Распределение доходов в межрегиональной системе

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов -- виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Фе-дерации.

Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и ненало-говые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности тер-риториальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регули-рования передаются регулирующие доходы. Регулирующие доходы бюджетов -- это федераль-ные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчисле-ний (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на оче-редной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по раз-ным видам таких доходов.

В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты -- средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регио-нов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используют-ся дотации, субвенции и субсидии.

Дотация -- это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция -- это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной систе-мы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления це-левых расходов. В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использова-ния субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востре-бована органами власти, выдавшим эти средства.

Субсидия -- это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридиче-скому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Распределение доходов между бюджетами - распределение доходов между звеньями бюджетной системы, между центральными (федеральными) бюджетами и бюджетами терри-торий (штатов, округов, республик, областей и т.д.), а затем и внутри территорий между выше-стоящими и нижестоящими бюджетами.

Два принципа построения и реализации межбюджетных отношений вертикальный и го-ризонтальный. В первом случае -- сильный центр часть доходов (налогов) федерального уровня передает бюджетам всех уровней, при этом регулирует налоговую базу по большинству налогов субъектов РФ и местных налогов. Во втором -- за бюджетами территории закрепляются источни-ки доходов, что лучше стимулирует меры по их более полной реализации. Оба принципа имеют как положительные моменты, так и недостатки. Сочетание обоих принципов обеспечивает оп-тимальное формирование доходной базы каждого бюджета, учитывающего социальную обес-печенность населения регионов, территорий, определяемую соблюдением минимальных со-циальных стандартов, их реальный вклад в создание валового регионального продукта (части ВВП).

В каждой стране формируется своя система доходов центральных и местных бюджетов, учитывающая мировую практику и национальные возможности. Налоговые кодексы, законы о налоговых системах и др. определяют содержание и состав налоговой системы как основы фор-мирования доходов каждого вида бюджетов. Налоговая система РФ предусматривает налоги фе-дерального уровня, уровня субъектов РФ и местные налоги. Доходы федерального бюджета РФ в целом и по конкретным источникам ежегодно утверждаются Федеральным Собранием РФ и Президентом РФ и представляются в законе о бюджете. Они состоят из неналоговых и налоговых доходов федерального уровня и части налогов уровня субъектов РФ.

В РФ сохраняется практика прошлых лет, состоящая в формировании доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через закрепление доходов (собственные неналоговые до-ходы и переданные на длительный срок), привлечение доходов через займы и др., через отчис-ления от регулирующих доходов, составляющих 2/3 объема доходов местных бюджетов (это долевое распределение федеральных налогов). В перспективе ставится задача значительного увеличения доли собственных доходов территорий (вплоть до 70%) при снижении доли регули-рующих (до 30%).

В распределении налоговых доходов принимает участие Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, он формируется за счет отчислений от налоговых доходов (всех или определенной части), Законом о бюджете ежегодно утверждается доля (в %) каждого субъекта в этом фонде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: