Возникновение идеи правового государства и ее развитие

Возникновение идеи правового государства и ее развитие.

Современные подходы к пониманию правового государства.

Основные принципы правового государства.

Правовое социальное государство в политической системе общества.

Возникновение идеи правового государства и ее развитие.

Теория правового государства это - синтез концептуальных идей и концепций о его природе, признаках, принципах как государства демокра­тического, социального, в котором господствует право. Она явилась ре­зультатом всемирного прогрессивного развития учения о государственно­сти в русле человеческого измерения и общесоциальной справедливости

Зарождение теории правового государства берет свое начало с идеи о торжестве справедливых законов в государстве.

Изначальной, функциональной, «сквозной» идеей, вошедшей в тео­рию правового государства является идея господства юридического зако­на, а не власти правителя.

Уже в VI в. до н. э. один из выдающихся древнегреческих мудрецов Солон своей знаменитой реформой воплотил идею соединения права и силы власти в господстве законов, изданных, по его словам, для простых и знатных наравне. По утверждению Аристотеля с Солона в Афинах на­чалась демократия. Главным в законах Солон считал обеспечение ком­промисса.

Идея торжества закона, идея законности отстаивалась позднее Герак­литом. Гераклит утверждал, что народ должен сражаться за законы как за стены своего города, а под законами он понимал отражение естественных, вечных законов миропорядка. В таком ракурсе обосновывал господство закона и Сократ. Будучи убежденным в исключительной значимости за­конности, Сократ пожертвовал своей жизнью, отказавшись от побега из тюрьмы, в которой он ожидал исполнения вынесенного ему смертного приговора за нарушение закона.

Ученик Платона Аристотель, которого по праву считают величайшим мыслителем в истории политической и правовой мысли, полагал, что за­кон должен властвовать над всем, а там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя; господствующей силой в государстве должен быть закон правильный в основных своих положениях, и правитель - будет ли то одно лицо или несколько - должен простирать свою власть только на то, относительно чего закон не в со­стоянии высказать точных положений, потому что в общих выражениях нелегко определить ясно все случаи

Знаменитый римский мыслитель и государственный деятель Цицерон утверждал: под действие закона должны подпадать все.

Крупнейший средневековый мыслитель Фома Аквинский, построив­ший свое учение на теории греческих философов и римских юристов, ис­ходил из того, что управляют мировым и общественным порядком имен­но законы, которые он делил на четыре категории: 1) вечный закон; 2) естественный закон; 3) человеческий закон; 4) божественный закон.

В учениях раннебуржуазных мыслителей Г. Гроция, Б. Спинозы, М. Вольтера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсона, Т. Пейна, Дж. Локка получило углубленное обоснование необходимости осуществ­ления государственной власти на основе справедливого закона.

Вторым блоком идей, вошедших в теорию правового государства, яв­ляется концепция естественного права. Концептуальные идеи о естест­венном праве возникли в античные времена в учениях многих древнегреческих и древнеримских мыслителей, прежде всего тех, кто отстаивал идею господства закона. Они отождествляли естественное право с дейст­вием естественных законов, законов природы, которым должны соответ­ствовать законы, исходящие от государства. В эпоху средневековья уче­ние о естественных законах, об иерархии законов обосновал Ф. Аквинский.

Раннебуржуазные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк и другие создали классическую естественную школу права, согласно ко­торой естественное право - это требования человеческого разума, коре­нящиеся в природе человека, и законы государства должны отражать эти разумные требования. В частности, Дж. Локк утверждал, что закон, уста­новленный в обществе, представляет собой не любое предписание, а только такое, которое указывает человеку на поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу, преследующее не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Свобода людей по Дж. Локку заключается в том, чтобы иметь постоянные правила для жизни, общие для каждого, позволяющие ему следовать соб­ственному желанию во всех случаях, когда это не запрещено законом, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной само­властной воли другого человека. Классическая естественная школа права была господствующей на протяжении двух столетий.

Третьим блоком политико-правовых идей, на основе которых посте­пенно формировалась теория правового государства, является концеп­ция народного суверенитета. Впервые идею о принадлежности народу верховной власти высказал Мо-цзы - древнекитайский мыслитель в V-IV вв. до н. э. В XIV в. итальянский ученый М. Падуанский обосно­вывает положение, согласно которому народ - единственный носитель суверенитета и верховный законодатель. Концепцию же народного су­веренитета создал в XVIII в. Ж. Ж. Руссо. По Ж. Ж. Руссо суверенитет народа неотчуждаем, неделим, неограничен. И только народ вправе сам непосредственно осуществлять законодательство, воплощая в законах его общую волю.

Существенный вклад в становление теории правового государства внесли разработчики концепции разделения властей.

Идея разделения властей была высказана впервые Аристотелем, ус­матривающим в государстве три его элемента: законодательный орган, магистратуры, судебные органы. Затем она выразилась в позиции Полибия и Цицерона, выступивших за смешанную форму правления, сочетаю­щую царскую, аристократическую и демократическую власти и тем са­мым взаимно уравновешивающую эти власти. В XIV в. М. Падуанский четко разграничил две власти - законодательную и исполнительную.

Концепция же разделения властей начала формироваться в учении Дж. Локка, выделившего законодательную, исполнительную и союзную (федеративную) власти. Создателем же доктрины разделения властей справедливо признают Ш. Монтескье, разграничившего законодательную, исполнительную и судебные ветви власти, доказавшего необходимость их взаимного ограничения во избежание злоупотребления каждой из них в отдельности путем соответствующих юридических сдержек и противо­весов.

Сторонники теории разделения властей по-разному их именуют, как и расходятся по количеству властей. С. Е. Десницкий различал законода­тельную, исполнительную, судебную, наказательную, гражданскую (го­родское самоуправление); И. Кант - верховную, исполнительную, судеб­ную; Г. Гегель - законодательную, исполнительную, княжескую; Б. Констан - королевскую, исполнительную, представительную (власть верхней палаты), власть, представляющую общественное мнение (нижняя палата), судебную, муниципальную.

В настоящее время подавляющее большинство исследователей ведут речь о трех основных ветвях власти - законодательной, исполнительной и судебной. Наряду с ними некоторые авторы выделяют еще контрольную, надзорную, муниципальную (местную). В частности, профессор Вюрцбургского университета А. Бланкенагель утверждает, что Конституцион­ный суд ФРГ как орган конституционного контроля стал властью даже над парламентом.

Как бы завершающим звеном в разработке конструкции правового го­сударства явилась концепция господства права, в которой различают две модели - англосаксонскую и немецкую. Англосаксонская модель исходит из того, что правление не может быть произвольным, а должно осуществ­ляться в соответствии с законом, принятым с соблюдением предусмотренных процедур, устанавливающим права и обязанности граждан, их гарантии и никакой официальный статус не может защитить лицо от ус­тановленной законом ответственности, если оно нарушило предписанные права, нет никого, кто был бы выше его. Немецкий вариант обосновывает господство права в ракурсе различения права и закона.

Суть теории господства права, отличающейся от концептуальных идей господства закона, состоит в том, что она четко разграничивает пра­во и закон, который может быть как правовым, так и неправовым, неспра­ведливым, не соответствующим принципам права. Правовой закон во­площает в себе общесоциальную справедливость, общечеловеческие цен­ности и этим связывает государственную власть. Право выше государст­венной власти. Власть должна осуществляться в соответствии с правом. Наиболее видные разработчики этой теории - А. Дайси, П. Лабанд, О. Бэр, Л. Штейн.

Правовое государство как юридическая конструкция выработано нау­кой права в XVIII-XIX вв. в период, когда складывалось конституционное устройство европейских стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: