По связи исследовательских задач исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. Но это такой сильный признак научного исследования, что он в значительной мере модифицирует и все другие характеристики исследовательской деятельности. Фундаментальное исследование отчетливо ориентировано на отыскание законов развития изучаемого предмета, а прикладное - способов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований. В условиях научно-технической революции радикально изменяются статус и роль науки в обществе, во много раз возрастает ее значение и вместе с тем усложняется сама организация научного исследования, в том числе и прикладного.
Сам факт появления в науке прикладных исследований свидетельствует о резком возрастании ее роли в современном обществе: это проявляется и в том, что результаты научных исследований включаются в развитие самых различных областей общественной жизни, а прямые приложения науки к практике требуют новых форм ее организации: возникают специальные учреждения, осуществляющие прикладные исследования, в разных звеньях общественного организма создаются специальные «службы», представляющие ту или иную науку. Это возрастание роли прикладных исследований заставляет специально обсудить вопрос о том, как должны строиться отношения между прикладной областью знания и ее фундаментальной частью.
|
|
Чтобы потом выявить специфику прикладного исследования в социальной психологии, надо выделить ряд черт прикладного исследования вообще.
Цель всякого прикладного исследования – наиболее быстрое решение практической задачи. Чтобы потом выявить специфику прикладного исследования в социальной психологии, надо выделить ряд черт прикладного исследования вообще.
1. Прикладное исследование организуется непосредственно по з
заказу какого-либо социального института. Две стороны: «заказчик» - «исполнитель». Эти стороны имеют права и обязанности, их действия регулируются нормативно-правовыми актами.
2. Поскольку сфера прикладного исследования есть сфера общения
профессиональной науки с непрофессиональной (относительно данной науки) средой, постольку встает проблема языка прикладного исследования. Проблема перевода научных терминов на язык практики.
3. Непосредственная цель прикладного исследования - проверить
выдвинутую практикой гипотезу.
4. в прикладном исследовании существует необходимость не просто четкого плана реализации исследования, включая сроки.
5. Если в фундаментальном исследовании показателями
успешности могут быть награды, полученные автором, то в прикладном необходимо решение конкретной задачи, поставленной заказчиком.
|
|
6. Различаются роли «теоретика» и «практика»: теоретик
продуцирует и получает знание о каком-либо процессе, практик добивается реального улучшения в осуществлении этого процесса. Цель ему задана извне, и работа, как правило, лучше оплачивается. Из-за расхождения ролей в сообществе ученых часто возникают конфликты, построенные на взаимном пренебрежении «теоретиков» и «практиков».
Все сказанное означает, что прикладное исследование требует особой квалификации исследователя, определенных навыков, его большой моральной и социальной ответственности. Естественно, что все эти качества становятся особенно значимыми, когда речь идет о прикладных исследованиях, касающихся сферы отношений между людьми.