Улучшение отношений между сверхдержавами совпало с приходом к власти в ФРГ социал-либеральной (левоцентристской) коалиции. Новое правительство социал-демократа В.Брандта выработало принципиально новую восточную политику, основанную на отказе от реваншистских намерений, признании факта существования двух германских государств и неизменности территориально-политического статус-кво в Центральной и Восточной Европе.
1970 г. — основанный на этих принципах Московский договор между ФРГ и СССР открыл возможности нормализации отношений ФРГ с ближайшими восточными соседями.
щ
Состоялось взаимное дипломатическое признание ФРГ и ГДР: правительства двух стран отказались от прежних претензий на представительство интересов всего немецкого народа.
ФРГ признала нерушимость границ Польши и Чехословакии, отказалась от территориальных претензий к ним и аннулировала Мюнхенское соглашение 1938 г. 1971 г.— четырехстороннее соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину, который признавался не принадлежащим и не подвластным как Западной, так и Восточной Германии. Весь комплекс договоров был важной дипломатической победой СССР. Признание нерушимости послевоенных границ было тождественно окончательному согласию Запада на права СССР в отношении Восточной Европы. Юридически был закреплен раскол Германии, что означало решение германской проблемы в условиях биполярного мира.
В целом договоры 1970-1971 гг. стабилизировали ситуацию в центре Европы.
1973-1975 гг.— Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), на котором были закреплены принципы политической разрядки.
Июль — август 1975 г. — подписан Заключительный акт СБСЕ в Хельсинки (акт подписали главы 33 европейских государств, включая СССР, а также США и Канады).
Заключительный акт Совещания предусматривал взаимные обязательства сторон в основном по трем направлениям:
1.Гарантии политической и воен-Так называв- ной безопасности,
мые «три корзи- 2. Экономическое сотрудничество,
ны вопросов» з. Гуманитарные проблемы и пра-
ва человека. Реализация «третьей корзины» предусматривалась на основе Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
Из-за отказа СССР привести свое законодательство в соответствие со Всеобщей декларацией прав человека и многочисленных нарушений политических и гражданских прав его неоднократного обвиняли в нарушении Хельсинкских договоренностей.
Хельсинкский процесс имел важное значение для отработки механизмов политического сотрудничества. Однако он не был подкреплен военной разрядкой и не смог предотвратить очередной виток конфронтации.