Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

Равновесие — это состояние баланса между противоположными силами (спросом и предложением).

Покупатель хочет купить товар по наиболее низкой цене, а продавец стремится продать — по более высокой.

Избыток предложения — ситуация, в которой величина предложения при существующей цене превышает величину спроса.

Избыток спроса — ситуация, в которой величина спроса при существующей цене превышает величину предложения.

Эластичность спроса.

Степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товары или услуги показывает его эластичность.

Есть 3 значения эластичности спроса:

ü Эластичный.

ü Неэластичный.

ü Единичной эластичности.

Эластичность спроса зависит от многих факторов, но она выше на те товары, у которых больше заменителей. Эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей их использования. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность на такой товар. Значение эластичности спроса по цене играет важную роль для предпринимателей при выборе цен на товары.

Если спрос неэластичен, то производителю выгодно повышать цену, потому что только в этом случае возможно получение прибыли.

На эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например доходы покупателей. В этом случае говорят об эластичности спроса на товары и услуги по доходу.

Степень изменения объема предложения в ответ на изменение цены характеризует эластичность предложения. Эластичность предложения меняется под действием технического прогресса, а так же она может изменяться в результате изменения качественного или количественного состава применяемых экономических ресурсов.

По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют 3 периода:

1. Краткосрочный.

Как правило фирма не в состоянии осуществить изменения в объеме выпускаемо продукции, какая бы не сложилась цена, в результате этого предложение может подстраиваться под спрос изменяя при этом только цену. Как правило кривая спроса предложения занимает вертикальное положение.

2. Среднесрочный

Фирма имеет возможность подстроиться под спрос (используя ресурсы) повышая объемы производства продукции за счет большей загруженности производственных мощностей, за счет продажи запасов. Эластичность предложения больше 0

3. Долгосрочный.

Фирма может просто перестроить свое производство за счет замены старого оборудования, расширения производственных мощностей. В случае повышения цен могут появиться новые фирмы. Эластичность предложения может достичь максимальной величины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: