Минусы наблюдения и способы их преодоления

Качество проверки гипотезы при наблюдении во многом зависит от качеств наблюдателя. Наше умение правильно оценить ситуацию, собственные мотивы, сконцентрировать внимание, в конечном счете, влияют на качество наблюдения. При этом надо не забывать, что наше отношение к событиям и наблюдаемым людям может повлиять на их оценку, их поведение, проявления эмоциональных состояний могут нами трактоваться по-разному.

Для того чтобы повысить качество наблюдения можно использовать специальные техники (методики) наблюдения. То есть четко описать: что нас интересует и как оно может проявляться[5]. Описание всех событий, которые могут произойти, достаточно трудная задача, однако если мы хотим достичь единообразия понимания происходящего различными наблюдателями нам необходимо это сделать. Эта задача упрощается поскольку нас интересуют только события непосредственно связанные с целью нашего наблюдения. Если мы наблюдаем за учеником Б., поведение остальных учеников интересует нас только в связи с ним. И многие события, которые не касаются нашего ученика Б., могут нами не фиксироваться.

Второе, что упрощает нам описание всех событий, это возможность описать класс событий. Например, "Монологическая речь учителя" это категория, которая включает в себя все утвердительные высказывания учителя направленные на передачу им своего собственного опыта. "Ответ ученика" - это и правильные ответы, и неправильные.

Для упрощения записи наблюдатель может помечать категорию события цифрой – Например, "Монологическая речь учителя" – 1[6].

Методика предполагает, что для повышения надежности и объективности наблюдения необходимо перейти от качественного описания событий к количественному.

Наблюдая различные события, происходящие за определенный период времени, нет необходимости фиксировать события естественным языком. Необходимо определить к какой категории они относятся и записать ее номер. Например. Событие Петров ответил на вопрос учителя "Да, действительно Австралия это материк." Кодируется категорией – «ответы ученика» – 2 (Уточнить)

В результате запись урока представляет собой последовательность цифр. Используя эти данные можно узнать сколько каких событий происходило на уроке и строя гистограмму частоты встречаемости событий сделать вывод об педагогическом стиле учителя.

Допустим теперь, что два наблюдателя были на одном уроке, предположим, что они не знали о системе Фландерса и захотели бы сравнить свои отчеты. Легко ли это было бы им сделать? Вряд ли. При использовании данной системы им надо сравнить количество событий, которые они зафиксировали по каждой из категорий. Система необходима для определения сильных и слабых сторон деятельности учителя. После обычного наблюдения мы можем сказать: "Вам не хватает умения управлять аудиторий", но это наше мнение.Будет лучше, если оно будет подкреплено цифрами и фактами.

Посмотрим теперь на эту проблему с другой стороны. Когда осуществляется запись с помощью категорий, теряется информация, так как монолог учителя тоже может быть разным. Можно рассказывать так, что у учеников перехватит дыхание. Поэтому после каждого наблюдения необходимо отметить то необычное, что происходило. Это может относиться к качествам учителя и учеников, касаться атмосферы на уроке в целом, отдельных событий, важных для целей наблюдения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: