кладывает отпечаток на его психическую жизнь в разные возрастные периоды.
Первая сфера представлений — действие. Предмет и действие слиты, предмет становится как бы продолжением действия. Первоначально действия неразрывно связаны с восприятием, затем эти сферы дифференцируются и отделяются одна от другой. В переходный период ребенок устанавливает соответствие между миром образов и миром последовательных действий и позже освобождает образные представления из-под контроля действий. Между первым и вторым годом ребенок ишет предметы под платком, поднимая другие платки, стремясь увидеть, куда переместился объект после того, как его спрятали, т. е. начинает понимать и интерпретировать скрытые перемещения объекта.
Вторая сфера представлений, которой овладевает ребенок, — это образ. В раннем детстве ребенок находится во власти ярких зрительных представлений, он сосредоточен на внешней стороне вещей.
Символические представления сначала развиваются на образной основе. Словарный запас включает круг узких, наглядных, знакомых категорий и лишь постепенно увеличивается, охватывая все более широкие «непредставленные» понятия. Речь перестраивает все когнитивное развитие ребенка, являясь его важнейшим орудием.
В теории Брунера нет жесткой периодизации когнитивного развития, где одна ступень выше другой и обесценивает предыдущую. Все три сферы представлений одинаково важны и не теряют своего значения и у взрослого человека. Высокий уровень развития интеллекта определяется степенью развития трех сфер представлений: действия, образа, слова.