Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской, дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, установленной государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности; меры, которые могут применяться к нарушителям; порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения указанных мер.
Основанием административной ответственности конкретного лица является совершение им административного правонарушения.
Юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, т. е. применение наказания к правонарушителю.
Следовательно, административная ответственность – это реализация административно-правовой санкции, применение административных наказаний.
В общем плане, административная ответственность определяется как неблагоприятные последствия ненадлежащего, осуждаемого моралью или административным правом поведения виновного лица. С другой стороны, административная ответственность – это реализация административно-правовых санкций, применение административного взыскания.
|
|
Административная ответственность сопровождается осуждением противоправного поведения от имени государства в лице его полномочных органов и должностных лиц.
Принципы административной ответственности:
• законность;
• ответственность за вину;
• индивидуализация ответственности;
• гласность ответственности;
• неотвратимость ответственности.
Лица в возрасте до 16 лет, совершившие проступки, не подлежат административной ответственности. Однако по степени тяжести совершенных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 20.1 и 20.20, лицами в возрасте до 16 лет, законодатель предусматривает ответственность родителей правонарушителя в ст. 20.22 КоАП.
Не подлежит административной ответственности и некоторая категория лиц, прямо указанных в ст. 2.5: «Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений». Однако эта категория лиц за совершение административных правонарушений, нарушающих правила дорожного движения, правила охоты и рыболовства, охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду, несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не может быть применено административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами.
Другие, кроме указанных в части 1-й настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных данными нормативными актами, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях – административную ответственность на общих основаниях.
|
|
Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное КоАП или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность, но действовавшее в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7), т. е. при защите интересов государства, прав и свобод граждан.
При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России (если они не наделены дипломатическим иммунитетом), подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.
Дипломатическим иммунитетом наделены: послы, посланники, торговые представители, специальные атташе и их заместители, первые, вторые и третьи секретари посольств, атташе, консулы и члены семей перечисленных дипломатов.
Система административных взысканий представляет собой установленный законом перечень санкций с точно определенными пределами каждой из них.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:
1. предупреждение;
2. штраф;
3. конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
4. лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
5. административный арест;
6. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
7. дисквалификация;
8. Административное приостановление деятельности.
Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 и 6, могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных. Все остальные взыскания могут применяться только в качестве основных.
Наказания за административные правонарушения налагаются в пределах, санкций, установленных в точном соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов федерации об административных правонарушениях.
При наложении наказания учитывается характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Общие правила наложения административных взысканий конкретизируют конституционные принципы законности, гуманизма, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности правонарушителя.
Особую роль при наложении обоснованного, целесообразного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) чистосердечное раскаивание виновного;
2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
4) совершение правонарушения несовершеннолетним;
5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность. При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например, преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения проступка.
|
|
При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки наложения административного взыскания. Оно не может быть наложено позднее 2-х месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях – 2-х месяцев со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела, либо прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях правонарушителя признаков административного правонарушения административное наказание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
Если административным проступком причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается по иску потерпевшего в порядке гражданского судопроизводства.
При совершении одним лицом двух, или более административных правонарушений административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности.
Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание налагается в пределах санкции, установленной за наиболее серьезное нарушение.