Собственность как основа экономической системы

Собственность – исторически определенный способ присвоения благ. На поверхности явлений собственность выступает как имущественное отношение, фиксирующее что, кому и в каком количестве принадлежит. Юридическое содержание собственности описывается традиционными со времён рисского права терминами – пользование, владение,распоряжение. Экономический подход к содержанию собственности имеет некоторые существенные отличия от юридического подхода. Это проявляется в следующем: а) экономическую науку не интересует проблематика приобретение благ путём завоевания, дарения, наследования, кладоискательства, воровства и т. п., она изучает приобретение благ путём производства, обмена распределения; б) для экономического подхода существенно важен объект приобретения. Разделение объектов на факторы, условия и средства производства, с одной стороны, и потребительские блага - с другой, имеет решающее экономическое значение; в) характер соединения со средствами производства определяет социальный характер производственной деятельности людей и социальную форму продукта; г) речь идет не только о присвоении готовых предметов природы, сколько о присвоении результатов общественно-обусловленной производственно-экономической деятельности. При этом присвоение благ одним участником предполагает отчуждение этого блага другим. Важнейшей экономической формой реализации собственности являются доходы. Специфика экономического содержания собственности состоит в следующих основных характеристиках: 1. Собственность – это не вещь и не просто отношение людей к вещам, а отношения между людьми, которые могут быть связаны с вещами. Но эти отношения имеют не вещественное, а социально-экономическое содержание и формы. 2. Монополизация условий производства одними субъектами (частная собственность) и отчуждение их от других или равные права доступа работников к условиям производства характеризует социально-экономическое содержание отношений собственности. 3. Формы доходов образуют экономическую реализацию собственности и определяются положением субъектов в отношениях собственности. В современной экономической науке используется теория прав собственности. Суть её состоит в том, что в экономике нет абсолютных прав собственности. Каждое экономическое решение должно опираться на тот определенный набор прав собственности или «пучок правомочий», который достаточен и необходим для наиболее выгодной реализации экономического решения. Стремление каждый раз к приобретению абсолютных прав собственности может привести к излишним затратам по обслуживанию прав собственности, что ведёт к снижению эффективности экономических решений. Права собственности в современном обществе понимаются как санкционированные обществом (законами, традициями, административными распоряжениями) поведенческие отношения между людьми. Права собственности рассматриваются как «пучок прав». Полный «пучок прав» состоит из следующих элементов: 1) право владения, т.е. право исключительного физического контроля экономического субъекта над благами; 2) право пользования, т.е. применения полезных свойств благ для себя; 3) право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ; 4) право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ; 5) право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожения блага; 6) право на безопасность, т.е. право на защиту благ от экспроприации, а также от вреда со стороны внешней среды; 7) право на передачу благ в наследство; 8) право на бессрочность обладания благом; 9) запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде; 10) право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга; 11) право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий. Обычно признается два типа собственности: частная и государственная, а также смешанная на основе этих двух. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Формы собственности представляют собой различные комбинации правомочий.
Экономическая систем, типы систем Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Это особым образом организованный способ связи между производителями и потребителями благ и услуг. Классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев (признаков). Во-первых, экономическая система может быть представлена как совокупность функциональных связей в экономике, отражающих деятельность по использованию ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей людей. Во-вторых, экономическая система может быть представлена как система социально-экономических отношений, центральное место среди которых занимают отношения собственности. В-третьих, экономическая система может быть представлена как совокупность общественных институтов с присущим им экономическим поведением. При этом в качестве институтов выступают такие субъекты экономики, как государство, фирмы, профсоюзы, а также права собственности, законы, нормы, традиции и другие явления, оказывающие влияние на экономическое поведение. Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов и скоординировать свои действия с действиями других субъектов, хозяйствующий субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. Есть два способа координации экономической деятельности: стихийный порядок и иерархический порядок. Стихийный порядок – экономические субъекты в своих действиях приспосабливаются к условиям, основываясь на информации, которая передается путём ценовых сигналов. Повышение или понижение спроса на экономические ресурсы и производимые блага показывает субъектам, что, как и для кого производить. Этот порядок возник естественным путём; его проявлением как раз и является рынок. В данном случае рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли другу с другом. Иерархический порядок – экономические субъекты получают информацию о том, что, как и для кого производить посредством директив, указаний, приказов от некоего центра. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя или управляющего государственного органа. Транзакционные издержки – это издержки, связанные не с производством как таковым, а с сопутствующим ему затратами: поиск информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержки заключения хозяйственных договоров, контроль за исполнением и т. д. Оценивать эффективность того или иного экономического порядка следует при прочих равных условиях с точки зрения минимизации транзакционных издержек. Если исходить из критериев, определяемых преобладающим типом отношений собственности и способов координации экономической деятельности, то можно выделить следующие типы экономических систем. Рыночная экономика – это форма организации экономики, которая характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием стихийного порядка для координации экономической деятельности. В этой системе существует множество продавцов и покупателей, экономическая власть которых широко рассеяна. Командная экономика – это форма организации, которая характеризуется государственной собственностью практически на все ресурсы с использованием иерархического порядка для координации экономической деятельности. В «чистом» виде ни рыночная, ни командная экономика не существовали ранее и не существуют в современном мире, хотя человечество знает различные варианты устройства хозяйственных систем разных стран, очень близкие по типам. (Так, британская экономика середины XIX в. – классический пример рыночной экономики почти в «чистом» виде. Советская экономика сталинского периода, китайская времён Мао-Цзэдуна, северокорейская последних 50 лет - наиболее типичные варианты командной экономики). Смешанная экономика – такая форма организации экономической жизни, которая характеризуется и частной, и государственной собственностью на ресурсы, а для регулирования используется и стихийный, и иерархический порядки. Реально в разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими национальными особенностями смешения разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, экономической политэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т. п. В рамках смешанной экономики в зависимости от той роли, которые играют государства в хозяйственной жизни различных стран, можно выделить американскую, японскую, шведскую экономические модели, социальное рыночное хозяйство и т. д. Под «современной рыночной экономикой» понимается смешанная экономическая система, в которой доминируют рыночные механизмы, но целый ряд важнейших экономических функций замыкается на государство. В экономически слаборазвитых странах существует традиционная система. Производство, распределение, обмен базируются главным образом на освященных временем традициях и обычаях. В России и в ряде других стран в последние годы осуществляются экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, разгосударствлениям экономики. Страны, совершающие переход от командной к современной рыночной экономике, могут быть отнесены к отдельному типу – переходной системе (переходной экономике). В рамках этой системы можно выделить восточноевропейскую, прибалтийскую, среднеазиатскую и т. д. модели. Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к другой. Можно выделить ряд важных черт переходной экономики: а) если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной основе, то переходная экономика призвана сформировать такую основу; б) многоукладность экономики – свойство переходной экономики (экономический уклад – это особый тип социально-экономических отношений); в) переходную экономику характеризует неустойчивость развития как её внутреннее свойство; г) относительная непредсказуемость результатов преобразований в переходной экономике, которая объясняется сложностью и противоречивостью происходящих процессов. Выделяют три основных направления становления рыночных отношений. 1. Либерализация экономики – это система мер, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики. 2. Структурные преобразования – это изменение структуры экономики с целью преодолению прежней огосударствленной структуры путём, прежде всего преобразования отношений собственности. 3. Институциональные преобразования – это создание условий для действия рыночной системы путём преобразования правовых инструментов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа. Монополией называется такой тип рынка, на котором у какого-то рыночного субъекта существует оказать влияние на цены. Монополист-производитель (продавец) использует свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество товара по более высоким ценам. Монополист-производитель (покупатель) использует свою рыночную силу, чтобы покупать меньшее количество ресурсов и платить меньшую цену за единицу ресурса. Монополист-производитель имеет возможность установить высокую цену (Р), а чтобы цену удерживать, он вынужден при прочих равных условиях сократить производство. Доводы против предпринимательской монополии: 1) неэффективность распределения ресурсов. Ограничивает выпуск продукции и повышает цены; 2) не способствует научно-техническому прогрессу; 3) чрезмерное неравенство доходов. Существующие барьеры для других фирм приносят монопольную прибыль; 4) политические опасности. Экономическая власть дает возможность влиять на правительственные органы. Аргументы в пользу предпринимательской монополии: 1) как правило, продукты монополий лучшего качества; 2) существует межотраслевая конкуренция, иностранная конкуренция, потенциальная конкуренция; 3) эффект масштаба. Крупные фирмы за счет больших объёмов производства имеют возможность уменьшать расходы; 4) крупные фирмы имеют больше ресурсов для научно-технического прогресса. В реальном мире конкуренция весьма далека от идеала. На некоторых рынках один покупатель или продавец имеют возможность контролировать рыночные цены. Власть над рынком может привести к неэффективности рынков, поскольку позволяет удерживать цену и объем предложения на уровнях, далёких от равновесия спроса и предложения. Решения продавцов и покупателей иногда влияют на субъектов, не имеющих отношения к рассматриваемому рынку. Такие эффекты, называемые внешними, или экстерналиями, приводят к тому, что благосостояние субъектов рынка зависит не только от ценностей товаров для покупателей и издержек продавцов, но и от других факторов. Все эти изъяны рынка приводят к тому, что равновесие на рынке может оказываться неэффективным с точки зрения общества в целом.
