Ранее рассмотрен один из показателей, основанный на расчете частичной себестоимости – так называемая валовая прибыль, под которой понимается разница между выручкой за продукцию и суммой прямых затрат на ее производство и реализацию.
На базе частичной себестоимости можно построить разные показатели в зависимости от того, что учитывается в частичной себестоимости.
Валовая прибыль получается как следствие очень удобной формы бухгалтерского учета, однако чисто экономически этот показатель лишен особого содержания, т.к. совершенно не понятно, что такое в экономическом смысле сумма прибыли и косвенных затрат (валовая прибыль как раз и представляет собой такую сумму).
Деление условно всех затрат на прямые и косвенные и имеет скорее организационную, чем экономическую природу, поэтому показатель, величину которого каждый бухгалтер будет считать по-своему, не очень подходит для серьезного экономического анализа.
В качестве еще одного критерия распределения затрат на учитываемые и не учитываемые при расчете частичной себестоимости может выступать не отнесение их к прямым или косвенным, а отнесение к переменным или к постоянным: в себестоимость должны включаться только переменные затраты, а постоянные учитываются отдельно.
|
|
Поскольку большую часть косвенных затрат можно отнести к постоянным, то этот процесс тоже выглядит как исключение косвенных затрат.
Однако, для точности расчетов из косвенных затрат надо исключать ту их часть, которую нельзя считать постоянной и добавлять к переменным. От процедуры распределения затрат избавиться в этом случае не удается, хотя доля распределяемых затрат существенно уменьшается.
В результате получаем показатель, обогащенный глубоким экономическим смыслом – вклад в покрытие. Здесь имеется в виду, что данный показатель характеризует вклад рассматриваемого продукта в покрытие суммы постоянных затрат предприятия.
Поскольку в советской экономической практике подобная процедура не использовалась, то не было и соответствующего показателя. Поэтому заимствованный «на западе» показатель не имеет устоявшегося названия.
В различных изданиях он называется по-разному. Его называют и валовая прибыль, и маржинальная прибыль, и вклад на покрытие, и сумма возмещения, и маржинальный доход.
Очевидно, что этот показатель не является прибылью. Не является он в полном смысле и доходом.
Будем этот показатель называть маржинальным доходом.
Маржинальный доход играет важную роль в экономических расчетах, т.к. он обладает очень ценным свойством: в довольно широких пределах маржинальный доход на единицу продукции не зависит от объемов выпуска этой продукции. Прибыль таким свойством не обладает.
|
|
Рассмотрим небольшой пример.
Пусть предприятие выпускает 1000 шт. изделия по себестоимости 60 руб./шт. и продает по цене 70 руб./шт. Тогда величина прибыли рассчитывается следующим образом:
Прибыль = Объем производства ´ (Цена изделия – удельные расходы) = = 1000 шт. ´ (70 руб./шт. – 60 руб./шт.) = 10 000 руб.
Очевидно, что каждое изделие дает 10 руб. прибыли, а общая прибыль в этом случае равняется 10 000 руб.
На практике часто возникает необходимость расчета прибыли при изменении объема производства с сохранением цены. Очевидно, что в этом случае ключевым вопросом становится поведение затрат. Можно ли предположить, что в расчете на изделие они останутся неизменными? Очевидно, такое предположение будет справедливо лишь при одном условии: все затраты на предприятии являются переменными, а постоянных нет вообще. Но так не бывает.
Проанализируем, как изменится прибыль в рассматриваемом примере в случае сокращения производства до 900 шт. изделий сохранением цены и при постоянных затратах данного предприятия36 000 руб.. Это означает, что переменные затраты в расчете на 1 изделие составят в данном примере:
(1000 ´ 60 – 36 000) / 1000 = 24 (руб./шт.).
Когда объем производства сократится, постоянные затраты будут распределяться на меньший объем продукции, следовательно на 1 шт. будет приходиться:
36 000: 900 = 40 (руб./шт.).
Поскольку переменные затраты в расчете на 1 изделие не изменились, то себестоимость изделия будет равна:
40 + 24 = 64 (руб./шт.).
Прибыль 1 изделия сократится с 10 до 6 руб.:
70 – 64 = 6 (руб./шт.).
Прибыль предприятия в этом случае составит: 6 ´ 900 = 5400 (руб.).
Таким образом, при уменьшении выпуска изделий на 10% прибыль уменьшилась на 46%.
Иное дело маржинальный доход. По определению он равен выручке минус переменные затраты, что в расчете на 1 изделие составит:
70 руб./шт. – 24 руб./шт. = 46 руб./шт.
Поскольку ни цена, ни переменные затраты в расчете на 1 изделие не меняются, то неизменен и маржинальный доход от 1 изделия.
Сокращение объема производства на 10% (с 1000 шт. до 900 шт.) привело к уменьшению маржинального дохода также на 10% – с 46 000 руб.
до 41 400 руб.
Чтобы получать прибыль в обоих случаях, надо из маржинального дохода вычесть постоянные затраты.
Получим:
46 000 руб. – 36 000 руб. = 10 000 руб. – в первом случае;
41 400 руб. – 36 000 руб. = 5 400 руб. – во втором случае.
Эти результаты совпадают с полученными ранее.