/. Становление и развитие территориальной организации
местной власти в России. 2. Конституционно-правовое регулирование территориальных основ
местного самоуправления.
3. Муниципальные образования как социально-экономические системы. ' 4. Правовые аспекты реформирования муниципальных образований
В любом государстве вопросы организации власти теснейшим образом связаны с его территориальным устройством. На каждом этапе развития Российской Федерации становление и изменение структур местной власти связывалось с возможностью решения возлагаемых на местные органы государственных, политических, экономических и иных задач в границах определенной локальной территории. Только на подведомственной им территории эти органы обладают всей полнотой полномочий, которыми наделяет их закон, могут принимать обязательные для исполнения акты, действуют самостоятельно при решении вопросов местной жизни. Понятием «территориальные основы» обычно охватываются вопросы правового закрепления и регулирования состава и границ территории, в пределах которой осуществляются полномочия соответствующих органов власти, порядок установления и изменения этой территории.
|
|
В первые послереволюционные годы укрепление структур новой советской власти привело к осознанию необходимости изменения и территориальной организации функционирования местных органов. До начала 20-х гг., а в европейской части России до начала 30-х гг., на местах еще сохранялись в качестве ад-
YcppumopuajibHbie основы местного самоуправления. Муниципальные образования... 241
министративно-территориальных единиц уезды и волости. Обычно уезды состояли из города и значительного числа (20—30) сельских территориальных единиц — волостей. Новой властью ставилась задача формирования такого административно-территориального устройства, которое учитывало бы естественно-исторические и новые экономические условия, национальные моменты и необходимость приближения власти к народу.
При переходе от губернского, уездного и волостного территориального деления к новому устройству сначала была использована схема укрупнения административно-территориальных единиц. Были созданы края, в состав которых входили несколько губерний. На базе нескольких уездов создавались округа, но с территорией меньшей, нежели прежние губернии. Затем в результате последующего разукрупнения краев возникли области, границы которых в ряде случаев, как, например, в Московской области, почти полностью совпадали с границами прежних губерний. Сельский район создавался в виде укрупненной волости, как часть разделенного уезда. Уездный город становился центром одного из районов, формируемых на базе бывшего уезда. Для других частей бывшего уезда районными центрами становились поселки, железнодорожные станции, села и другие поселения.
|
|
Таким образом, новый район стал представлять собой не столько укрупненную волость, сколько маленький уезд. Эта конструкция впоследствии привела к определенному противоречию в понимании сущности этой административно-территориальной единицы. Дело в том, что прежде, в дореволюционный период, уезд никогда не претендовал на полное самоуправление, так как четко различалось городское самоуправление со своей правовой базой и сельское самоуправление, имеющее свои правовые основы деятельности. Вопрос об объединении городского и сельского самоуправления в уездах просто не возникал. Уезд был важным, узловым звеном государственного устройства, крупной частью губернии. В основу территориальной структуры уезда было положено признание различий в городском и сельском самоуправления и необходимости присутствия на этом территориальном уровне институтов государства.
Новые сельские районы, являясь составной частью соответствующих республик, краев, областей, все же оказались весьма большими по территории и потребовалась более мелкая административно-территориальная единица, которой становится
242 Глава 1!
сельсовет, охватывающий территорию одного или нескольких сельских населенных пунктов. К 1970 г. в стране насчитывалось более 23,5 тыс. сельских поселений с населением свыше 1 тыс. человек.
Постепенно происходят рост и дифференциация городов в основном в зависимости от численности проживающего в них населения и выполняемых функций. Если к 1917 г. в России было около 800 городов, в которых проживало 18% населения страны, то за годы первых пятилеток (к 1940 г.) в стране появилось еще более 500 новых городов, а к 1970 г. — еще более 400 городов и свыше 1200 поселков городского типа. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сентября 1957 г. «О порядке отнесения населенных пунктов к категории городов, рабочих и курортных поселков» выделялись города районного подчинения (с населением не менее 12 тыс. человек, из которых не менее 85% — рабочие, служащие и члены их семей), краевого, областного, республиканского (АССР) подчинения (с населением свыше 50 тыс. человек). К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, стали относиться и поселки (рабочие, курортные и дачные).
Особый статус имели города Москва и Ленинград. Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов обусловило необходимость их деления на низовые административно-территориальные единицы — городские районы.
На более позднем этапе административно-территориальное устройство определялось на основе Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР».
В соответствии с делением Российской Федерации на административно-территориальные единицы строилась и система местных органов государственной власти — местных Советов. В систему местных Советов входили: краевые (областные, в том числе и автономных областей), окружные (автономных округов), районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы.
Правовой статус местных органов государственной власти определялся законами Российской Федерации. В 1968—1971 гг. принимаются законы о сельском, поселковом Совете; районном Совете; городском, районном в городе Совете. Позднее (1980 г.)
Территориальные основы местного самоуправления. Муниципальные образования... 243
|
|
принимаются законы о краевом, областном Совете и об автономных округах в РСФСР.
В период диктатуры пролетариата в основном отрицалась необходимость местного самоуправления. Было отброшено существовавшее до революции представление о власти на местах как негосударственной власти, как самоуправлении населения городов и сел. Сама идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, самостоятельность органов местного самоуправления, противоречила практическим задачам советского государства, являвшегося по самой своей природе государством централизованной системы власти. Существовавшие на Западе теории местного самоуправления признавались буржуазными и неподходящими для нового строя, как прикрывающие на местах ту же самую власть капитала, только в иных организационных формах.
Понятие местного самоуправления, которое иногда встречалось в юридической литературе, допускалось только в той мере, в какой оно указывало на определенный уровень в системе социалистического самоуправления в целом2. При этом подчеркивалось, что социалистическое самоуправление народа не превращает местные Советы в органы местного самоуправления, противостоящие центру.
Концепции местного самоуправления противопоставлялась концепция демократического централизма. В основу организации власти на местах был положен принцип единства Советов как органов государственной власти. Местные Советы являлись лишь частью иерархической пирамиды государственной власти и предназначались для проведения на местах политики и указаний центра. Считаясь органами государственной власти, местные Советы все же не имели многих необходимых полномочий для решения вопросов местного значения и работали под жестким контролем как местных партийных, так и вышестоящих советских органов.
1 Одной из первых работ советского периода, посвященных проблемам местного самоуправления в увязке с развивающимся процессом преобразования социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление, была монография В.А.Пертцика // См.: Пертцик В.А. Проблемы местного самоуправления в СССР. Труды Иркутского университета. Т.ХХХП. Сер. юридическая. Вып.6. Часть вторая. Иркутск, 1963.
|
|
- См.: Советское строительство / Под ред. А.А.Безуглова. М., 1985. С. 36—37.
16*
244 Глава II
После начала перестройки и признания необходимости коренной реформы политической системы в России стала формироваться своя концепция местного самоуправления1. Первая попытка законодательного закрепления идей местного самоуправления была реализована в Законе СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». В нем закреплялось положение о том, что местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц. Первичным территориальным уровнем местного самоуправления по мнению законодателя могли быть сельсовет, поселок (район), город (район в городе). Местные Советы определялись в качестве основного звена в системе местного самоуправления, охватывающей, кроме Советов, органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы), а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, и иные формы непосредственной демократии.
Закон РФ от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации» вопросы территориальной основы местного самоуправления также регулировал весьма лаконично, указав, что местное самоуправление осуществляется в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов. При этом образование, упразднение, объединение, установление границ районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов должно было осуществляться на основе закона и с учетом исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития, демографической ситуации и иных местных особенностей.
В юридической литературе справедливо отмечалось, что крупные административно-территориальные единицы могут возглавляться только органами государственной власти. Подмена их органами местного самоуправления ведет к разрушению вертикали власти внутри субъектов Российской Федерации2.
1 См.: Колюшин Е.И. Проблемы концепции местного самоуправления // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М, 1994.
- См.: Вишняков ВТ. К вопросу о территориальной организации местного самоуправления // Муниципальный мир. 2003. № 2. С. 58.
Территориальные основы местного самоуправления. Муниципальные образования... 245
Именно с этими проблемами и пришлось столкнуться уже на первом этапе реализации Закона от 6 июля 1991 г. Эти же самые причины породили много сложных проблем и в последующие годы, привели к сложной конструкции организации местного самоуправления и вызвали необходимость ее дальнейшего совершенствования.
В апреле 1992 г. VI Съезд народных депутатов РСФСР впервые внес дополнения в Конституцию РСФСР, касающиеся закрепления понятия, системы и основных полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации. Впервые местное самоуправление возводилось в ранг конституционного установления.
Между тем, напряженная и усилившаяся в 1992—93 гг. конфронтация между исполнительными и представительными органами власти как в центре, так и на местах привела к тому, что Указами Президента РФ местные Советы в октябре 1993 года были распущены, а их полномочия переданы местным администрациям1. Более того. Указом от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гаран-|, тиях местного самоуправления в Российской Федерации» были [отмечены в Законе «О местном самоуправлении в Российской [Федерации» все статьи, касавшиеся системы и структуры мест-ных Советов как органов местного самоуправления. Таким обра->зом, с октября 1993 г. и почти до сентября 1995 г. организацию [местного самоуправления, решение вопросов местного значе-иия на подведомственных территориях по сути единолично осу-[ществляли в основном назначаемые главы местного самоуправления, руководившие исполнительными органами местного самоуправления — местными администрациями. В течение 1994 г. [постепенно, на отдельных территориях, стали возрождаться и [представительные органы местного самоуправления, однако с очень усеченным объемом полномочий, предусмотренных еще [Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации».
