Основные отрасли психологии. Шему эффекту. Эти флюиды он обозначил как «животный магнетизм»



шему эффекту. Эти флюиды он обозначил как «животный магнетизм». Можно счи­тать, что его работы послужили своеобраз­ной основой как для развития суггестив­ных методов, так и для разработки техник групповых сеансов, — являясь предтечей современных методов групповой психо­терапии.

Экспериментируя с гипнотическими техниками, разработанными Ф. Месме­ром, Жан Шарко (1825-1893) установил, что психическая травма, главным образом сексуальная, вызывает идеи и чувства, которые затем становятся неосознавае­мыми и являются содержанием истеричес­ких симптомов.

3. Фрейд продолжил исследование ис­терии, показав ее психогенное происхож­дение и возможность лечения истерических симптомов с помощью гипноза. Впослед­ствии он отказался от гипноза и разрабо­тал психоаналитическое направление, ко­торое внесло большой вклад в развитие медицинской психологии как самостоя­тельной области психологии.

Весомый вклад в развитие теории ме­дицинской психологии внес французский психиатр и психолог Пьер Жане (1859-1947), разработав концепцию диссоциа­ции — потери «функции реальности» и не­способности удерживать идеи всецело в области сознания из-за слабости высшей интегративной деятельности. Известный французский психолог Теодроль Рибо (1839-1916) впервые начал изучать зако­номерности психической деятельности не только у здоровых лип, но и у душевно больных, Эти экспериментальные иссле­дования расширили и обогатили медицин­скую психологию-Герман Роршах (1884-1922) разрабаты­вает одну из основных проективных тех­ник психодиагностики. Особый вклад в развитие медицинской психологии внес Э. Кречмер, получивший мировую извест­ность своей работой о связи строения тела и характера. Его книга «Медицинская пси­хология», вышедшая на русском языке в 1926 г., была первой работой по медицин­ской психологии, содержащей системати­зированную сводку физиологических и психологических данных, необходимых


как врачу, так и психологу в работе с боль­ными.

Карл Юнг (1875-1961), первое время являясь последователем психоаналитичес­кого метода лечения, разработанного 3. Фрейдом, позже «отходит» от него и создает сное собственное направление — аналитическую психологию.

В России на необходимость знания основ психологической науки для врачей указывал еще И.М.Сеченов. Его работа «Рефлексы головного мозга» (1866) оказала большое влияние на формирование прин­ципов и методов медицинской психологии. Все известные русские психиатры начинали чтение курсов психиатрии с основ психо­логии.

Психологические лаборатории в клини­ках нервных и «душевных» болезней су­ществуют в России с 80-х гг. XIX столетия (лаборатория А.А. Токарского при клинике С.С. Корсакова, лаборатория Г. Телятни-кова, а затем В.П. Осипова при клинике В.М.Бехтерева, лаборатория А.Н.Берн-штейна при клинике В.И. Сербского и многие другие).

7,3.3. Медицинская психология и клиническая психология

В зарубежной психологии область пси­хологии, которая в отечественной науке относится к «медицинской психологии», чаше всего носит название «клиническая психология». При этом различные психо­логические школы предмет клинической психологии понимают по-разному. Одни исследователи считают, что клиническая психология должна изучать психические расстройства при различных заболеваниях. Другие утверждают, что клинические пси­хологи должны заниматься исследованием особенностей личности и психологичес­ким консультированием. Третьи, основы­ваясь на бихевиористском подходе, объ­являют задачей клинической психологии разработку способов устранения призна­ков дезадаптивного поведения. Современ­ное представление в отечественной пси­хологии сводится к пониманию клиничес­кой психологии как области медицинской психологии, прикладное значение которой


 

7.3. Медицинская психология



определяется потребностями клиники — психиатрической, соматической и невро­логической, что привело к формированию вполне самостоятельных разделов клини­ческой психологии: патопсихологии, нейро­психологии и соматопсихологии.

Предмет и основные проблемы медицинской психологии

Предмет медицинской психологии — изучение особенностей возникновения и развития нарушений психической деятель­ности человека и роли внешних и внут­ренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений. Основные проблемы ме­дицинской психологии:

• исследование влияния заболеваний на психику человека и его поведение;

• анализ влияния психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;

• изучение роли психического в ка­честве фактора, противостоящего возник­новению и течению заболеваний;

• изучение проявлений и динамики на­рушений психики при различных заболе­ваниях;

• исследование влияния особенностей взаимоотношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой на процесс выздоровления.

Круг перечисленных основных теоре­тических проблем медицинской психоло­гии, выступающих в качестве ее целей, дополняется прикладными задачами раз­работки принципов и методов психологи­ческого исследования в клинике, а также вопросами создания и изучения психоло­гических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Разделы медицинской психологии

Патопсихология

Патопсихология, согласно Б.В. Зейгар-ник (1986), изучает закономерности рас­пада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерно-


стями формирования и протекания пси­хических процессов в норме.

До настоящего времени остается дис­куссионным вопрос о разграничении пред­мета патопсихологии и психопатологии как раздела психиатрии. Трудности такого разграничения неизбежны, так как обе науки имеют дело с одним и тем же объектом — нарушениями психической деятельности. Различие между психопато­логией и патопсихологией можно видеть в том, что первая, будучи клинической дисциплиной, оперирует медицинскими категориями (этиология, патогенез, симп­том, синдром), основываясь при этом на клиническом методе, в то время как пато­психология изучает закономерности нару­шений психической деятельности, поль­зуясь главным образом своими, психоло­гическими, методами и понятиями.

Основным исследовательским методом в патопсихологии является патопсихоло­гический эксперимент (Б.В. Зейгарник), в котором может быть использован любой психодиагностический инструмент, их «ба­тарея» или диагностическая процедура для изучения психодиагностической системы познавательных процессов и «отношений личности» (В.Н.Мясишев). Прикладное значение патопсихологии особенно высо­ко в психиатрии как для установления степени и определения структуры интел­лектуального дефекта, так и при прове­дении экспертизы, а также при оценке эффективности лечения.

Нарушения сознания

Нарушения сознания относятся к наи­менее разработанным вопросам патопси­хологии. Клиницисты выделяют разные формы нарушения сознания.

Оглушенное состояние сознания. Резко повышается «порог» для всех внешних раздражителей, затрудняется образование ассоциаций. Чаше всего встречается при острых нарушениях ЦНС, инфекционных заболеваниях, отравлениях, черепно-моз­говых травмах.

Делириозное помрачение сознания. Этому состоянию свойственна ложная ориенти­ровка во времени и пространстве. Наблю-


 

7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ЛСИХОЛС'-



дается в основном у больных с органи­ческими поражениями головного мозга после травм, инфекций.

Онейроидное (сновидное) состояние со­знания характеризуется причудливой смесью отражения реального мира и обильно всплывающих в сознании ярких чувствен­ных представлений фантастического плана,

Сумеречное состояние сознания. Этот синдром внезапно наступает, протекает непродолжительное время и столь же вне­запно прекращается, вследствие чего его называют транзисторным, т. е. преходя-шим.

Деперсонализация. Сопровождается чув­ством отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего «Я», которые воспринимаются как бы со стороны.

Нарушения личности

Классификация личностных нарушений по-прежнему остается одной из нерешен­ных и спорных вопросов в медицинской психологии. Ниже приведены те личност­ные изменения, анализ которых может быть проведен в рамках наиболее разработанных в отечественной психологии подходов — системного и деятельностного.

Нарушение структуры иерархии моти­вов. Изменение иерархии и опосредован-ности мотивов означает нарушение слож­ной организации деятельности человека-Деятельность теряет специфически чело­веческую характеристику: из опосредован­ной она становится импульсивной. Исче­зают «дальние» мотивы, некая потребность (в случае, например, алкоголизма) пере­ходит во влечение, которое становится доминирующим в жизни больного.

Формирование патологических потребнос­тей и мотивов. Известно, что под воздейст­вием различных стрессоров самосознание человека может меняться. Оно также может меняться в результате нарушения рефлек­сии. Искаженное отражение собственной личности может привести к специфичес­ким расстройствам, принять характер из­менения «физического образа-Я», которое описано в психиатрической литературе в виде не только синдрома дисморфобии, деперсонализации, но и нервной анорексии.


Нарушение смыслообразования. ОслаС.-ние и искажение побудительной и смыс.-образующей функций мотива приводи: нарушениям деятельности. Это выражает в одних случаях в том, что смыслообраз;. • щая функция мотива ослабляется, мот; превращается только в знаемый. Так, бол ной знает, что к близким надо хорои относиться, но при этом он оскорбляет избивает свою мать. В других случаях н, блюдается сужение круга смысловых с«разований: мотив, сохраняя до известие степени побудительную силу, прида! смысл относительно меньшему кругу «i лений, чем до заболевания. В рез>.:ьта1 многое из того, что ранее имело для сод ного личностный смысл, постепенн: ти ряет его. Исчезает и побудительная:-j мотива.

