хических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Обстоятельная характеристика общественных настроений содержится в работах Б.Д. Парыгина [Парыгин, 1966]. В качестве особенностей коллективных настроений по сравнению с индивидуальными, он выделяет: гораздо большую социальную, чем индивидуальную, обусловленность; коллективное настроение — продукт всей системы социальных (экономических, политических, идеологических) отношений, высокая степень социальной детерминированности. В них фактор физического самочувствия отступает на задний план перед социальным фактором (условиями материальной жизни людей, их отношениями на производстве, в быту и т. д.).
Деятельностью сферу психологии больших групп составляет коллективная деятельность а групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность, обшественная деятельность, социальные движения.
Формы проявления психологин больших групп. Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в конкретных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом:
1) как характеристика типичной личности представителя определенной общности;
2) как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).
Психический склад — наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных обшнос-тей.
Социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов, обычаев. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации. Характер
с определенной логикой и последовательностью детерминирует одну линию поведения, одни поступки и исключает другие.
Традиции — это исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей.
Другим составным элементом психического склада общности являются обычаи — прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общественно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом каких-то ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их. Он воспитывает определенное отношение к группе, к личности.
Элементом психического склада, примыкающим к социальным обычаям, являются предрассудки. Предрассудок — это укоренившееся в обществе мнение «без разумного отчета н основательности его» (В. Даль), но относящееся преимущественно к «предостерегательным, суеверным правилам». Предрассудки определяют отношения данной социальной группы к тем или иным природным или социальным явлениям- Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки — удел недостаточно образованных, малокультурных людей, с ограниченным мировоззрением, не соответствует действительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у преобладающего большинства групп.
Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ их жизни. Образ жизни— это совокупность устоявшихся типичных для определенных социачьно-эконо-мических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. По образу жизни можно определить, как люди живут, какими действиями и поступками
6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления
руководствуются, каково их мышление, потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание и формы общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных и личностных установках, потребностях, стиле жизни и поведении.
6.6.2. Психология толпы
В понятие «толпа» часто вкладывается различное, неоднозначное содержание. Объясняется это тем, что оно используется, с одной стороны, в различных контекстах, а с другой — в различных языках, поэтому имеет неодинаковый семантический смысл. В политической публицистике понятие толпы неоправданно связывают с любыми проявлениями массового недовольства, даже если они происходят в форме организованных, хорошо управляемых властями митингов и демонстраций.
С лингвистической точки зрения разночтения возникают в связи с тем, что в русском языке словом «толпа» переводятся иноязычные понятия, имеющие несколько другое содержание. Например, английское слово «crowd», как и французское «la foule», переводят у нас однозначно: толпа. А на самом деле эти слова означают скопление большого числа людей в ограниченном пространстве, поэтому они вполне применимы и к организованному митингу, и к аудитории театральных зрителей или студентов, и к неорганизованной массе. В западной психологии эти понятия интерпретируются так же, как синонимы слов «масса», «массовость*, и в таком понимании их связывают с революционными и общественными движениями. Примером может служить одно из последних исследований С. Московичи {1981), название которого в русском переводе звучит как «Век толп: исторический трактат по психологии масс».
Русскоязычному пониманию слова «толпа» в английском языке соответствует
понятие «mob», означающее возбужденное, волнующееся, беспорядочное скопление людей.
В свете сказанного мы считаем, что с психологической точки зрения под толпой следует понимать изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.
Типы толпы. По степени активности и эмоциональной возбужденности людей, оказавшихся в составе толпы, различают толпы активные и пассивные. К первому типу следует отнести прежде всего агрессивную толпу, основной признак которой выражается в склонности к насилию, жестокости, разрушительным действиям. Активной можно считать также спасающуюся толпу, которая легко превращается в паническую. Обычно такая толпа возникает в условиях стихийных бедствий или очень крупных катастроф, т. е. когда появляется опасность для большого количества людей. Но бывает и так, что толпа, охваченная паникой, неожиданно возникает в совершенно спокойных условиях. Примерами могут служить два случая давки, в которых погибло значительное число людей: первый имел место в 1896 г. на Ходынском поле в Москве в связи с празднеством по случаю коронации Николая II, а второй — в 1953 г. также в Москве во время похорон Сталина. В обоих случаях причиной была плохая организация порядка в местах больших скоплений людей.
К активному типу относится стяжательская толпа, т. е. скопление людей, объединенных стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в результате, например, стихийного бедствия. Нередко в таких случаях виновником считают «уголовный элемент». Однако опыт свидетельствует, что обычно и добропорядочные граждане при определенных обстоятельствах, когда кажется, что отвечать им не придется, иногда попадают в число мародеров. Склонность к «рационализации», т. е. к олравдыванию перед самим собой своих действий («все равно имущество пропало бы», «его украл бы кто-нибудь
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
другой» и т. д.) составляет тот психологический механизм, который примиряет совесть с чувством ответственности за содеянные преступления.
В западной литературе выделяют еще демонстрирующий тип толпы, под которой имеется в виду собрание людей, выражающих тот или иной социальный протест. Но насколько такое собрание подпадает под понятие толпы, зависит от степени его организованности.
Совершенно особый тип составляет толпа пассивная, отличающаяся обычно отсутствием эмоционального компонента. Каждому знаком рассказ А.П.Чехова «Брожение умов» — блестящая иллюстрация небольшой пассивной толпы с некоторыми ее закономерностями. Она стихийно возникла лишь потому, что два человека стояли на улице и сосредоточенно смотрели в одном направлении. Случайные прохожие стали останавливаться и смотреть в том же направлении. А поскольку любое свое действие люди стремятся как-то объяснить, то в образовавшемся скоплении публики появились самые различные версии относительно того, куда и почему смотрят люди.
Американские психологи воспроизвели сюжет Чехова в эксперименте. Цель его заключалась в выяснении вопроса о том, какое число людей необходимо, чтобы спровоцировать формирование случайных индивидов в толпу по типу чеховского «брожения умов». Были созданы группы из 1, 2, 3, 5, 10 и 15 человек, которые останавливались на многолюдной улице и в течение минуты смотрели в одном направлении. Поведение прохожих фиксировалось на кинопленку. Оказалось, что число прохожих, останавливавшихся и начинавших смотреть в том же направлении, в каком группы и в которые входило от 1 до 5 человек, быстро увеличивалось в зависимости от размеров «провоцирующей группы». Группы, состоявшие из 5, 10 и 15 человек оказывали уже примерно одинаковое воздействие. Так, при одном человеке останавливалось 4,05% прохожих, а при 15 — 39,98%. Отсутствие стимулов к какому-либо действию объясняет, что толпы такого рода так же быстро рассеиваются, как и собираются.
Социально-психологические особенности толпы. Толпа, как специфическое объединение людей, обладает рядом социально-психологических свойств, которые оказывают влияние на поведение составляющих ее индивидов.
Анонимность. Принадлежность к толпе порождает чувство анонимности у человека, уверенность в том, что его действия и поступки останутся никем не замеченными и никому не известными. Следствием является чувство бесконтрольности и безответственности, поскольку каждый полагает, что любые его действия будут приписаны толпе, а не ему лично. Это позволяет людям совершать поступки, немыслимые для них в обычных условиях.
Ощущение слияния с большой массой людей в сочетании с анонимностью наполняет человека чувством силы и могущества, что способствует эмоциональному возбуждению, ограничивающему контроль сознания над поведением.
Однородность толпы возникает вследствие уравнивания, сведения к одному уровню всех психических проявлений и поведения индивидов. Обший интеллектуальный уровень толпы ниже интеллекта ее участников, поэтому она крайне некритично воспринимает любые слухи, легко переносит внимание с одних объектов на другие, бездумно поддается воздействию лозунгов, речей не только лидеров толпы, но и случайных людей.
Внушаемость — одно из важнейших свойств толпы, связанное с предыдущими ее качествами, объясняющее непредсказуемость ее действий, поскольку она легко реагирует на любые обстоятельства и призывы. Это же свойство повышает готовность людей совершать деяния, которые могут быть в полном противоречии с их сознанием и характером.
Особую роль играют слухи в толпе. Они являются основным способом распространения информации и выполняют функцию ориентации участников толпы в складывающейся ситуации, способствуя стихийной организации их действий.
Психическое заражение выражается в быстром распространении, переносе психического состояния одних людей на других. В этом проявляется действие закона
6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления
психического единства толпы (по теории Г. Лебона), который позволяет объяснить ее психологическую однородность и высокую эмоциональную чувствительность.
Иррациональность поведения толпы и ее эмоциональная напряженность становятся интегративным результатом всех ее других свойств. Эмоциональный компонент, как правило, начинает играть свою роль уже при возникновении толпы, а в дальнейшем оказывает на нее возрастающее влияние, делая ее крайне возбужденной и импульсивной.
Человек, подчинившийся законам толпы, теряет свою личностную индивидуальность, становится ее конформным участником и поэтому способен на любые действия и поступки. Конечно, не все люди подвержены таким превращениям. Это зависит от уровня психологической и нравственной зрелости личности.
Причины и условия возникновения агрессивной толпы. Обычно выделяются два типа причин и условий возникновения толпы: одни носят долговременный характер, другие — ситуативный. Первые составляют любые экономические, социальные, политические и другие факторы относительно длительного действия, которые порождают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства фрустрации, безнадежности и отчаяния.
При наличии долговременных условий роль ситуативной причины для возникновения толпы и массовых беспорядков может сыграть все, что угодно — от неадекватных действий властей до простого бытового эпизода и даже слуха. Трагические события в Баку, например, а январе 1990 г. начались с попытки азербайджанского беженца из Армении выселить из квартиры армянина и последовавшей за этим драки. Все произошло на фоне крайне обостренной ситуации в городе, создавшейся в связи с наплывом и неустроенностью беженцев. В Душанбе в том же году в качестве толчка к массовым выступлениям послужили всего лишь слухи о том, что в город должн ы якобы приехать армяне — беженцы из Азербайджана — и им будет предоставлена жилая площадь.
Помимо долговременных и ситуативных условий, порождающих массовые выступления, необходимо иметь в виду еше один очень важный фактор — уровень развития политической культуры как общества в целом, так и отдельных его сегментов. От этого фактора зависит вероятность нарушения норм демократии и правопорядка и превращения выступлений протеста в массовые беспорядки. С учетом этого можно вывести общую формулу следующего содержания:
Степень обостренности
социально - экономич еских
Степень вероятности = проблем
массовых беспорядков Уровень развития
политической культуры
Психологические теории толлы. Если не считать исторических описаний народных бунтов и массовых беспорядков, попытки научного изучения толпы были предприняты лишь в конце XIX в. Они связаны с именами социологов Г. Лебона, Г. Тарда, С. Сигеле и др. Свою лепту в изучение этой проблемы внес 3. Фрейд и некоторые его последователи.
Взгляды Г. Лебона (1895) на проблему массового поведения отражают его представления о человеке и его месте в обществе. Человек, по его убеждению, руководствуется в жизни представлениями двух видов: врожденными, т. е. биологически унаследованными от предков, и приобретенными, или «умственными». Первые представления — это наследство расы, которое приобретается и применяется бессознательно, вторые не играют серьезной роли в поведении человека и становятся действенными лишь после того, как переходят через несколько поколений в сферу бессознательного. Понятие личности как сознательного носителя определенных общественных ценностей, идеалов и убеждений у Лебона не используется, поскольку человек, по его мнению, лишь пассивная часть толпы, которая руководствуется инстинктом и выступает как носитель «духа расы». Именно поэтому толпа, считает Лебон, несмотря на свою иррациональность, обычно точно понимает и выражает интересы общества.
Отвлекаясь от мистических начал взглядов Лебона, следует сказать, что его