Тема 4. Административно-правовые формы и методы государственного управления

Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят внешнее выражение в определенных формах управленческой деятельности.

Под формой управления понимается организационно-правовое вы­ражение конкретных действий органов управления, совершаемых в целях практического осуществления поставленных задач.

По своему юридическому значению и юридическим последствиям формы исполнительной власти могут быть правовыми и неправовыми (организационными).

Правовые формы связаны с изданием таких правовых актов, которые влекут возникновение, изменение или прекращение административных отношений между субъектом и объектом управления.

Правовые формы деятельности исполнительной власти классифицируются по содержанию, по целенаправленности и способу выражения.

по содержанию правовая форма управления подразделяется на правотворческую и правоприменительную (правотворческая – выработка правовых норм, усовершенствование и принятие нормативных актов ор­ганами исполнительной власти; правоприменительная – деятельность ор­ганов и должностных лиц по выбору соответствующей нормы права, ее толкование, и принятие по делу решения на основе этой нормы);

по целенаправленности (целям использования) правовые формы управления подразделяются на внутренние и внешние (внутренние – решение организационно-штатных вопросов, руководство структурными подразделениями; внешняя форма управления используется в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций);

по способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные.

Неправовыми (организационными) формами управленческой деятельности являются:

проведение непосредственно организационных мероприятий. К ним относятся: разъяснение законодательства, его толкование, инструктажи, совещания, оказание помощи в работе, инспектирование, изучение и распространение передового опыта, правовая пропаганда и другие). Организационные мероприятия не связаны непосредственно с возникновением, изменением и прекращением конкретных административно-правовых отношений. Они осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности; совершение материально-технических операций. Они направлены на осуществление правотворческой и правоприменительной деятельности органов управления. Это – обработка информационных материалов, учет, составление справок, ведение делопроизводства.

В процессе исполнительно-распорядительной деятельности органы государственного управления используют различные формы управленческой деятельности.

Такой формой конкретного выражения исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления является издание акта управления.

Акт государственного управления – это юридическая форма исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, осуществляющих на основе законов выполнение функций государства.

По своим юридическим свойствам, основаниям и порядку издания акты управления отличаются от законов, актов судебных органов, гражданско-правовых актов, актов общественных организаций, от документов, имеющих юридическое значение.

Акты государственного управления должны соответствовать законам Российского государства и обеспечивать выполнение задач государственного управления.

Акты управления являются важной административно-правовой формой осуществления исполнительной власти. Требования, предъявляемые к актам государственного управления, и их классификацию необходимо знать всем работникам органов внутренних дел, чтобы правильно их оформлять, ибо любое нарушение может привести к грубому нарушению законности.

Реализация форм управления осуществляется различными методами. Применительно к государственному управлению под методом понимается средство практической реализации стоящих перед исполнительной властью задач, функций исполнительной и распорядительной деятельности.

Метод государственного управления – это способ целенаправленного воздействия на участников управленческих отношений в целях обеспечения с их стороны поведения, необходимого для успешного решения конкретных задач, достижения поставленных вопросов, целей, действенного осуществления функций управления.

По способу воздействия на управляемые объекты различаются экономические, социально-психологические и административные методы.

В государственном управлении важное значение имеют административные методы.

К методам административного (прямого) воздействия относятся: общее и непосредственное (оперативное) руководство, регулирование, контроль и др.

Административные методы управления классифицируются:

· по форме выражения,

· по юридическим свойствам,

· по способу воздействия на поведение субъекта управления,

· по форме предписания.

По форме выражения административные методы подразделяются на: административно-правовые (выраженные в правовой форме) и административно-организационные (выраженные в совершении субъектом управления организационных действий).

По юридическим свойствам административные методы управления могут быть: нормативными (инструкции, наставления и т. п.) и индивидуальными (предписание конкретному исполнителю).

По способу воздействия на поведение субъекта управления административные методы подразделяются на обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершить определенные действия, поощряющие совершение социально полезных действий, запрещающие совершение тех или иных действий.

По форме предписания административные методы могут быть подразделены на категорические (императивные), поручительные (поручается органу управления выполнение функций, не входящих в его компетенцию) и рекомендательные.

Основными административными методами государственного управления являются убеждение и принуждение. При этом в государственном управлении на первом плане стоит метод убеждения.

Убеждение в государственном управлении – это метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях повышения сознательности, дисциплинированности трудящихся, добросовестного соблюдения всеми гражданами норм.

Метод убеждения имеет ярко выраженную воспитательную основу. Его широкое применение в сфере государственной исполнительной власти стимулирует такое поведение участников управленческих общественных отношений, которое в большей степени соответствует задачам, решаемым в процессе исполнительной власти.

Формы убеждения:

· разъяснение политики государства,

· критика антиобщественных поступков, всеобщее осуждение нарушений норм права, преступников, пьяниц, тунеядцев, – распространение передового опыта, в процессе которого трудящийся убеждается в прогрессивности нового, что способствует его росту,

· система мер поощрений и наград, являющаяся важнейшим моральным и материальным стимулом повышения сознательности и трудовой активности трудящихся, и другие.

Применение разнообразных форм убеждения имеет решающее значение в борьбе с правонарушителями. Однако убеждение, как основной метод деятельности нашего государства, не исключает, а иногда даже предполагает в необходимых случаях принуждение. Государство использует принуждение в целях охраны общественного порядка, государственной и личной собственности, личности и прав граждан, установленного порядка управления.

Принуждение – это метод воздействия государства на сознание и поведение лиц, совершающих антиобщественные поступки, выражающийся в установленных правовыми актами отрицательных последствиях, с применением мер морального, материального и физического характера, имеющих целью исправление и перевоспитание правонарушителей, а также предупреждение новых правонарушений.

Административное принуждение, применяемое в управленческой деятельности, не имеет цели причинить личности физические страдания или унизить ее достоинство. Вместе с тем, оно не лишено устрашающего и карательного свойства.

Существует пять групп мер административного принуждения:

· административно-предупредительные меры;

· меры административного пресечения;

· административные наказания;

· меры административно-процессуального обеспечения;

· административно-восстановительные меры.

Учитывая специфику образовательного учреждения, рассмотрим эти меры более подробно.

Если меры административного взыскания и пресечения применяются в случае совершения определенных правонарушений, то административно-предупредительные меры применяются при отсутствии правонарушений, для предупреждения возможных нарушений и тяжких последствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: