1. Какая из двух стратегий речевого поведения могла стать причиной следующих выводов английского наблюдателя: «Не могу удержаться от одного наблюдения: русские куда более пылко, нежели англичане, рассуждают о сущности и важности дружбы; однако и гораздо чаще, чем от англичан, слышала от них критические, недоброжелательные и вообще недобрые высказывания о друзьях. Среди ценностей, относящихся к дружбе, лояльность, видимо, не занимает у них первого места. Если вам хочется продемонстрировать английским знакомым свое природное дружелюбие, советую вам поостеречься и не явить им вместо этого ревность и отсутствие преданности. Ваши хозяева, скорее всего, отвернуться, стараясь скрыть, насколько они потрясены...» (Хьюитт Карен. Понять Британию).
2. Проанализируйте спор Обломова со Штольцем о смысле жизни (Гончаров И. А. Обломов. Ч. 1. Гл. IV). Каковы тезисы спорящих? Какие аргументы они приводят для доказательства? Корректны ли доказательства обоих спорящих? Кто побеждает в споре и почему? Как вы это определили?
|
|
3. Какие риторические ошибки допущены в формулировке следующих тезисов: «Спорт необходим для здоровья», «Люди должны жить в собственных домах» «Компьютер необходим каждому», «Курение вредит вашему здоровью»? Как сформулировать тезисы по-другому? Предложите свои варианты. Можно ли опровергнуть эти тезисы и как это сделать?
4. Организуйте и проведите полемику на любую интересующую вас тему.
Рекомендуемые источники
Основные источники
Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика: учебник. Ростов н/Д, 2008.
Дополнительные источники
Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов: учебное пособие. Ростов н/Д, 2007.
Голуб И. Б. Риторика: учебное пособие. М., 2008.
Риторика, или Ораторское искусство: учебное пособие / под ред. И. Н. Кузнецова. М., 2008.
Перечень докладов, сообщений и рефератов
1. Каноны античной эристики.
2. А. Шопенгауэр (С. Н. Поварнин) о стратегиях защиты от нелояльных приемов, применяемых в споре.
3. Этические основы речевого поведения спорщика.
Тема 6. Основы мастерства беседы. Общение в юридической практике
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Сущность беседы и ее типы.
2. Типы и стратегии собеседников. Возможности взаимопонимания.
3. Принципы делового общения. Основы ведения деловой беседы.