Содержание. Экспериментальная психология

Экспериментальная психология

Учебное пособие

Нижний Новгород

Содержание

Введение. 3

Тема 1. Эксперимент как способ научного познания. 6

Тема 2. История развития экспериментального метода. 9

Тема 3. Метод и методики.. 12

Метод наблюдения и методики наблюдения. 12

Психологическое измерение. 15

Психологическое и педагогическое тестирование. 16

Надежность и валидность измерения. 17

Тема 4 Этические нормы в современной психологии. 21

Принципы отношения к участнику исследования. 22

Принципы отношения к обществу и научному сообществу. 25

Тема 5. Логические основы экспериментального вывода. 28

Асимметрия вывода. 29

Прямая гипотеза и контр-гипотеза эксперимента. 30

Тема 6. Данные и способы их получения. Классификация типов данных. 32

Отображение данных: 33

Типы данных, различные классификации данных: 34

Тема 7. Валидность исследования. 36

Факторы приводящие к снижению валидности исследования или к недостоверности результатов. 37

Эффекты взаимодействия экспериментатор-участник исследования-процедура исследования 39

Альтернативная гипотеза. 41

Тема 8. Способы повышения достоверности исследования. 44

Способы создания эквивалентных групп. 44

Слепой и двойной слепой методы. 44

Варьирование. 45

Внутригрупповые эксперименты. 48

Тема 9. Применение методов математической статистики для анализа результатов исследования 49

Корреляция. 50

Проверка достоверности различий. 52

Определение существенности сдвига. 52

Тема 10. Основные виды экспериментальных исследований.. 54

Факторный эксперимент. 54

Корреляционный эксперимент. 54

Формирующий эксперимент. 55

Фазы исследования. 59

Основная литература. 60

Дополнительная литература. 60

Введение

Предполагаемая читателям учебное пособие является попыткой отразить в предмете "Экспериментальная психология" не только способы проведения психологических, но и педагогических исследований. Попытаться вслед за Д.Кэмпбеллом раскрыть проблемы применения экспериментального метода не только в психологии, но и в педагогике. Сделать это доступно для студентов, с учетом того нового, что было сделано в отечественной науке. Классические книги, посвященные этой теме таких авторов Т.В.Корнилова, В.Н.Дружинина, Д.Мартина, новые появляющиеся издания Зароченцев К.Д., Худяков А.И. в основном ориентированы на студентов психологов. Поэтому, зная хорошо трудности с которыми сталкиваются студенты педагоги, изучая данный курс, мы постарались, не претендуя на полноту изложения раскрыть основные аспекты изучаемой дисциплины с их учетом потребностей. Большое внимание в данной книге этики проведения исследований.

Надо отметить, что курс "Экспериментальной психологии" является новым курсом для отечественных ВУЗов. Введенный сравнительно недавно, он опирается на основные подходы к изучению психики человека принятые в научных исследованиях США, Англии, Франции Германии, и других стран. Первыми учебниками по данному предмету стали переводные книги Р.Готтсданкера, Д.Кэмпбелла. Появляющиеся новые переводные книги Д.Мартина, Р.Солсо и др. и отечественные сохраняют ту же структуру изложения материала. С другой стороны отечественные ученые внесли огромный вклад в развитие психологической науки (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.), ими были предложены принципиально новые методы изучения психики человека. К сожалению, во многих даже отечественных учебниках рассмотрению этих методов уделено мало внимания. Так в учебнике Т.В.Корниловой методическим приемам Л.С.Выготского посвящено всего 2 страницы и ничего не рассказывается о методе формирующего эксперимента П.Я.Гальперина. В другом учебнике В.Н.Дружинина подходу П.Я.Гальперина уделено 4 строчки. В данной книге хотелось бы заполнить этот пробел в рассмотрении отечественных методов проведения исследования, попытаться рассказать в одной книге о различных подходах к проведению психологических и педагогических исследований как западных, так и отечественных.

Данное пособие предназначено длястудентов заочного и очного отделений не психологических специальностей ННГПУ изучающих курс "Экспериментальная психология". Цель данного пособия дать учащимся возможность самостоятельно анализировать психологические и педагогические исследования, решать предлагаемые учебные задачи, критически относиться к проведению исследований, познакомить студентов с историей развития метода эксперимента, сформировать представление об использовании экспериментального метода в психологии и педагогике.

Каждый профессионал должен уметь реально оценивать плоды своего труда. Особенно это важно там, где результаты зависят от огромного числа различных факторов. Поэтому оценить результаты своей работы психологи и педагоги могут только с помощью проведения качественного исследования. Качество исследования играет решающую роль, поскольку преподаватель и психолог являются людьми со своим индивидуальными чертами и они имеют дело с другими людьми, с индивидуальностями, которые не только поддаются влиянию исследователя, но и сами могут на него повлиять. Важно также уметь анализировать результаты проведенного исследования, уметь увидеть закономерности в полученных данных, интерпретировать полученные результаты. Также необходимо научится оценивать этичность исследований.

Исследователю не всегда удается построить свое исследование безупречно, он также не всегда бывает прав в интерпретации его результатов, но это не значит, что проводить исследования бессмысленно. Это значит, что надо уметь правильно планировать, критично анализировать свои исследования и постоянно искать способ их совершенствования

Тема 1. Эксперимент как способ научного познания

Исследование – что это такое, ответ на этот вопрос кажется очевидным – это процесс когда некоторый человек что-то или кого-то исследует. Исследовать можно по-разному, можно собирать бабочек и насекомых, давать им названия, классифицировать. Можно классифицировать горы, озера, облака и это тоже будет являться исследованием. Можно описывать ход какого-либо процесса, например замерзания воды. Можно искать причины появления именно таких бабочек, именно таких озер, облаков. Можно просто изучать свойства человека, а можно изучать условия становления его характера, формирования внимательности и т.д. Здесь мы впервые встречаемся с различными подходами в науке описательным и объяснительным. У этих подходов свои методы, а наблюдение и эксперимент одни из основных. Наблюдение является способом доказательства существования событий. Эксперимент выступает как способ проверки существования определенной закономерности в появлении различных событий. Как и все научные методы наблюдение и эксперимент в первую очередь являются методами нормативными (для которых существуют определенные правила их использования).

При проведении научного исследования должны соблюдаться три правила принятые в научном сообществе: Первое: то, что исследуется должны быть повторяемым, наблюдаемым и проверяемым. Второе: при проведении исследований необходимо соблюдать этические принципы. Третье: научное исследование подчинено требованиям формальной логики.

Разберемся что такое повторяемость, наблюдаемость и проверяемость, для чего они необходимы. Это критерии говорящие о том, что действительно мы можем получить в исследовании ответ на поставленный нами вопрос. Повторяемость или иначе воспроизводимость – это возможность произвести исследование еще раз. Например, вопрос "Существуют ли паранормальные способности, которые имеют место только в определенное время, которое никогда нельзя заранее предсказать", не имеет ответа. Нельзя провести экспериментальное исследование, чтобы выяснить это. Потому, что если способности будут не зафиксированы, всегда можно сказать, что мы выбрали для этого неподходящее время.

Наблюдаемость – это то, что мы действительно можем наблюдать какой-либо феномен. Например, на вопрос "Думают ли кошки так же как люди?" мы ответить не можем. Мы просто не можем узнать (пронаблюдать) как они думают.

Проверяемость говорит возможности ответа на данный вопрос. Например, в ходе научного исследования мы не можем ответить на вопросы этического характера "Могут ли женщины носить миниюбки?"

Повторяемость, наблюдаемость и проверяемость необходимы для того, чтобы другой исследователь мог воспроизвести наше исследование и подтвердить или опровергнуть полученные нами результаты.

Этические принципы и логику проведения наблюдения, тестов, эксперимента и др. мы рассмотрим далее в главах 4,5

Если все нормативы соблюдены, исследование принимается научным сообществом. Утверждение, которое проверялось, считается проверенным, но только до тех пор, пока не будет доказано обратное. Как же так, скажите Вы, неужели в науке нет ничего постоянного, того, что является неопровержимым. Нет, даже сами методы, применяемые для исследования тоже изменяются. То, что раньше считалось эталоном научного исследования теперь считаются субъективным. Это определяется парадигмами. Т.Кун ввел понятие парадигмы, которое определяется как научный подход, которого придерживается научное сообщество, как традиционная модель организации исследования, включая способы построения теории, ее практического применения и даже необходимого оборудования. Так естественно-научная парадигма и предполагает следование двум выше изложенным правилам (правило этичного поведения относится к специфике психологии и педагогики как социальным наукам)

При этом любой ученый не являющийся закоренелым догматиком имеет возможность опираясь существующую парадигму, выйти в другие более просторные рамки, предложить свой способ исследования[1] если прежние схемы не позволяют разрешить противоречия между различными объяснениями одних и тех же феноменов.

Обратимся теперь к истории развития психологии, чтобы узнать какие методы применялись раньше, и почему психология как наука стала такой, какая она есть сейчас.

Контрольные вопросы

1. Возможно ли экспериментально ответить на вопрос: Является ли достойным употребление нецензурных выражений?

2. Возможно ли экспериментально ответить на вопрос: Тождественно ли мое ощущение зеленого цвета вашему?

3. Возможно ли экспериментально ответить на вопрос: Студенты занимающиеся в библиотеке запоминают информацию лучше, тем те, кто занимается в общежитии?

4. Какие основные правила проведения психологических и педагогических исследований?

5. Современная психология существует как свободное описание субъективных явлений. Охарактеризуйте это высказывание.

Тема 2. История развития экспериментального метода

Как Вам известно, из курсов педагогической, общей и социальной психологии, предметом психологии являются закономерности психических процессов, а основной задачей психологии является их изучение.