Понятие рынка и его субъектов Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Рынок - это сфера обмена, сфера взаимодействия покупате­лей и продавцов. Условия возникновения рынка: 1) общественное раз­деление труда; 2) частная собственность, порождающая обособленность экономических интересов. Границы и эффективность рынка определяются свободой обмена и величиной трансакционных издержек. Эффективность рынка зависит от общественных регуляторов, способных обеспечивать и воспроизводить гарантий свобода экономической деятельности каждо­му субъекту. Общественные регуляторы, "правила игры" неразрывно связаны с отношениями собственности. Товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена. Ва­жнейшими характеристиками товара являются потребительная стоимость и меновая стоимость. Потребительная стоимость - это способность бла­га удовлетворять ту или иную потребность людей. Меновая стоимость - это количественное отношение, в котором одно благо меняется на дру­гое (другие). Развитие товарного обмена привело к появлению специфи­ческого товара - денег, которые стали выступать всеобщим эквивален­том. Количество денег, назначенное и уплачиваемое за единицу блага, называется ценой. Субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, фирмы и государство. Домохозяйство - это экономическая единица в составе од­ного или нескольких лиц, которая: I) является собственником какого-либо ресурса; 2) стремится к максимальному удовлетворению своих по­требностей; 3) самостоятельно принимает решения. Фирма - это эконо­мическая единица, которая: 1) использует ресурсы для производства товаров и услуг; 2) стремится к максимизации прибыли; 3) самостоя­тельно припишет решения. Под государством понимаются правительст­венные организации, которые реализуют функции управления. Экономическое поведение домохозяйств и фирм будетопределяться теми выгодами и затратами, которые порождают принимаемые ими реше­ния. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рын­ке как для производителей, так и для потребителей. В этом смысле цена является организующей силой, а конкуренция - регулирующей и контролирующей. Рынка можно определенным образом классифицировать, прежде всего, в зависимости от объекта. Самое общее деление: а) рынок товаров и услуг; б) рынок ресурсов (факторов производства). Эти два рынка подразделяются на различные субрынки: рынок потребительских това­ров, сырьевой рынок, рынок медицинских услуг и т.д. Учитывая осо­бую роль денег в современной экономике, выделяют финансовый рынок. Рынки можно также классифицировать по географическому принципу: местный, региональный, национальный, мировой. Можно по характеру продаж - оптовый, розничный и т.д. Колебания рыночных цен определяют важнейшие функции рынка:
1. Распределение основных ресурсов по отраслям экономики.
2. Стимулирование технического прогресса.
3. Дифференциация доходов субъектов рынка.

В целях повышения эффективности функционирования рыночной эко­номики государство выполняет две важнейшие функции: I) формирует законодательную базу; 2) защищает конкуренцию.

В целях смягчения недостатков рыночной экономики государство реализует также три следующие функции: I) перераспределяет доходы и богатство в обществе; 2) поддерживает стабильность экономическо­го развитая; 3) перераспределяет ресурсы в пользу тех сфер эконо­мики, где проявляются изъяны ("провалы") рынка.

  Спрос, факторы спроса Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рын­ке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Спрос - это платежеспособная потребность. Величина (объем) спроса - это максимальное количество данного блага, которое потребители готовы купить за данный период времени при данных условиях. Закон спроса: при прочих равных услови­ях чем ниже цена, тем выше спрос, ж наобо­рот. Графически этот закон может быть изоб­ражен кривой спроса, где Р - цена блага, QD - объем спроса, D - кривая спро­са. QD=f(P) -функция спроса. (Самая простая функция: QD = а - вР). Исключения из закона спроса: I) низкокачественные товары первой необходимости, спрос на которые может увеличиваться при росте цены (это явление получило название "парадокс Гиффена"); 2) дорогостоя­щие, престижные товары, которые покупаются не столько ради пот­ребительских свойств, сколько для того, чтобы подчеркнуть социаль­ный статус (явление получило название "Эффект сноба"). Кроме цены, на спрос влияют неценовые факторы: 1) число покупателей; 2) потребительские вкусы, шкала предпочтения; 3) дохода потребителей; 4) цены на сопряженные товары (сопряженные: взаимозаменяемые или взаимодополняемые); 5) потребительские (инфля­ционные) ожидания. Под воздействием этих факторов кривая спроса будет смещаться влево или вправо. Следует различать величину спроса и сам спрос. Изменение цены меняет величину спроса; сдвиг кривой спроса меняет спрос. Эластичность спроса Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы: · Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность); · Заметное для покупателя изменение уровня цен (резкие и заметные изменения цен приводят к увеличению эластичности спроса на товар); · Современность и осведомленность покупателей о рынке интересующих товаров (чем больше покупатель разбирается в той или иной сфере, интересующих товаров, тем выше эластичность); · Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность); · Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность). На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остаётся неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Различают несколько форм эластичности спроса по цене: · эластичный спрос, если абсолютное значение эластичности колеблется в пределах от 1 до бесконечности; · неэластичный спрос, если абсолютное значение эластичности изменяется от 0 до 1; · единичная эластичность, если эластичность равна -1, а ее абсолютное значение равно 1; · совершенно неэластичный спрос, если эластичность спроса по цене равна нулю; · совершенно эластичный спрос, когда абсолютное значение эластичности равняется бесконечности. На рис. А.1 изображены три кривые спроса с различной эластичностью. Во всех случаях цены понижаются в два раза, а величина спроса потребителей изменяется по-разному. На рис. А.1, а понижение цены в два раза вызывает тройное увеличение спроса. На рис. А.1, б двойное понижение цены приводит к двойному увеличению спроса. На рис. А.1, в сокращение цены в два раза вызывает лишь 50%-ное увеличение спроса. Рис. А.1. Три формы ценовой эластичности спроса Две экстремальные формы эластичности спроса по цене - на рис. А.2. Рис. А.2. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос Совершенно эластичный спрос означает, что спрос бесконечно эластичен и ничтожное изменение цены вызывает бесконечно большое изменение величины спроса. Такой спрос показан на рис. А.2 горизонтальной линией. Совершенно неэластичный спрос - это спрос, величина которого абсолютно не меняется при изменении цены (на рис. А.2 вертикальной линией). Товары с эластичным спросом по цене: · Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы) · Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника) · Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты) Товары с неэластичным спросом по цене: · Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество) · Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки) · Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин) Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от факторов: · Значимость товара для бюджета семьи. · Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости. · Консерватизм во вкусах. Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продукты питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешёвая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом: где верхний индекс означает, что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это эластичность спроса по доходу (от английских слов Demand — спрос и Income — доход). То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости от свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной. Классификация благ по значениям приведена в следующей таблице:
Нормальное (полноценное) благо Объём спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя.
Предмет роскоши Объём спроса изменяется на больший процент, чем доход.
Товар первой необходимости Объём спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определённое число раз, спрос на заданный товар увеличится в меньшее число раз.
Неполноценное (низшее) благо Объём спроса падает при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки.
Нейтральное благо Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода
Предложение, факторы предложения Предложение - это совокупность благ, находящихся на рынке. Вели­чина (объём) предложения - это максимальное количество товара, при­готовленного для продажи за данный период времени при данных усло­виях. Закон предложения: при прочих равных условиях, чем выше цена данного товара, тем больше предложение, и наоборот. Графически этот закон может быть представлен кривой предложения, где Р - цена блага, Q - объем предло­жения, S - кривая предложения. Qs =f(P); (Самая простая функция пре­дложения Qs = а + вР). Другие факторы, влияющие на предло­жение: I) число продавцов; 2) цены на используемые ресурсы; 3) технология; 4) налоги и субсидии; 5) цены на другие товары; 6) инфляционные ожидания. Под воздействием этих факторов при неизменной цене кривая предло­жения будет сдвигаться влево или вправо. Следует различать измене­ние величины предложения и изменение самого предложения. Степень изменения спроса под воздействием того или иного факто­ра характеризует его эластичность. Эластичность спроса по цене - степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цены. Обычно используют следующую формулу: ЕD = (Q2 - Q1) / (Q2 + Q1)/ = (Р1 - P2) / (P2 + P2) где Р1 и Q1 - первоначальные цена и спрос, P2 и Q2 - новые цена и спрос. Если ЕD меньше 1 - товар считается малоэластичным по цене, если ЕD больше 1 - эластичным. Ценовая эластичность применима также к предложению. Методика рас­чета аналогична. Важнейшим фактором, определяющим эластичность пред­ложения, является время. Эластичность предложения – это понятие, характеризующее чувствительность (реакцию) предложения товаров на изменение их цены. Аналогично эластичности спроса она исчисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле: Кэл = Процент изменения количества предложенного товара Процент изменения цены Предложение ЭЛАСТИЧНО, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. Предложение НЕЭЛАСТИЧНО, если процент его изменения меньше процента изменения цены. Факторы, влияющие на эластичность предложения. а) наличие резерва производственных мощностей; б) наличие товарных запасов в) количество времени у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цен. Ясно, чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше возможность увеличить предложение в случае стимулирующего его повышения цен. Особенно велика роль фактора времени в сельском хозяйстве: в большинстве случаев требуется целый сельскохозяйственный сезон, чтобы предложить больше продукции в ответ на повышение цен. С другой стороны, подчас нельзя и уменьшить предложение при снижении цен, если речь идет об уже выращенных скоропортящихся продуктах (помидорах, огурцах, винограде и т. п.).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow