Студент должен:
уметь:
- организовать рабочее место для определенной слесарной операции;
- подобрать необходимый инструмент;
- прочесть чертеж;
- определить технологический процесс изготовления детали;
- контролировать процесс изготовления в соответствии с техническими условиями;
- соблюдать правила техники безопасности.
Комплексные работы учащиеся выполняют после изучения и выполнения упражнений по всем видам слесарной обработки, предусмотренным учебным планом и программой практики. В пределах времени, отведенного на комплексную работу (четыре занятия по 6 уч.часов), учащиеся получают индивидуальные задания на изготовление (обработку) деталей или изделий, включающие различные виды слесарных операций: опиливание, разметку, шабрение, сверление, нарезание резьбы, клепку, пайку или лужение.
Изделиями, которые должны изготовить учащиеся при выполнении комплексных работ, могут быть плоскогубцы, воротки, ручные тиски, кронциркули и др., а также детали, которые входят в продукцию, изготовляемую учебной мастерской для оснащения кабинетов и лабораторий техникума или реализуемую как товарная продукция. Например, при изготовлении слесарных тисков учащиеся выполняют объемную разметку, опиливание, сверление различных деталей тисков. При выпуске настольно-сверлильных станков все слесарные операции, входящие в технологический процесс изготовления различных деталей и узлов станка, могут быть также поручены учащимся для выполнения комплексных работ.
|
|
Каждое комплексное задание должно содержать не менее 3...4 различных по своему характеру слесарных операций. Количество заготовок, которое учащийся должен обработать, зависит от их трудоемкости и должно быть рассчитано на загрузку учащегося работой не мене чем на 3 рабочих дня, оставив часть последнего дня практики для сдачи работы и зачета по практике.
Оценка знаний по слесарной практике проставляется на основе качества выполнения работы (или количество обработанных заготовок), времени, затраченного на обработку, бесед с учащимися и проверки дневников-конспектов. Учащийся обязан не только уметь выполнять те или иные слесарные операции, освоенные во время практики, но хорошо знать теоретический материал и отвечать на контрольные вопросы, такие, как: наименование и назначение слесарных инструментов; правила работы ножовками, молотками, зубилами, напильниками; устройство слесарных тисков; правила работы и заточки на заточных (точильных) станках; устройство и приемы работы на простом сверлильном станке; маркировка и наименование обрабатываемых материалов; правила применения и чтение размера при измерении простым контрольно-измерительным инструментом (штангенциркулем, микрометром и т.п.), организация рабочего места, правила техники безопасности при выполнении конкретных слесарных операций. Вопросы учащимся могут задаваться либо устно, либо в виде контрольных билетов.
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1701 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), утвержденными 16 мая 2002 г. и примерной программой по группе специальностей 1700 от 2 февраля 2004 г., автор, с учетом специфики специальности 1701, обобщил многолетний опыт слесарной и станочной практики в данном учебном пособии "Учебная практика в ГОУ СПО для получения первичных профессиональных навыков".
В пособии описаны основные слесарные операции, оборудование, инструменты и приспособления, приемы выполнения слесарных работ и средства их механизации. Даны сведения об организации рабочего места слесаря, видах и мерах предотвращения брака, технике безопасности, противопожарных и экологических мероприятиях, научной организации труда слесаря. Изложены сведения о материалах, применяемых в машиностроении, технических измерениях.
Описаны специфические работы для нефтехимических предприятий.
Основная цель составленного методического пособия по учебной практике помочь будущим выпускникам специальности 1701 быстро адаптироваться в ремонтно-механических заводах и цехах нефтехимических предприятий при ремонте, сборке и монтаже нефтехимического оборудования.
Пособие может быть использовано при подготовке рабочих-слесарей и проведении различных видов практик студентами, мастерами профессиональных учебных заведений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный Образовательный Стандарт МО России ст. 16.05.2002.
2. Примерная программа: «Производственная (профессиональная) практика» по специальности 1701 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) среднего профессионального образования (базовый и повышенный уровень)», Москва, 2004.
3. Грецкая Г.Т. Основы организации и методика проведения производственной практики учащихся средних специальных заведений. М.: 1982.
4. Аршинов В.А., Алексеев Г.А. Резание металлов и режущий инструмент. М., Машиностроение, 1967. - 500 с.
5. Генкин А.Э. Оборудование химических заводов: Учебное пособие для техникумов. - 4-е изд.пepepaб. и доп. - М.: Высшая школа, 1986. - 280 с.
6. Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения. Учебник для подготовки рабочих на производстве. Издание 6-е переработано. М.: Высшая школа, 1976. - 464 с.
7. Мокрецов A.M., Елизаров А.И. Практика слесарного дела: Учеб. пособие для проф.обучения рабочих на производстве, - М.: Машиностроение, 1989. - 288 с.
8. Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Ч.II. Справочник для руководителей и специалистов. Изд.6-е.(доп. и перераб.). Серия "Библиотека руководителя", Мышевици, изд. УПЦ "Талант". 2002. - 224 с.
9. Нефедов Н.А. Практическое обучение в машиностроительных техникумах. Учебная практика: Учебное пособие для техникумов. - 2 издание переработано и дополнено. М.: Высшая школа, 1990. - 311 с.
10. Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов. Учебник для техникумов. 8-е изд. перераб. и доп., СПб Политехника, 2000.
11. Покровский Б.С. Слесарное дело: Учебник для нач. проф. образования, Б.С.Покровский, В.А.Скакун. - М.: издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
12. Справочник по производственному контролю в машиностроении. Издание 3-е переработано и дополнено. Под редак. доктора технических наук проф. А.К.Кутая. Машиностроение (Ленинградское отделение), 1974. - 676 с.