6.2. Социальная психология личности
Почти 150 лет назад О. Конт удивительно точно выявил главную сложность проблемы человека, подчеркнув, что он не только нечто большее, чем биологическое существо, но и больше, чем просто «сгусток культуры». Иными словами, человек стал носителем каких-то новых, неизвестных качеств, поэтому назрела потребность в появлении специальной науки для его изучения и понимания. Такой наукой, по утверждению Конта, должна была стать психология, призванная осуществить творческий синтез биологических и социологических знаний о природе человека. С тех пор сама психология разделилась на множество самостоятельных научных дисциплин, а социология обрела свой специфический предмет исследований. В результате возникла дискуссия на тему о том, какие аспекты личности должны изучать разные науки, прежде всего — общая психология, социология и социальная психология. Не вдаваясь в детали этой дискуссии, остановимся на следующих заключениях, по которым часто возникает согласие между спорящими сторонами:
|
|
общая психология изучает всю совокупность свойств человека, включая и биологически детерминированные, которые обусловливают социально значимое поведение и деятельность личности;
для социологии личность выступает в «деиндивидуализированном, деперсони-фицированно'м виде» |Ядов, 1979], как представитель определенной социальной группы, как лишь элемент общественной системы, как носитель той или иной социальной роли;
социальная психология рассматривает личность прежде всего в контексте всех разнообразных социальных связей и включенности в различные социальные группы как на макро-, так и на микроуровне. При этом акцент делается на процессах изаимодеиствия и взаимовлияния личности и тех групп и связей, в которые она включена. Упоминание макроуровня означает, что речь идет не только о малых группах, но и о психологических аспектах взаимоотношений личности с большими социальными группами и обществом в целом.