' См.: Указы Президента РФ от 9 октября 1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации»; от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 41. Ст. 3924; № 44. Ст. 4188.
246 Глава 11
Конституция РФ 1993 г. существенно укрепила позици! местного самоуправления, определив этот важнейший институ народовластия в качестве одного из элементов основ конституционного строя.
Статья 131 Конституции РФ определила общие положения, касающиеся территории местного самоуправления. Отмечается, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Однако такая трактовка оставляет широкий простор для суждений о том, всякое ли городское или сельское поселение может быть территорией осуществления местного самоуправления. Ведь одни поселения (и городские, и сельские) являются самостоятельными административно-территориальными единицами, а другие входят в состав таких единиц. Поэтому правовой статус этих территорий существенно разнится.
Административно-территориальные единицы образуются с учетом размеров территории, численности проживающего на этой территории населения, прежде всего в целях оптимизации управления административными методами, для удобства осуществления управленческой деятельности и функционирования территориальных подразделений федеральных и региональных органов государственной власти. К сожалению, недостаточная теоретическая разработанность понятий «муниципальная территория», «административно-территориальное устройство», «государственная территория», различные трактовки этих понятий в законодательных актах, о чем справедливо отмечается в ряде научных публикаций1, не позволяют внести полную ясность в вопрос о составе и границах территории местного самоуправления. Конституция РФ тоже говорит не о составе, а лишь об изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, что допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131).
' См. подробнее: Вишняков В.Г. Цит. соч. С. 57; Емельянов Н.Л. Местное само-j управление: проблемы, поиски, решения. Тула, 1997.
Территориальные основы местного самоуправления. Муниципальные образования... 247
Проблема оказалась столь серьезной, что Конституционный Суд РФ в постановлении от 3 ноября 1997 г. определил соотношение таких двух понятий, как «территория муниципального образования» и «административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации»', подчеркнув при этом, что перечень территорий муниципальных образований является открытым, и эти территории устанавливаются законами субъектов федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Эти положения в значительной степени были конкретизированы в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон отказался от действовавшего до этого периода механизма четкой привязки территории осуществления местного самоуправления к территориям конкретных административно-территориальных единиц. Он закрепил правовые основы широкого разнообразия территориальных форм реализации конституционных положений о местном самоуправлении в соответствии с интересами граждан и местной спецификой местного самоуправления2.
Впервые в практике местного самоуправления закон ввел и раскрыл содержание нового понятия «муниципальное образование». В целях регулирования гражданско-правовых отношений это понятие использовалось с 1 января 1995 г., с момента введения в действие Части первой Гражданского кодекса РФ, однако содержание его в кодексе не раскрывалось. Теперь Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ определил муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Следовательно, к признакам муниципального образования в соответствии с законом можно отнести:
территориальность местного самоуправления в границах поселения или в иных, определенных законом, границах (т.е. зако-
_ Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 45. Ст. 5241. " См., например: Иванов В.Н.. Патрушев В.В. Модели развития местного самоуправления // Правительство — город — люди. М., 1996. №14.
248 Глава II
ном закрепляется поселенческо-территориальный принцип организации местного самоуправления);
реализация населением на этой территории своего права на местное самоуправление, т.е. на решение всех вопросов местно-' го значения самостоятельно и под свою ответственность;
наличие выборных органов местного самоуправления (представительного органа, главы муниципального образования, иных выборных органов);
реализация населением своего права на владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью;
наличие у органов местного самоуправления права самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять местный бюджет;
не связанность территории муниципального образования с границами административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации.
Таким образом, не всякая территория городского или сельского поселения могла именоваться муниципальным образованием, а лишь та, которая отвечала требованиям, закрепленным в законе. В юридической литературе справедливо отмечалось, что такая трактовка муниципального образования по сути нивелирует особенности и различия городского и сельского самоуправления, различия между городами и районами, между городами различных уровней, размеров территории, численности населения1.
Закон разграничил полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам определения территориальных основ местного самоуправления. В правовом регулировании территориальных основ местного самоуправления доминирующая роль отведена региональному законодательству. Так, к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации были отнесены вопросы регулирования территориальных основ местного самоуправления в данном субъекте, а также территорий конкретных муниципальных образований; особенностей организации местного самоуправления на приграничных территориях, в закрытых административно-территориальных образованиях и городах федерального значения; установления и изменения порядка образования, объедине-
1 См., например: Емельянов НА. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения.; Овчинников ИИ. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999.
Территориальные основы местного самоуправления. Муниципальные образования... 249
ния, преобразования или упразднения муниципальных образований; установления и изменения их границ и наименования. Органы государственной власти получили право инициировать постановку вопросов об определении и изменении границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований.
К ведению органов местного самоуправления в этой сфере были отнесены вопросы образования, объединения, преобразования и упразднения внутригородских муниципальных образований, установление или изменение их территорий. Эти вопросы отнесены к полномочиям представительных органов местного самоуправления при одновременном учете мнения населения соответствующих территорий, а также исторических и иных местных традиций. Кроме того, население муниципальных образований и органы местного самоуправления вправе проявить инициативу установления и изменения границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований.
Глава вторая Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» специально посвящена урегулированию территориальных аспектов местного самоуправления. В ст. 12 закреплено, что территории муниципальных образований — городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований должны устанавливаться с учетом исторических и иных местных традиций в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. По закону территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и Другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
Однако ко времени принятия закона далеко не все из перечисленных городских, сельских поселений и иных территорий могли реально отвечать требованиям, предъявляемым к муниципальным образованиям. Прежде всего, у многих из них весьма слабыми оказались материальные (наличие муниципальной собственности) и финансовые (наличие средств для формиро-
250 Глава II
вания местного бюджета) возможности для создания муниципального образования. Для полноты анализа отметим, что даже по прошествии нескольких лет реализации положений нового закона в стране из почти 12,2 тыс. муниципальных образований муниципальные предприятия имеютлишь4917 муниципальных образований, муниципальные учреждения образования — 8792, муниципальные учреждения здравоохранения — 7916, муниципальные учреждения культуры и спорта — 7950, муниципальный жилой фонд и нежилые помещения — 8510. Собственные доходы в структуре доходной части местных бюджетов нередко составляли лишь 5—10%. В итоге только около 400 муниципальных образований в стране не являются дотационными1.
В большей степени этим требованиям могли соответствовать лишь районы и города, что порождало новые проблемы. Создание муниципальных образований преимущественно районного уровня отдаляло муниципальную власть, органы местного самоуправления от населения. Если в условиях тоталитарного советского государства власть была приближена к населению вплоть до сельского, поселкового уровня, то на демократическом этапе развития России вольно или невольно, но власть оказывалась представленной лишь на районном уровне. А ведь в условиях Российской Федерации от иного сельского поселения до районного центра нередко десятки, а то и сотни километров.
Заметно обострились проблемы управляемости территорий субъектов Федерации, учитывая защищаемую законом самостоятельность и определенную независимость (несоподчиненность) органов местного самоуправления от органов государственной власти субъектов Федерации, а муниципальных образований, например, сельского уровня, от муниципального образования районного уровня'. Между тем попытки некоторых субъектов Федерации (Татарстан, Башкортостан, Республика Коми и др.)
1 См. подробнее: Прокошин В.А. Муниципальное право России: Учебное мето
дическое пособие (андрагогическая модель обучения). М., 2001. С. 95—107; Селю-
ков А.Д. Финансовое обеспечение местного самоуправления (проблемы правового
регулирования). М., 2003; Анисимов С. На регионы России надвигается опричнина
// Независимая газета. 2002. 19 августа; Сапов О.А. Местное самоуправление сего
дня. М., 2001. С. 139.
2 См. подробнее: Атаманчук Г.В. Теория управления. М., 2001; Муниципальное
управление: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. В.Н.Иванова, В.И. Патру
шева. М., 2002.
Территориальные основы местного самоуправления. Муниципальные образования... 251
перенести создание муниципатьных образований на сельский, поселковый уровень, а в районах, городах оставить органы государственной власти не встретили понимания со стороны Конституционного Суда России, в частности, в процессе рассмотрения вопроса о конституционности законодательных актов Удмуртской Республики, касающихся ограничения территории муниципальных образований лишь границами сельских населенных пунктов и сохранения на уровне района и города органов государственной власти (постановление от 24 января 1997 г.)1. Конституционный Суд в постановлениях по этому делу и по делу, касающемуся конституционности положений ряда законодательных актов Республики Коми (постановление от 15 января 1998 г.)2, отметил, что субъектами Российской Федерации не могут создаваться государственные органы представительной и исполнительной власти на территориях, не имеющих статуса административно-территориальных единиц.
Такая позиция Конституционного Суда России дает право субъектам Федерации при определении своего административно-территориального устройства не предусматривать создание органов местного самоуправления, например, на уровне района в составе субъекта Федерации, города областного значения. Здесь могут создаваться территориальные органы государственной власти. По сути Конституционный Суд указал правовой путь, по которому можно свести местное самоуправление лишь к низовому уровню.
В процессе реализации Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ органы государственной власти субъектов Федерации законодательно расширили понятие «территориальные основы местного самоуправления», разработали конкретные механизмы урегулирования статуса территорий муниципальных образований3.
1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. по делу
о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г.
«О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Собра
ние законодательства Российской Федерации. 1997. № 5. Ст. 708.
2 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. № 1.
3 См.: Закон Рязанской области от 25 января 1996 г. «О порядке образования,
объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установ
ления и изменения их границ и наименований в Рязанской области»; Закон Москов
ской области от 17 марта 1997 г. «О порядке образования, объединения, преобразо
вания и упразднения муниципальных образований».
252 Глава И
Например, Закон Воронежской области «О местном самоуправлении в Воронежской области», определяя территориальные основы местного самоуправления, установил: 1) местное самоуправление осуществляется в границах территорий (сельских районов или групп населенных пунктов, объединенных общей территорией) и поселений (городов, поселков, сельских населенных пунктов), а также и иных территорий в поселениях; 2) под. поселением (населенным пунктом) понимается постоянное место проживания людей, характеризующееся сосредоточенной застройкой в пределах установленных границ; поселение рассматривается как единое целое и является базовым уровнем местного самоуправления; 3) основными признаками самоуправляющихся административно-территориальных единиц являются: фиксированные границы территории, в пределах которых реализуются полномочия соответствующих органов местного самоуправления; установленный законодательством объем полномочий муниципального образования; деление (возможность деления) ее на иные территории в соответствии с законодательством; 4) уровнями осуществления местного самоуправления в области могут быть: а) города, являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами области; б) районы; в) города, сельсоветы, поселки, села, деревни и хутора; г) иные территории в поселениях.
В Московской области Законом «О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований» закрепляется не только указанный порядок реорганизации муниципальных образований, но и устанавливаются ограничения, когда нельзя проводить такую реорганизацию. В частности, образование муниципального образования невозможно в случаях: а) если федеральным законом на данной территории установлено ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления; б) на части территории поселения; в) если жители поселения, на территории которого образуется муниципальное образование, состоят преимущественно из лиц, постоянно в нем не проживающих; г) если на территории, в границах которой образуется муниципальное образование, невозможно осуществление обязательных полномочий местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом и законами Московской области; д) на территории поселений, расположенных в разных муниципальных образованиях.
Территориальные основы местного самоуправления. Муниципальные образования... 253
Конституционный Суд отметил в постановлении от 30 ноября 2000 г.', что как само муниципальное образование, так и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления возникают на основании конституции и закона, а не волеизъявления населения муниципатьного образования. Поэтому отказ от осуществления местного самоуправления противоречил бы предписаниям конституции и федерального законодательства о местном самоуправлении.
Территориальное реформирование местного самоуправления, инициированное Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, привело к значительному сокращению числа новых муниципальных образований. Около 30 тыс. низовых административно-территориальных единиц, в каждом из которых раньше был свой местный Совет, теперь преобразовались только в 12,2 тыс. муниципальных образований.
Сейчас, по прошествии нескольких лет реализации Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, можно выделить следующие типы территориальной организации местного самоуправления, сложившиеся в субъектах Федерации. В 37 субъектах Федерации муниципальными образованиями являются административные районы и города; в 23 субъектах — административные районы, города и сельские округа; в 11 субъектах - города и сельские округа; в 6 субъектах — административные районы; в 5 субъектах — сельские округа и поселки; в 2 субъектах — города и сельские округа. В 5 субъектах территории муниципальных образований либо не определены, либо ими являются только отдельные территории.
Обобщая сказанное, можно выделить следующие варианты территориальной структуры местного самоуправления и системы органов местной власти, сложившиеся в соответствии с реализацией Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ в различных субъектах Федерации:
одноуровневая территориальная организация государственной власти субъекта Федерации и одноуровневая (на уровне крупных городов и районов, т.е. с учетом традиционного административно-территориального деления) структура муниципальных органов власти. Органы государственной власти субъектов Федерации не имеют нижестоящих территориально-адми-
См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. №
254 Глава 11
нистративных подразделений. На уровне ниже районного и в районах крупных городов формируются лишь территориальные органы управления местных администраций сельского района и крупного города;
двухуровневая территориальная организация государственной власти субъекта Федерации и одноуровневая структура органов местного самоуправления. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Федерации имеют нижестоящие административно-территориальные и функциональные подразделения, расположенные в районах и иногда в крупных городах. Органы местного самоуправления создаются в муниципальных образованиях поселенческого типа и охватывающих территории городов, волостей, поселков, сельских округов и сельсоветов. Они обладают всей полнотой предусмотренных федеральным законодательством прав.
двухуровневая территориальная организация государственной власти субъекта Федерации и одноуровневая структура органов местного самоуправления, с изъятием из объема их полномочий ряда прав, предусмотренных федеральным законодательством. В этом случае, несмотря на внешнюю схожесть с предыдущей структурой, имеются различия прежде всего в сфере бюджетных полномочий органов местного самоуправления, возможности установления ими местных налогов и сборов и др.;
одноуровневая территориальная организация государственной власти субъекта Федерации и двухуровневая структура органов местного самоуправления, предполагающая элементы соподчинения между органами различных уровней муниципальных образований. Органы местного самоуправления районных, городских муниципальных образований относятся к первому уровню. Второй уровень составляют муниципальные образования городов районного значения, поселков, сельсоветов и др., находящиеся на территории районов и городов1.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. специально оговаривает особенности осуществления местного самоуправления в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
1 См.: Пылин ВВ. Основы и принципы местного самоуправления // Журнал российского права. 1999. № 7/8.
Территориальные основы местного самоуправления. Муниципальные образования... 255
В Москве действует принятый 6 ноября 2002 г. городской Закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве»1. Закон устанавливает, что местное самоуправление в Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территории районов города (включая районы г. Зеленограда). Образование муниципальных образований, установление их территорий и наименований осуществляются Законом г. Москвы по представлению мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий. Наименования муниципальных образований, сведения о составе их территорий и границах, а также другие необходимые сведения вносятся в Реестр муниципальных образований, который ведет уполномоченный орган исполнительной власти города. В настоящее время в городе создано 125 муниципальных образований (муниципальных округов).
Местное самоуправление в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ может осуществляться и на началах территориального общественного самоуправления. Оно представляет собой самоорганизацию жителей на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Вопросы территориальной организации общественного самоуправления по месту жительства граждан регулируются законами субъектов Федерации, уставами и нормативно-правовыми актами муниципальных образований.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ закрепил также основные требования, касающиеся изменения границ муниципальных образований. Прежде всего установление и изменение границ муниципальных образований возможно по инициативе
1 См.: Тверская, 13. 2002. 21 нояб.
256 Глава 11
населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Федерации. Оно может осуществляться только с учетом мнения населения соответствующих территорий, а также исторических и иных местных традиций. Законодательство субъектов Федерации призвано определять порядок установления и изменения границ муниципальных образований и гарантировать учет мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий местного самоуправления.
Проблемы в реализации полномочий местного самоуправления, как показала практика, создают обе модели его территориальной организации. «Поселенческая» модель ведет к созданию множества мелких муниципальных образований. Они имеют, как правило, слабую финансовую базу, не могут обеспечить комплексное развитие территории, не в состоянии реализовать в полном объеме полномочия по решению вопросов местного значения. «Районная» модель лишена этих недостатков, но отдаляет органы местной власти от населения, что затрудняет непосредственное участие граждан в решении вопросов как муниципального образования в целом, так и непосредственного жизнеобеспечения отдельных населенных пунктов. В связи с этим объективно складываются условия для дальнейшего совершенствования территориальных моделей местного самоуправления прежде всего с точки зрения их рациональной организации.
Муниципальное образование как категорию муниципального права, местного самоуправления нельзя сводить только ктер-риториальным, пространственным характеристикам. Каждое муниципальное образование — это сложный социально-экономический механизм, социальная ячейка формирования и функционирования местного сообщества, представляющего собой форму объединения людей, проживающих в пределах конкретной территории, и призванного обеспечить каждому полноценную жизнь, полную свободу личной инициативы, доступ к знаниям, широкие взаимосвязи с другими членами сообщества.
Понятие «сообщество» (community) в научной литературе имеет много значений. Обычно сообщество связывают с местом
Территориальные основы местного самоуправления. Муниципальные образования... 257
проживания (микрорайон, сельский населенный пункт), группами населения со сходными характеристиками (городские жители, пенсионеры) или с общим интересом, объединяющим людей (профессия, вероисповедание). Для сообществ характерны социальные отношения с тесными продолжительными личными связями. Это социальная общность людей, способная на основе совместных ценностей преобразовывать местное хозяйство, качество бытовых и иных услуг, свою общественную жизнь в соответствии со своими интересами, постоянно улучшая качество жизни.
На территории муниципального образования находятся различные государственные и общественные органы, объекты разнонаправленной воспроизводственной деятельности людей, находящиеся в федеральной собственности, государственной собственности субъектов Федерации и в собственности юридических и физических лиц, со своими органами управления и иными структурами. Система жизнедеятельности людей в пределах территории муниципального образования намного сложнее и многообразнее его правовой модели. На территории муниципального образования взаимодействуют все управляемые объекты и органы управления ими независимо от уровня их подчиненности и форм собственности. Местное сообщество, как и его отдельные учреждения, акционерные и частные предприятия, являются экономическими субъектами хозяйствования. В качестве экономического субъекта местное сообщество стремится к обеспечению услугами жителей своей территории и увеличению их благосостояния. Таким образом, местное сообщество — это особый системообразующий субъект, который с точки зрения интересов населения преодолевает функциональное и отраслевое разделение воспроизводственной деятельности и стремится к обеспечению комплексного развития своей территории.
Осуществляя управленческую деятельность в муниципальном образовании, органы местного самоуправления призваны выявлять тенденции экономических процессов на подведомственной территории, определять приоритеты, ресурсные средства и формулировать экономическую стратегию развития местного сообщества. Особое значение приобретают укрепление муниципальной собственности, постепенное восстановление работоспособности объектов местного хозяйства. Ведь нельзя потребить то,
17-75
258 Глава II
что не произведено. Только собственник может быть заит сованной опорой местного производства, активным участнр решения местных проблем. Не случайно одним из систе\ принципов Европейской хартии местного самоуправления я ется достаточность материальных, финансовых и других ре сов местного самоуправления.
Практически все органы местного самоуправления ид сейчас в своем составе подразделения по экономическому i циальному развитию. Их основная цель — способствовать пространению на своей территории предпринимательства, р производства товаров и услуг, созданию рабочих мест. В бол! нстве регионов страны созданы центры поддержки ма предпринимательства, образованы общественные фонды, ществляется адресная материальная и финансовая помоиц лым предприятиям.
Выступая интегрирующим фактором комплексного разв территории, местное сообщество заинтересовано в том, что этот процесс были вовлечены все имеющиеся в муниципал: образовании социальные и экономические силы и рес> Проблемы улучшения жизни людей на территории мун пального образования должны быть проблемами не тольк(ниципальных органов, но и всех хозяйствующих субъектоЕ циальных и политических структур. К сожалению, пока только налаживаются поиск путей социального партнере муниципальных образованиях, нахождение баланса взаш интересов.
В связи с этим в целях эффективной реализации своих 4 ций необходимы максимальное сближение муниципальных i нов с населением, использование возможностей средств mi вой информации, политических партий и общественных дв ний, профсоюзов, правозащитных, просветительских, нау^ экологических, потребительских, ветеранских и иных, лей ющих по месту жительства общественных организаций и < динений, потенциала малого и среднего бизнеса, осуществи общественных и научных экспертиз социальных проект программ, совершенствование информационно-аналитиче службы, осуществление постоянного социологического м торинга.
Особое значение приобретает сейчас социальная фун Она является важнейшей, определяющей для местного соо
Территориальные основы местного самоуправления. Муниципальные образования...
ства среди всех остальных, в том числе и экономической. Г менительно к обществу в целом экономическое развитие мс быть на первом месте. В местном сообществе приоритеты являются не просто выживание населения в современных т ных условиях, простое воспроизводство его жизненных cv накопление потенциала развития в виде нового качества xi и социальности, которое должно быть положено в основу м ной экономики, местного хозяйства, всей экономической и нансовой деятельности. Для этого местное сообщество, фор руюшееся в муниципальном образовании, должно станови главным субъектом деятельности, саморазвития и самодеят ности проживающих здесь людей, получать необходимые ре сы и властные полномочия.
В юридической и социологической литературе отмечает! частности, что в современных условиях органам государствеь власти нельзя упрощенно подходить к организации местной моуправления и вопросы целостного развития поселений (г дов, поселков, сельских округов), комплексного использов; всех имеющихся здесь ресурсов пытаться решать преимуц венно за счет мер организационно-правового регулирова! Непонимание этого уже привело к тому, что местное самоуп ление, законодательно получив права и полномочия, фактич! за время приватизации лишилось муниципальной собствен ти, местной промышленности, муниципального хозяйства, ходных источников пополнения местного бюджета. Матери но-финансовая база местного самоуправления по сути не ее на. Есть только обязанности и огромные расходы на содерж; ЖКХ, образования, здравоохранения, местных дорог, обе чить которые органы местной власти не в состоянии. Фина вая несостоятельность большинства муниципальных образ ний подтверждается широко известными фактами отключ(городов и сел от электроэнергии, газа и т.д.
' См. подробнее: Атаманчук Г.В. Управление — фактор развития (размыш °б управленческой деятельности). М, 2002; Он же: Государственное управ (организационно-функциональные вопросы). М., 2000; Муниципальное уп| ние: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. В.Н.Иванова, В.И.Патрушев 2002. Интересный материал по этой проблеме представлен в статье А.Г.Гладь «Актуальные проблемы развития местного самоуправления» // См.: Научны ния — в практику регионального и муниципального управления: Материалы но-практической конференции 4.1. М., 2003. С. 5—29.
260 Глава 11
Осуществляемая сегодня в государстве структурная перестройка экономики слабо нацелена на достижение конечных социальных результатов. Муниципальные образования с учетом их сущности и природы могут выступать в качестве производственно-социальных комплексов и обеспечивать эффективное взаимодействие производственной и социальной его составляющих, а в результате — динамичное развитие. Будучи сообществом собственников, товаропроизводителей и потребителей на основе развития новых подходов, в частности, новой формы собственности — корпоративной, местное сообщество могло бы снять серьезные противоречия между частной и общественной ее формами на основе добровольного и равноправного их объе-
Как отмечалось в других главах учебника, 6 октября 2003 г. принят новый Федеральный закон № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он вступает в силу с 1 января 2006 г. Закон закрепил принципиально новую систему территориальной организации местного самоуправления, которая существенно отличается от установленной ныне действующим Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.
В соответствии с новым законом местное самоуправление будет осуществляться на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.
Таким образом, в качестве принципа территориальной организации местного самоуправления закон закрепляет двухуровневую модель, включающую в себя два типа муниципальных об-
1 См. подробнее: Макаров В.Л., Глазырин М.В. Новая экономическая самоорганизация муниципальных образований // Муниципальный мир. 2003. № 2. С. 39—40.
Территориальные основы местного самоуправления. Муниципальные образования... 261
разований: муниципальное поселение и муниципальный район. На
их базе создается третий тип муниципальных образований — городской округ, сочетающий в себе признаки как поселения, так и муниципального района.
В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, в частности, исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Территория одного поселения не может находиться внутри территории другого поселения. Границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта.
Под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы. Размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения. В границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (более 3000 человек — для территорий с высокой плотностью населения) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территорий с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый). Если сельский населенный пункт насчитывает менее 1000 человек, то он, как правило, входит в состав городского или сельского поселения. С учетом плотности населения субъекта Федерации и доступности территории поселения законом субъекта Федерации сельский населенный пункт, насчитывающий менее 1000 тыс. человек, может наделяться статусом сельского поселения.
В составе городского поселения может находиться один го-Род или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Законом субъекта Федерации городское поселение может наделяться статусом городского округа при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами
262 Глава 11
местного самоуправления городского поселения установленных федеральным законом для городского округа вопросов местного значения, а также осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъекта Федерации. Кроме того, учитывается наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов), установленного федеральным законом для муниципального района вопросов местного значения и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных этим органам федеральными законами и законами субъекта Федерации. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением этого статуса осуществляется законом субъекта Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется или в состав которого включается городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, проводимого раздельно по этим территориям. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.
Территория и границы муниципального района определяются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъекта Федерации. При этом границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.
Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Федерации, федеральных органов государствен-
Территориальные основы местного самоуправления. Муниципальные образования... 263
ной власти. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти оформляется решениями соответствующих органов. Инициатива населения реализуется в порядке, установленном федеральным законом и законом субъекта федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Требуется согласие населения и в случаях изменения границ муниципальных районов, если территории отдельных поселений и (или) населенных пунктов, входящих в состав муниципальных районов, в результате будут отнесены к территориям других муниципальных районов. При этом мнение населения данных поселений и (или) населенных пунктов должно выявляться в ходе голосования, порядок проведения которого определен Федеральным законом, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.
Если изменяются границы поселений с отнесением территорий входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, то согласие населения данных населенных пунктов выявляется также путем голосования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
В случаях изменения границ муниципальных районов и поселений без отнесения входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов или поселений, мнение населения выражается представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ позволяет снять ряд накопившихся проблем, связанных с территориальной организацией местного самоуправления. Значительно упрощается механизм разграничения территорий по уровням муниципальных образований. Органы местной власти становятся существенно ближе к населению и получают объем полномочий, который, по мнению законодателя, будет посильным для реализации на каждом уровне территориальной иерархии. Однако уже при первом анализе положений нового Федерального закона нельзя не видеть и другую сторону этого процесса — существенное увеличение не только общего числа муниципальных образований (только в Московской области вместо
264 Глава И
действующих немногим более 70 муниципальных образований появится около 500 новых), но и муниципальных представительных органов, глав муниципальных образований и работников местных администраций. Между тем существенного увеличения финансовых ресурсов местного самоуправления пока не предвидится.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем сущность и каковы особенности территориальной
организации местных органов власти в советский период?
2. Каковы территориальные уровни местного самоуправле
ния по законодательству начала 90-х годов?
3. Раскройте основные принципы территориальной органи
зации местного самоуправления в соответствии с Федеральным
законом от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федера
ции».
4. Что представляет собой муниципальное образование как
социально-экономический комплекс?
Рекомендуемая литература
Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. Тула, 1997.
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000.
Лексин В.Н., Швецов А.Н. Муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация, право, статистика. T.I. M., 2001.
Научные знания — в практику регионального и муниципального управления: материалы научно-практической конференции (А.Г. Гладышев и др.). 4.1. М., 2003.
Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М.,1999.
Прокошин В.А. Муниципальное право России: Учебно-методическое пособие (андрагогическая модель обучения). М., 2002.
Селюков А.Д. Финансовое обеспечение местного самоуправления (проблемы правового регулирования). М., 2003.
© Овчинников И.И.
Глава 12