Если мы посмотрим на человека, то вряд ли мы узнаем, что он думает (если мы только не умеем читать его мысли). Если мы проведем трепанацию его черепа, это вряд ли позволит раскрыть какие-либо закономерности его психики. Значит, возникает противоречие – психика человека недоступна изучению напрямую. Конечно, Вы скажете, что необходимо использовать эксперимент. Но как мы будем его проводить, если для этого необходимо получить объективные данные о работе психики наших испытуемых, о тех мыслях, которые приходят им в голову, наших ощущениях и переживаниях?

Основатели психологии видели эту проблему и предложили такой способ её решения: зачем пытаться заглянуть в чужую голову, если можно изучать и свою собственную психику. Первый метод, который был предложен для изучения психики человека, – это интроспекция. Интроспекция – взгляд внутрь себя – метод изучения психики человека на основе анализа состояний собственного сознания. Так, изучая свои эмоции, чувства, мысли, переживания, ученые могли получать данные о работе психики (В.Вундт основатель экспериментальной психологии). Психика казалась первым исследователям данной в собственных мыслях, переживаниях и т.д. Таким образом, психика отождествлялась с сознанием, и главный вопрос, который интересовал исследователей, - вопрос о том, что мы чувствуем, переживаем. При этом оставался открытым вопрос о возможности обобщения данных и формулировке на их основе законов, так как непонятно, как наши переживания и чувства могут относиться к другому человеку. Чтобы стандартизировать данные, было решено не просто осуществлять самонаблюдение, а создавать специальные условия, в которых экспериментатор – он же интроспектор – должен был давать полный отчет о своих ощущениях. Этот отчет фиксировался им самим или его помощником. Для решения проблемы отвлечения сознания на что-либо Вильгельмом Вундтом было предложено специально тренировать психологов в психологических лабораториях [2]. Им же была открыта первая психологическая лаборатория (Лейпциг, 1879), в которой производилась подготовка специалистов, способных заниматься экспериментальной интроспекцией.

Представление о том, что считать объективными фактами, изменилось после открытия Зигмундом Фрейдом (приблизительно в 1896) существования подсознания. Оказалось, что не всё в нашей психике доступно нашему созерцанию. Данные, получаемые в ходе интроспекции, потеряли свою научную значимость. Что могло стать способом получения объективных данных? Поведение – вот проявление нашей психики. Открытие условного рефлекса И.П.Павловым [3] привело к возникновению нового направления в психологии - бихевиоризма. Оказалось, что научение животных происходит по простым схемам. Основные теоретики бихевиоризма Джон Уотсон и Эдвард Ли Торндайк подчеркивали, что изучение психики невозможно, в отличие от изучения поведения человека и изучения его реакций на сложные раздражители. Получалось, что возможно построить объективную (повторяемую, наблюдаемую, проверяемую) психологию, которая в качестве основного метода будет использовать не экспериментальную интроспекцию, а настоящий эксперимент, так как поведение и реакции человека, в отличии от состояний его сознания, наблюдаемы другими людьми. Также, если считать данные о нашем поведении раскрывающими нашу психическую деятельность, появилась возможность использовать наблюдение как самостоятельный метод. Приблизительно в это же время происходит еще один прорыв – создаются первые достоверные тесты (А.Бине, Т.Симон)[4]. У психологии появляется её самое мощное средство, которое ей трудами многих ученых предстоит еще совершенствовать.

Таким образом, в начале ХХ века психология обретает мощные инструменты: наблюдение, эксперимент, тестирование.

Казалось бы, начинается самое интересное - процесс поиска условий применения этих инструментов. Рождаются различные схемы исследований, появляются новые виды экспериментов – корреляционный, факторный. Создаются теории разработки тестов, способы оценки их достоверности. Но всё это происходит за рубежом, а в СССР практическая психология повергается гонениям. В частности, тестирование было под запретом с 1936 г. по 1985 г. В нашей стране психология движется своим путём (развивая идеи Л.С.Выготского), активно разрабатывается теория поэтапно-планомерного формирования умственных действий, которая приводит к созданию нового вида эксперимента – формирующего. Начинают разрабатываться идеи развивающего обучения, проводятся психолого-педагогические эксперименты, от применения которых выигрывает педагогика и психология. После разрушения Советского Союза начинается интенсивное взаимодействие западной и отечественной психологии, взаимопроникновение теорий и подходов, интеграция идей. Процессы интеграции в сочетании с развернувшейся информационной революцией открывают новые возможности интернет-исследований, интернет-образования, участия в дистанционных проектах, получения доступа к библиотекам мира. Таким образом, в XXI веке развитие педагогики и психологии продолжается в новых формах.

Тема 3. Метод и методики

Метод исследования – способ научного познания объекта или практической деятельности, реализующий познавательную позицию исследователя. Метод, задающий способ познавательного отношения к изучаемому объекту может быть реализован при помощи различных средств – методик. Методика – система и последовательность действий исследователя по использованию приборов, инструментов, различных процедур, позволяющая решать исследовательские задачи. В качестве иллюстрации рассмотрим наблюдение и тестирование, которые могут выступать и как метод, и как методика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: