенсомоторного интеллекта возникает концепция объектного постоянства как показатель появления способности представлять реальность в ментальном плане. Доказательством формирования репрезентаций у детей к концу сенсомоторной стадии Пиаже считал появление символических функций: имитации, речи, символической игры.
Без концепции постоянства объектов трудно понять мир, в котором объекты прекращают существование, когда мы не воспринимаем их. Мы полагаем существование объектов и людей как сущностей независимо от нашего взаимодействия с ними.
Пиаже предположил, что маленькие дети не обладают способностью понимать постоянство объекта. Мать, вышедшая из комнаты, или игрушка, упавшая из кро-
5.2. Когнитивное развитие
ватки, означает не только «с глаз долой — из сердца вон», но и означает прекращение их существования для ребенка [Флей-велл, 1967].
Знания о мире конструируются посредством моторной активности, которая связывает ребенка с окружением.
Пиаже полагал, что процесс понимания постоянства объекта идет постепенно, путем научения в течение всего сенсомо-торного периода. В основе научения концепции постоянства объектов лежат изменения в схемах, где главная роль принадлежит интеграции сенсорных и моторных процессов. Появление этой концепции означает формирование репрезентации объекта, т. е. указывает на возникновение ментальной структуры. Показателем в развитии концепции постоянства объекта, по мнению Пиаже, являются поисковые реакции младенцев в ответ на исчезновение объекта из поля зрения (см. табл. 5.3).
Таблица 5.3