шью метода пиктограмм больных разных нозологических групп показали, что они утрачивают возможность опосредовать процесс запоминания.
Нарушение мотивационного компонента памяти. Роль мотивационного компонента в мнестической деятельности особенно ярко продемонстрирована в экспериментах Б.В. Зейгарник(1927) по исследованию феномена незавершенных действий. Так, если у здоровых испытуемых отношение воспроизведения незавершенных действий к воспроизведению завершенных (ВН/ВЗ) равно 1.9, то у больных шизофренией (простая форма) — 1.1, у больных эпилепсией — 1.8, а у больных с астеническим синдромом — 1.2.
Нарушения мышления
Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. При установлении диагноза заболевания психиатр часто руководствуется наличием того или другого вида нарушений мышления. Однако единой классификации или единого принципа анализа этих расстройств нет; происходит это потому, что при описании и анализе нарушений мышления исследователи базировались на различных психологических теориях мышления и фил осовско-методологических положениях,
|
|
Нарушение операциональной стороны мышления. Снижение уровня обобщения. Состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Искажение процесса обобщения. В этом случае словесно-логические связи мало опираются на конкретные свойства и признаки предметов и явлений; характерно возникновение очень большого числа ассоциаций, ассоциаций ненаправленных, случайных, а главное — отражающих лишь общие связи.
Нарушение личностного компонента мышления. Разноплановость мышления. Нарушение мышления, обозначенное как «разноплановость», заключается в
том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. Анализ «историй болезни» этих больных и наблюдения за их поведением в повседневной жизни и стационарных условиях выявили неадекватность их жизненных установок, парадоксальность их мотивов и эмоциональных реакций. «Резонерство». Это расстройство мышления определяется клиницистами как «склонность к бесплодному мудрствованию», как тенденции к непродуктивным многоречивым суждениям. Механизмом «резонерства» является не столько нарушение интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое (даже незначительное) явление под какую-нибудь концепцию.
|
|
Нарушения динамики мыслительной деятельности. Лабильность мышления. Наблюдается у больных маниакально-депрессивным психозом в маниакальной фазе. Основная особенность этого нарушения выражается в неустойчивости способа цыполнения задания и адекватности характера суждений бояьных, причем уровень обобщения остается, в основном, несниженным.
Инертность мышления. При этом виде нарушения экспериментально-психологическое исследование обнаруживает замедленность, туго подвижность интеллектуальных процессов. Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости.
Нарушения процесса саморегуляции по-знавателъной деятельности. Некоторые формы нарушения мышления невозможно объяснить без привлечения представлений о саморегуляции: они должны рассматриваться как проявления нарушения осознания и подконтрольности своих мыслительных действий. При этих нарушениях мышления больные оказываются неспособными к осуществлению целенаправленной деятельности в условиях выбора, затруднения, конфликта, в ситуациях неопределенности. Например, такие нарушения динамики мышления, как расплывчатость, нецеленаправленность, являются, по сути, выражением дезорганизации мышления.
7.3. Медицинская психология