В сфере сервиса. 1. Ценовая политика в условиях конкуренции

1. Ценовая политика в условиях конкуренции.

2. Способы регулирования конкуренции антимонопольными и другими органами власти и управления.

Различают ценовые и неценовые методы конкуренции.

Ценовая конкуренция формируется на основе цены (тарифа). Снижая цену (тариф) на свою услугу, предприятие сферы сервиса приобретает возможность укрепить свои позиции по сравнению с конкурентами. Повышая цену, оно снижает свои возможности в этом направлении.

Ценовая конкуренция в сфере услуг имеет свои особенности. Результат складывается из двух компонентов:

- прямого результата, аналогичного условиям товарного рынка, т.е. естественного улучшения конкурентных позиций вследствие снижения цены;

- дополнительного результата, обусловленного, с одной стороны, укреплением социального престижа предприятия, а с другой – определенными гарантиями в отношении предотвращения государственных ограничений его деятельности.

Основным компонентом неценовой конкуренции является конкуренция на основе качества предоставляемых услуг. Повышая качественные характеристики своего продукта, предприятие услуг получает значительные преимущества перед конкурентами, которые могут служить основанием для назначения более высокой цены. Если же предприятие удерживает цену своих услуг на уровне конкурентов, то более высокое качество позволяет ему занять лидирующее положение на рынке, увеличить число клиентов, заказчиков своих услуг и размер занимаемой рыночной доли.

Государственное регулирование в сфере услуг может осуществляться в различных формах:

  1. Субсидирование потребителей на целевой основе. Такое субсидирование позволяет увеличить спрос на важнейшие услуги. К целевым субсидиям относятся стипендии, кредиты на получение образования, жилищные кредиты, медицинское страхование, финансовая поддержка малообеспеченных слоев населения и т.д.
  2. Субсидирование производителей услуг. Оно имеет цель увеличить предложение на рынке услуг и может осуществляться в виде финансовой поддержки учреждений культуры, образования, здравоохранения, спорта и т.д. Источником такого субсидирования является государственный или муниципальный бюджет, различные целевые программы федерального, регионального или муниципального уровня.
  3. Государственная собственность на средства производства в сфере сервиса является базой для регулирования влияния государства в развитие под отраслей сферы, но должно иметь определенные пределы. Например, необходимость введения бесплатных услуг и ограниченный объем инвестиционных источников могут привести к возникновению дефицита, нормированию и очередности потребления услуг.

Избежать этих недостатков позволяет рынок платных услуг. Но его активное развитие может сопровождаться ценовой дискриминацией малообеспеченных слоев населения и отсутствием возможности приобретения услуги для значительной части потребителей.

В отраслях непроизводственной сферы, нацеленных на удовлетворение первоочередных потребностей человека, важнейших с точки зрения его жизнедеятельности, такое развитие рыночных отношений в ряде случаев нецелесообразно.

К свойствам отдельных видов услуг, обусловливающих необходимость их госрегулирования можно отнести: неделимость, ограничение принципа исключения, трудность нормирования, ограниченное число пользователей и покупателей, неоднозначные внешние эффекты. В этом случае естественная монополия – гарантия потребления, при наличии норм и нормативов потребления даже в условиях рынка и мониторинга качества жизни.

Таким образом, ценовая политика в условиях конкуренции и воздействие системы госрегулирования обеспечивают доступность услуги с учетом основных и дополнительных факторов: спрос, затраты, издержки, цены и тарифы на услуги конкурентов, психология восприятия, стадия жизненного цикла, прочность позиций производителя на рынке, скидки.

Антимонопольное регулирование – это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Антимонопольное регулирование очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики – электроэнергетике, транспорте: «РАО ЕЭС России», РАО ГАЗПРОМ», РЖД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: