При определении сущности цены как экономической категории существуют два основных подхода.
Первый подход основан на теории трудовой стоимости, в соответствии с которым, цена - это денежное выражение стоимости, а стоимость — это овеществленный в товаре общественно необходимый труд.
Второй подход - маржиналистский, основанный на теории предельной полезности. В соответствии с этой теорией цена - это такое количество денег, которое покупатель готов отдать за товар.
С точки зрения современной отраслевой экономики цена - денежное выражение стоимости промышленной продукции. Цена на продукцию должна возместить все расходы предприятия по производству и реализации продукции, обеспечить необходимую для текущего и перспективного развития предприятия величину прибыли и тем самым создать предпосылки для развития производства, повышения качества продукции и обновления ассортимента.
Цены и ценообразование являются важными факторами эффективности функционирования предприятий отрасли.
|
|
Цены определяют коммерческий результат деятельности предприятия, его рентабельность, экономическую жизнеспособность и финансовую устойчивость.
Исходя из различных определений цены, можно выделить и основные ее функции как экономической категории.
1) Учетная (измерительная) - функция учета и измерения затрат труда для количественного выражения стоимости продукции. Данная функция цены служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, является важным инструментом внутрипроизводственного планирования, позволяет исчислять стоимостные показатели и определять эффективность производства.
2) Стимулирующая функция выражается в стимулировании или сдерживании производства продукции.
3) Распределительная функция связана с отклонением цены от стоимости под воздействием различных внешних факторов и позволяет воздействовать на уровень потребления продукции различными социальными группами общества.
4) Функция сбалансирования спроса и предложения означает, что конкурентные силы спроса и предложения способны прийти к такому уровню цен, при котором решения о купле и продаже будут совпадать по месту и по времени. Среди множества цен будет существовать только одна цена, по которой потребители желают и могут приобрести продукцию, а продавцы готовы ее реализовать. Такая цена называется равновесной (рыночной) ценой. При любой другой цене (выше или ниже равно
весной) существует разрыв между спросом и предложением.
5) Функция цены как средства рационального размещения производства. Данная функция связана с перемещением производства продукции под воздействием спроса и предложения в те отрасли экономики и в те регионы, где отмечается наибольшая рентабельность производства.