Проблема выбора адекватных методов исследования 2 основных аспекта:
- приемлемость - в значительной степени определяется тем, какую именно проблему мы взялись изучать. Следует выбрать метод или сочетание методов, которые позволили бы задать те конкретные вопросы (измерить конкретные переменные), которые нас интересуют, и сделать это необходимо в соответствии с процедурой операционализации. В зависимости от точной формулировки проблемы исследования полезными могут оказаться та или иная стратегия или их сочетание.
- возможность реализации - мы должны быть уверены, что избранный нами метод или прием может быть успешно применен в тех конкретных условиях, с которыми нам предстоит иметь дело. Подходящий метод – это метод, максимально эффективный в условиях ограничений, накладываемых ситуацией исследования.
Политика как общественное явление. Происхождение понятия политика. Основные трактовки категории «политика». Сущность, структура и внутренняя логика политики. Онтологические, структурные и процессуальные свойства политики. Политика как вид деятельности, общественное отношение, вид общения и сфера социальной жизни. Политика и управление. Пространственно-временной континуум политики. Проблема социального измерения политики. Функции политики в общественной жизни.
Происхождение понятия политика Категория политики пришла из древнегреческой политической мысли, обозначая дословно «то, что относится к государству» (politika) и происходя, таким образом, от древнегреческого слова (polis) – город-государство, полис (орг-ция, включающая в себя все виды чел.общения).
Основные трактовки категории «политика». Критерии выделения - общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (основа явления) и системный, а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие конституирующие качества и функции в обществе.
Социологические определения. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т.д. Экономические (марксизм) политика - надстройка над экономическим базисом, концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. С тратификационные - соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп — за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и другие). Правовые - политика, государство - производные от права и прежде всего от естественных прав человека, - контрактивистские («общественного договора») теории (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант). Этические - деятельность, направленная на достижение общего блага.
С убстанциальные определения - раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. неск. Действия, направленные на власть: ее обретение, удержание и использование. М. Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». Институциональные - участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. Антропологические -форма цивилизованного общения людей на основе права, способ коллективного существования человека. Деятельностные -процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.
Системное - подчиняющийся конституционно-правовым нормам процесс соперничества различ. соц. групп в сфере распределения власти и системе принятия общенац. решений.
Сущность, структура и внутренняя логика политики: политическая организация, которая представляет собой совокупность институтов, транслирующих властно значимые групповые интересы в сферу полномочий государства и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть. политическое сознание -зависимость политического регулирования от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. С этой точки зрения политика предстает как общественный механизм, специально приспособленный для реализации разнообразных идейных проектов.
политические отношения- фиксируют специфические особенности деятельности, направленной на государственную власть, а также устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти.
Уровни организации политики
Политика как особая сфера жизнедеятельности человека обладает способностью организовывать свои порядки на различных уровнях социального пространства. Так, регулируя межгосударственные отношения или связи национальных государств с международными институтами - мегаполитика.
Конфликтные взаимоотношения внутри отдельных государств формируют уровень макрополитики. Это наиболее распространенный и типичный уровень организации межгруппового диалога. Мезополитика характеризует связи и отношения группового характера, протекающие на уровне отдельных регионов, локальных структур, институтов и организаций. И наконец, властно значимые отношения индивидов могут воплощаться в микрополитике, представляющей наиболее низкий (но отнюдь не самый простой) уровень межличностных или внутригрупповых отношений, регулируемых институтами государства.
Онтологические, структурные и процессуальные свойства политики. Онтологические (сущностные черты):
- конкурентность - политическое взаимодействие является результатом столкновения различных групповых интересов и сопутствующих им норм и правил, ценностей и традиций.
- асимметричность -невозможность постоянного поддержания баланса сил между участниками политической игры, а следовательно, и подвижность отношений за политическую власть.
- инклюзивность - свидетельствует о непостоянстве и подвижности круга тех проблем, которые рассматриваются государственной властью в качестве политически значимых.
- пространственность характеризует политику как объемно-пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в определенных точках, местах, участках территории
- темпоральность -временное измерение политики демонстрирует особый тип протяженности существования ее институтов, взаимоотношений правящей и оппозиционной элит, индивидуальных и групповых акторов, государственных и международных организаций. 3 измерения времени: Реальное времени (в них политические события воспринимаются непосредственно с точки зрения их актуальной завершенности); историческое времени (предполагающего более укрупненную оценку происходящего в его взаимосвязи с прошлыми событиями, т.е. требующего обобщения фактов, определенной логики истолкования эволюции группы политических фактов); эпохальное времени (оперирующего значительно более масштабными критериями оценки событий, приспособленными для оценки больших этапов политической истории не только отдельных государств, но и континентов).
Морфологические свойства отражают базовые особенности строения и источники формообразования политики. В этом смысле наиболее важным свойством является наличие элитарных и неэлитарных кругов как основных субъектов политики, чьи акции (поступки) и интеракции (взаимодействия) в сфере публичной власти и формируют сферу политической жизни.
Процессуальные свойства политики характеризуют политику как особый тип человеческой деятельности. Сложность, а временами и неясность взаимоотношений элиты и неэлиты, непредсказуемость последствий рационально предпринимаемых действий, наличие разнонаправленных движений и многие другие аналогичные факты, свидетельствующие об остроте и интенсивности конкуренции за государственную власть, –придают политике характер динамичного явления, обусловливают исключительную быстроту политических перемен, делают ее исключительно изменчивой. Политика представляет собой наиболее интенсивно меняющуюся, внутренне подвижную область общественной жизни, где постоянно сталкиваются энтузиазм и апатия, подъем и упадок, возбуждение и депрессия. с процессуальной точки зрения политика представляет собой совокупность идейно ориентированных действий разнообразных субъектов.
Политика как вид деятельности, общественное отношение, вид общения и сфера социальной жизни. Как такового ответа нет, но как вид деятельности – смотри процессуальные свойства политики; обществ. отнош-е: можно привести различ. мыслителей, к-рые по-разному ее толковали: марксизм: политика-надстройка, Парсонс: политика - целедостижение, Лассуэл: политика – контроль и распределение ресурсов, Макиавелли: политика – сфера общест. жизни, где частное согласуется с общественным. Вид общения: Аристотель: политика – высший вид чел. общения, Макиавелли: политика – противоборство за государство.