1. Интеллектуальные: чувство любознательности, удивления, открытий, радости достижений и т.д.
2. Нравственные: чувство любви к близким людям, к природе, патриотизм, гуманные чувства, чувство стыда..
3. Эстетические: чувство прекрасного, безобразного, восхищения, восторга и т.д.
В дошкольном возрасте продолжают развиваться гуманные чувства: симпатия к другим людям, сочувствие, отзывчивость, забота о других, самопожертвование. Вместе с тем, следует отметить, что сочувствие, сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника, сопереживание товарищу заметно снижается. Постепенно у дошкольника развивается способность к эмоциональной децентрации – способности ребенка мысленно отойти от своего текущего эмоционального состояния, и он начинает искренне сопереживать товарищу: радоваться его успехам, огорчаться его неудачам. Эмоциональная децентрация – важное новообразование в эмоциональной сфере ребенка дошкольного возраста.
|
|
Благодаря способности к эмоциональной децентрации у дошкольника появляется чувство дружбы. Она обусловлена в первую очередь совместной игрой. У старших дошкольников дружба приобретает более интимный характер, ее основаниями могут быть взаимные склонности, симпатии, интересы.
Дети чувствуют и переживают также глубоко, как и взрослые, надо бережно относится к детским переживаниям. Ни в коем случае не высмеивать проявление детских чувств. Чувства детей также надо воспитывать, проводить целенаправленную работу. В случае необходимости – коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы (особенно по преодолению детской тревожности и страхов).
Основные направления развития эмоций и чувств детей:
1. Обогащение чувственной сферы
2. Формирование приемлемых способов выражения чувств.
3. Развитие глубины и осознанности чувственных переживаний
Развитие чувств осуществляется в игре, учебной, трудовой деятельности, повседневном общении. Но особенно в процессе организации развлечений, праздников.
Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны: ночные кошмары, боязнь темноты, собаки, похода к врачу и др.
Причины детских страхов также разнообразны:
- конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте);
- внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого;
|
|
- детская фантазия: ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха;
- неправильное воспитание и деструктивное отношение к ребенку. Недостаток внимания и наоборот гиперопека могут стать почвой для возникновения страхов у детей;
- внутрисемейные конфликты;
- взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают, то малыш не хочет идти в детский сад, школу вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Способы преодоления детских страхов:
- нарисовать страх – закрасить его, вылепить – смять;
- формировать позитивное отношение к внешней жизни (собака – друг человека), в сказочных героях – найти положительные моменты;
- правильное поведение взрослых: в воде – вместе с ребенком, на физ. оборудовании – страховка; исключить запугивание, утешить, успокоить, нельзя стыдить за пережитый страх, иначе ребенок скрывает страх, а он не исчезает, а усиливается; изменение отношения к ребёнку, установление тёплого эмоционального контакта и эмоциональной поддержки; снятие нервно-психического напряжения, тревожности, релаксация; специальные корректирующие упражнения, направленные на создание ощущения эмоционального благополучия.