Нарушение саморегуляции и ния. Проблема опосредования при анализе вопроса о компенсаторных защитных механизмах. Необходимо;: учитывать процесс саморегуляции особен но отчетливо выступает при исследовани больных, находящихся в реактивном ее стоянии после психических травм. Пр этом состоянии отмечается фиксирован ность на травмирующих переживания; преобладает чисто эмоциональная оиенк ситуаций. Нарушение саморегуляции прс явилось и при исследовании соотношени дальних целей и осуществляемой деятель ности. Так, у больных эпилепсией и шизо френией (М. Стехлик, 1984) дальние цел не участвуют в регуляции их поведенш Первоначально у больных шизофрение: теряется смыслообразующая функци дальних целей, у больных эпилепсие! дальние цели, так же как и их деятель ность, становятся инертными,

Нарушение критичности и спонтанност поведения. Нарушение критичности про является по-разному: оно может быт представлено в виде нецеленаправленны: действий, расторможенности поведения нецеленаправленности суждений, когд; человек не сравнивает свои действия < ожидаемыми результатами, не замечае-своих ошибок и не исправляет их. Аспон танность поведения сопровождается таким! симптомами, как ситуационное поведени< и персеверации. Ситуационое поведени!


 

7,3. Медицинская психология



выражается в тенденции к чрезмерно быст­рой смене реакций. Симптом персевера­ции был описан А.Р.Лурией в 1943 г. на примере больных с нарушением премотор-ной зоны мозга. Выполнив какой-либо компонент движения, больные не могли переключиться на другой его компонент. Как ситуационное поведение, так и пер­северации являются индикаторами того, что деятельность больного лишена смыс­ловой характеристики и замешается дейст­виями, не имеющими смыслообразующего мотива.

Нарушение формирования характероло­гических особенностей личности. А.Е. Личко (1979), пишет, что «значительно чаще фор­мирование приобретенной психопатии происходит, когда в преморбиде личность принадлежит к крайним вариантам нор­мы». Существует иной подход к проблеме формирования характера. С.Л. Рубин­штейн (1976) отмечает, что узловой вопрос заключается в том, как мотивы (побужде­ния), характеризующие не столько лич­ность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превраща­ются в то устойчивое, что характеризует данную личность. Исследование характера и его формирование должно было бы со­средоточиться в первую очередь на про­блеме перехода ситуационно, с течением обстоятельств, порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения.

Нарушения восприятия

Агнозия. Это затрудненность узнавания предметов, звуков. При агнозиях наблю­дается нарушение функций обобщения и условности в сфере восприятия — специ­фически человеческих характеристик про­цесса.

Нарушение мотивационного компонента восприятия. Е.Т. Соколова (1976), исследуя роль мотивационного компонента в струк­туре восприятия, выявила особенности восприятия, связанные с нарушением смыслообразуюшей функции мотива у больных эпилепсией и шизофренией. Так, изменение мотивации обусловливает из­менение места и содержания восприятия

20 Современная психология


в структуре деятельности. С введением смыслообразующих мотивов образуется новая мотивационная структура, разная в норме и патологии.

Нарушения памяти

В исследованиях патологии памяти наиболее важными представляются следую­щие вопросы:

а) проблема строения мнестическоЙ деятельности: опосредованного и неопос­редованного, произвольного и непроиз­вольного запоминания;

б) вопрос о динамике мнестического процесса;

в) вопрос о мотивационном компонен­те памяти.

Нарушения непосредственной памяти. «Корсаковский синдром». Одним из наиболее исследованных расстройств не­посредственной памяти является наруше­ние запоминания текущих событий, при которых относительно интактным остается память на события прошлого, так называе­мый «корсаковский синдром», который был описан С.С. Корсаковым в 1887 г. при тяжелых алкогольных интоксикациях. В случае корсаковского синдрома забыва­ние недавнего прошлого является скорее следствием дефекта воспроизведения. Экс­периментально-психологическое исследо­вание обнаруживает низкое плато без нара­щивания. Прогрессирующая амнезия. В этих случаях расстройства памяти рас­пространяются не только на текущие события, но и на прошедшие. Подобные нарушения встречаются при психиатри­ческих заболеваниях позднего возраста.

Нарушение динамики мнестической дея­тельности. Проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и по существу является не нару­шением памяти, а индикатором неустой­чивости умственной работоспособности больных в целом, ее истощаемости. Один из показателей нарушения динамики мнес­тической деятельности — возможность ее улучшения при применении средств опо­средования.

Нарушение опосредованной памяти. Ис­следования Г.В. Биренбаум (1934) с помо-


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: