Национализм как специфическое общественно-политическое движение

Идея нации, используемая для выражения особых требований к власти, неизбежно порождает специфические политические акции, в систематизированном виде и представляющие собой национализм. В самом общем виде национализм - это политическое движение, направляемое определенной доктриной на выражение и защиту интересов национальной общности в отношениях с государственной властью. Структура национализма.

В структуру национализма входит ряд компонентов, от содержания каждого из которых существенно зависят возможности реализации национальной общностью своих целей в области государственной власти:

1). Национальная идеология, в которой формулируются цели национального движения, а также указываются пути и средства их достижения. Идеология выступает идейной и духовной основой массовой национальной идентификации, т.е. осознания широкими слоями населения своей приобщенности к данной национальной группе, понимания людьми уникальности и непреходящего значения разделяемых ими групповых норм и ценностей для собственной жизнедеятельности.

2). Национальное самосознание - совокупность представлений, характеризующих реальное освоение людьми общегрупповых идеалов, культурных норм и традиций той или иной национальной общности, а также обусловленных ими ее интересов. Именно от национального самосознания зависит степень распространения и характер поддержки идеологических целей национальных движений. Национальное самосознание, как правило, формируется с учетом специфического влияния ряда особых коллективных представлений. В частности, на уровень осознания идеалов и интересов нации существенное влияние оказывают этнические приоритеты, обусловливающие коллективную идентичность на базе общности «крови и почвы», некритического освоения ряда сложившихся традиций, смыслов и ценностей. В силу своего во многом подсознательного характера эти установки могут драматизировать действительность, приобретая разрушительные для рационального отношения к жизни формы. К числу факторов, влияющих на формирование национального самосознания, относятся и религиозные воззрения как один из важнейших факторов народного менталитета, сплавленный с историей становления и развития данной общности и ее мировосприятием в цивилизационном контексте. Аналогичными факторами являются социальные идеи, формирующиеся под воздействием более широких, чем государственные, современных экономических процессов, коммуникаций и институтов культурной жизни, а также собственно политические чувства и представления, отражающие отношение людей к реальным властно-перераспределительным процессам в их странах и мире в целом. Все перечисленные факторы являются компонентами структуры национального самосознания. Значение каждого из этих компонентов зависит от конкретных условий и особенностей эволюции конкретного народа (по сути это как раз - Связь социальных, этнических и религиозных факторов при формировании национального интереса.)

Этнополитик а – это участие этносов, этнических общностей в делах государства и в свою очередь участие государства в делах этноса – создание государственных гарантий и их стабильного осуществления, успешное развитие этносов, соблюдение их интересов и прав. Современная государственная этнополитика должна строиться на неких принципах, среди которых можно выделить:

Во-первых, государство в отношении всех этнических групп должно стремиться к интеграции их в единое гражданское общество, формированию общегражданских ценностей и идеалов. Стратегии формирования такого сообщества могут быть различны, но в последнее время утвердилась точка зрения, что оптимальной являет ся стратегия мультикультуризма т. е. интеграция локальных сообществ в единое целое при одновременном сохранении культурного плюрализма внутри данного сообщества.

Во-вторых, задача государства состоит в поддержании баланса интересов между большинством и этническим меньшинством. Должны быть исключены через специальные институты и политические процедуры любые этнократические тенденции в политике большинства и чрезмерная политизация этничности со стороны меньшинства.

В-третьих, это формирование полиэтнических и интегрированных элит: политических, культурных, экономических и т. д. Элит общенациональных и региональных.

В свою очередь можно выделить и формы негативной этнополитики: так существуют такие формы (модели) этнополитики, которые строятся на принципах исключения из правового поля государства части его граждан по расовым или этническим основаниям. К таким формам относятся, прежде всего, расизм, в различных его вариантах, и геноцид.

Политические элиты и политическое лидерство. Определение понятий «элита», «политическая элита». Традиционные и современные теории политической элиты. Функции политической элиты. Политическая и бизнес-элита во власти. Отличия центральной, региональной и местной политической элиты. Социальная представительность политической элиты. Бюрократическая элита и коррупция. Основные способы и каналы рекрутирования политической элиты. Понятие политического лидерства. Классические и современные теории политического лидерства. Функции политического лидерства. Типологии политического лидерства. Стили лидерства. Имидж политического лидера и его основные составляющие. Цивилизационно-культурные традиции в восприятии стиля лидерства.

Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли. Однако такого рода элитарные теории сколь-нибудь серьезного обоснования еще не получили. Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX — начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса. Можно выделить ряд направлений в изучении политических элит:

Макиавеллистская школа. Ее представителями являются Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс.

Концепция правящего класса была сформулирована Г.Моской в книге «Элементы политической науки".

Исходный пункт концепции Моски – деление общества на господствующее меньшинство и политически зависимое большинство. Первый класс, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, в то время как другой, более многочисленный класс, управляется и контролируется первым.

Демократию Моска считает камуфляжем той же власти меньшинства. Причем власть меньшинства над большинством в той или иной степени легитимизируется. Прежде всего, это связано с тем, что правящее меньшинство всегда является организованным меньшинством, по сравнению с неорганизованной массой. Представители правящего меньшинства неизменно обладают свойствами, реальными или кажущимися, которые глубоко почитаются в обществе, в котором они живут".

Для Моски определенный приток в элиту новых людей – залог здоровья общества, но только при условии преобладания стабилизирующей общество консервативной тенденции, сохранения преемственности и обновления элит за счет лучших выходцев из масс. Таким образом, Моске явно ближе концепция трансформации, а не смены элит.

Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту.

Социальная структура, по Парето, приобретает следующий вид: «1) низшая страта, неэлита. 2) элита, делящаяся на две части: (а) правящая элита, которая играет определяющую роль в политике; в) неправящая элита.

Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, это приводит к деградации элиты и ее упадку. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит.

Парето выделил 2 типа элит: львы и лисы.

Львам характерна решительность, опора на силовые авторитарные методы властвования, они консервативны.

Лисы используют манипуляцию, хитрость, они преобладают в условиях нестабильности, переходности.

Р. Михельс сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам. Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и проявляют равнодушие к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая, элитарная группа.

Ценностные концепции. Принадлежность к элите определяется обладанием высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего общества сферах деятельности.

Формирование элиты — следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Так, американский ученый Г. Лассуэлл выдвинул идею, согласно которой к элите могут быть отнесены только те, кто обладает особыми способностями к производству и распространению определенных политических ценностей (например, обеспечения индивидуальной безопасности человека или его общественного уважения, роста доходов и т.д.), к мобилизации активности населения и формированию определенного политического порядка.

Концепции плюрализма элит, согласно которой во власти действуют несколько элитарных группировок, и каждая из них обладает собственными механизмами и зоной властного влияния, выражает специфические интересы различных групп населения и обладает только ей присущим авторитетом.

Теории демократического элитизма, И. Шумпетер. Сторонники демократического элитизма утверждают, что реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая политическая партиципация угрожает стабильности демократии. Элиты необходимы прежде всего как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных населением.

Руководящий слой не только обладает необходимыми для управления свойствами, но служит защитником демократических ценностей и способен сдержать часто присущий массам политический и идеологический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.

Леволиберальные концепции. Важнейший представитель этого направления Ч. Миллс.

Главный элитообразующий признак — не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание командными позициями, руководящими должностями. Именно занятие ключевых позиций в экономике, политике, военных и других институтах обеспечивает власть и тем самым конституирует элиту. Первейшая функция властвующей элиты в обществе — обеспечение своего собственного господства. Существует глубокое различие между элитой и массой. Возможности влияния масс на элиту посредством выборов и других демократических институтов весьма ограниченны. Рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды.

Важнейшими критериями отбора являются обладание ресурсами влияния.

Весьма оригинально рассматривал функциональные основания политических элит и Дж. Гэлбрейт, предположивший, что важнейшее влияние на принятие политических решений оказывает так называемая техноструктура, т.е. та анонимная группа лиц, которая контролирует процесс обращения служебной информации и тем самым реально предопределяет характер принимаемых наверху решений.

Политическая элита – это составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа, в большей или меньшей мере обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами и непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: